Файл: Теневая экономика причины возникновения, влияние на основные макроэкономические показатели страны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный метод используется для определения величины теневого сектора путем сравнения объема ВВП,полученного с использованием косвенных данных, сданными официальной статистики. Классическим примером этого метода является исследование, проведенное МВФ в Китае, когда в качестве индикатора экономики и определения масштабов теневой экономики был

применен показатель потребления электроэнергии.
Метод товарных потоков. Применение этого метода довольно широко используется во многих европейских странах с развитой статистической службой. Метод товарных потоков заключается в том, что товарный поток

(т. е. движение стоимости от производства до использования) строится для определения не макропоказателей, а отдельных важнейших продуктов или товарных групп.
С методом расхождений мы сталкиваемся довольно часто. Для теневой экономики это довольно простая и удобная схема обмана, которую реально проверить и распознать.
Метод, основанный на расчетах показателей заня-

тости («итальянский» метод).

«Итальянский» метод разработан и применяется Итальянским институтом статистики, который в настоящее время считается наиболее авторитетным в вопросах определения параметров теневой экономики. При разработке этого метода специалисты исходили из того, что собрать достоверные данные о производстве (особенно о производстве в малом бизнесе и сфере

услуг) очень трудно. Одна из причин этого — сознательное занижение показателей производства с целью уклонения от налогообложения. Мелкие предприятия вообще трудно отследить, даже хотя бы для того, чтобы внести их в статистический регистр. Между тем наличие

большого количества малых предприятий для итальянской экономики очень типично. Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла

скрывать или искажать информацию об их рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной


выработки в отрасли.

Существуют следующие разновидности этого метода:

1) на основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости; 2) на основе расхождения между величинами фактически отработанного за неделю рабочего времени и официально зарегистрированного.
Глава 3. Особенности теневых отношений в российской экономике
3.1 Изучение теневых отношений в российской транзитивной экономике

Главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции.

Собственно сама коррупция, трактуемая как использование служебного положения в личных целях (или экономика взяток), выступает одним из секторов теневой экономики. Главная отличительная черта экономики коррупции, как сектора теневой экономики, в отличие от нерегистрируемой экономической деятельности по производству обычных товаров и услуг, заключается в том, что ее функционирование не ведет к созданию никаких дополнительных благ. Деятельность пораженной коррупцией части государственного аппарата направлена на незаконное изъятие (перераспределение) созданного другими хозяйствующими субъектами общественного дохода в целях личного обогащения чиновничества. В этом нельзя не видеть особый вред для жизни общества и экономики, который она несет.

В настоящее время РФ занимает по степени коррумпированности 126 место из 158 стран мира. Хотя в общей структуре зарегистрированной в стране преступности удельный вес коррупционных деяний составляет всего 2,5-2,8%, но, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных действий не регистрируется, не расследуется и не наказывается, что скрывает истинный их размах. 
При этом следует особо подчеркнуть, что коррупция - это бедствие не одной только России. В последние годы она все заметнее выдвигается в качестве главной экономической проблемы всего современного мира. По данным экспертов Всемирного банка, более 40% предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%.

Можно привести еще одну цифру, которая свидетельствует о первостепенной значимости борьбы с коррупцией в современной России. Речь идет об оценках масштаба "рынка коррупционных сделок". Различными исследовательскими центрами приводятся разные оценки масштаба коррупции. Его диапазон таков: от 37 млрд. долл. до 115 млрд. долл. (Движение "Против коррупции") и даже до 316 млрд. долл. (Фонд "ИНДЕМ").


Приведенные примеры подтверждают чрезвычайную важность активизации борьбы с коррупцией в РФ. Не случайно одним из заметных событий последнего времени стала подготовка Общественной палатой доклада "Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты", который в 2007 г. был направлен в органы государственной власти. В этом докладе выявлены основные зоны поражения коррупцией, раскрыты причины и последствия ее масштабного разрастания, предложен комплекс антикоррупционных мер. 
Негативная роль коррупции в жизни общества многообразна. Более подробно рассмотрим только одну ее составляющую - взаимосвязь с теневыми процессами в экономике.
3.2 Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия

В объяснении причин теневой экономики постсоветской России существуют разные толкования, которые в принципе могут разделяться на две школы: «десотианство» и «мюрдализм». «Десотианство», как понятие связано с именем известного перуанского экономиста Э. Де Сото, новаторские мышления которого о причинах теневой экономики открывают один из путей к её изучению. Сущность десотианства лежит во влиянии государственных институтов на возникновение теневой экономики. Оно объясняет причины теневой экономики институциональными факторами, лежащими в области политики и права. Иначе говоря, существование и развитие теневой экономики возникают из-за недостатков администрации, чрезвычайного вмешательства государства, и плохих законов. Таким образом, десотианство основано на правовом детерминизме, и более приближается к концепции неоинституционализма.

Масштабное развитие теневой экономики тесно связано с особенностями экономического перехода России, и большая часть этих особенностей объясняется институциональными проблемами в государстве, которые подтверждают доказательство десотианства. Так, называю теневую экономику особенностью российского капитализма, Л.Косалс отметил, что реализованные реформы в переходной России приобрели следующие шесть признаков3 :

- возникновение делового тандема чиновников и предпринимателей.

- чрезвычайно высокая роль государства в экономике

- сохранение прежних форм монополизма и появление новых

- репрессивный характер системы налогообложения и чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий


- рыночные реформы в России приобретают асоциальный характер

- российские рыночные реформы в целом носят неправовой характер

Возвращаясь к исследованиям Э. де Сото, следует обратить внимание еще на одну проблему, рассмотренную им в работе «Иной путь». Перуанский экономист на примерах доказывает, что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует «сила права» (конечно, права специфического, т.е нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: во всех видах нелегальной деятельности существуют устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с законными государственными институтами. Складывается впечатление, что в «тени» живет параллельный мир со своими профсоюзами, судами, правовыми нормами, который во многом эффективнее официального мира. Даже процесс подкупа государственных чиновников трансформируется здесь из эпизодического правонарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все его участники.
Рассмотренный в работе Э. де Сото довольно сложный механизм самоорганизации теневого бизнеса убедительно доказывает несостоятельность упрощенных представлений о рынке, где каждый «сам за себя». Высокие трансакционные издержки легального бизнеса делают исключительно индивидуалистическую деятельность заведомо неэффективной, заставляя экономических агентов сплачиваться в нелегальные организации, существование которых приобретает устойчивый характер, причем происходит постепенная институционализация все большего числа неформальных норм.
На основе анализа вышеизложенных особенностей, можно, согласно десотианству, объяснить разрастание теневой экономики в переходном периоде. Основная причина такой ситуации состоит в недостатке и несовершенстве взаимосвязанных институтов (даже отсутствии нужных), т.е. так называемый институционный вакуум4. Хотя и принимаются новые законы, но они остаются неопределенными либо неэффективными.

3.3 Традиционно-институциональный подход: теневая экономика в контексте российской культуры

«Десотианство», как очевидно, основано на правовом детерминизме. Этот подход принадлежит к тому направлению неоинституционализма, который уделяет основное внимание в развитии общества совершенствованию именно правовых институтов. Следует, однако, отметить, что правовой детерминизм в объяснении проблем хозяйственного развития отражает типичные особенности западной ментальности, для которой понятие «правовое общество» давно является не желаемой целью, а повседневной реальностью.
Самое основательное исследование по проблемекультурных корней отечественной теневой экономики было произведено А. Н. Олейником — автором монографии «Тюремная субкультура в России». Предложенный им подход во многом схож с концепцией Г. Мюрдаля — Дж. Скотта, которые усиление теневых отношений трактовали как результат доминирования некоей «андеграундной» (по западным меркам) субкультуры. Однако если экономисты-востоковеды считают таковой культуру бедных крестьян, то А.Олейник — культуру лишенных всякой собственности заключенных. В остальном же ценностные нормы, способствующие «теневизации», оказываются весьма схожими — доминирование персонифицированных отношений, поддержка выживания «своих» при игнорировании законных

требований «чужих». Когда лишь 1/3 россиян считает, что людям можно доверять, то общество раскалывается на мозаику малых групп, члены которых доверяют только близким, хорошо знакомым людям и не доверяют всем остальным. Поскольку эти мафиозные нормы пронизывают деятельность буквально всех организационных структур — государственных, коммерческих и криминальных, — то их преодоление в ближайшей перспективе представляется А. Олейнику весьма маловероятным5.

3.4 Итоги и перспективы изучения российской теневой экономики
Россия относится к группе постсоциалистических стран с высоким уровнем теневых экономических отношений (наравне, например, с Украиной). Оценки масштабов российской теневой экономики 2000-х гг. варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. Динамика теневой экономики России за последние 10 лет весьма неоднозначна. С одной стороны, в 2000-е гг. в целом уровень теневых экономических отношений стабилизировался или даже пошел на спад. Ощущение позитивных сдвигов обеспечивается, прежде

всего, ослаблением наиболее криминальной («черной») составляющей теневой экономики: время «бандитских крыш» ушло в прошлое, функции инфорсмента стали в основном выполнять «милицейские крыши» и легальные правоохранительные институты. Ранее едва ли не тотальное уклонение от налогов также начало сокращаться. С другой стороны,