Файл: Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач Задание Разработайте конспект занятия на тему Решение простых арифметических задач.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теория и методика математического развития
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кулик Алёна Александровна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Цель занятия: закрепление знанийо методических рекомендациях по обучению решению арифметических задач, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задания по теме 4.2. Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач
Задание 1. Разработайте конспект занятия на тему «Решение простых арифметических задач» для детей 6-7 лет с использованием занимательного материала.
Цель: Формирование начальных математических знаний.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру.
Закреплять представления о геометрических фигурах.
Развивающие:
развивать внимание, сообразительность и логическое мышление; развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математическим знаниям, воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Демонстрационный: набор цифр, геометрические фигуры
Раздаточный: разрезные картинки, распечатанные задания "Математический диктант", «Соедини точки по картинке» (на каждого ребенка), карточки «сравни числа», простой карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель:
— Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мальвина. Мне очень, нужна ваша помощь. Злой колдун отправил меня на необитаемый остров. Чтобы вернутся мне необходимо решить задачи и восстановить сломанные геометрические фигуры. На острове никого нет, кто мог бы мне помочь. Дорогие ребята! Я знаю, что вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите ко мне на помощь. Я в опасности, помочь мне можно только в ближайших полчаса. Если не успеете, то я останусь на острове на всегда! Ваш друг Мальвина.
Воспитатель:
— Ну что, ребята, поможем Мальвине вернуться домой?
Дети: — Да, поможем!
Воспитатель: — Но попасть на необитаемый остров не просто. Для того чтобы мы с вами справились со всеми трудностями, мы должны быть смелыми, сообразительными, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться назад мы сможем только тогда, когда справимся со всеми заданиями. Ну, что, вы уверены в своих силах?
А чтобы узнать, на чем мы отправимся на необитаемый остров, необходимо выполните задание.
1. «Разрезные картинки» (корабли)
Дети собирают картинку, дают название кораблю и отправляются на помощь Мальвине.
2. «Подумай и ответь»(Задание устное)
Воспитатель: — Вот и первое задание.
— Какой сегодня день недели?
— Сколько в неделе выходных дней? Назовите их.
— Сколько у светофора глаз?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько лап у двух собак?
— Сколько дней в неделе?
— Сколько на небе солнышек?
— Какое сейчас время года?
— А какое время года было перед зимой?
— Когда ребята идут первый раз в первый класс?
— Сколько пальцев на двух руках?
— Сколько солнышек на небе ночью?
— Сколько ушей у двух кошек
— После весны наступает какое время года?..
Задания на логическое мышление.
— На столе лежало 2 яблока. Все яблоки разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
— Какую посуду нельзя наполнить?
— Что можно увидеть с закрытыми глазами?
— Сколько лап у двух кошек?
— Сегодня среда, через два дня мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?
— Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье?
— Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уже три раза.
Каков ее запас?
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями!
3. «Реши задачу»
Воспитатель: Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача?. (Условие, Вопрос, Решение, Ответ)
-Молодцы!. Кто может составить задачу?» (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти).
Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 5—1 =?
Воспитатель: «Составьте задачу, в которой будут такие числа».
Дети составляют задачи. Например: «В магазине было 5 кукол. Пришел покупатель и купил 1 куклу. Сколько кукол осталось в магазине?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 5—1=4).
Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.
Предлагаю еще один пример, по которому дети составляют задачи. Например: 7+1 = ?
Воспитатель: Вы хорошо потрудились. А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть.
Физ. минутка«Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
4 задание«Геометрические фигуры».
Какие геометрические фигуры вы видите? Вы должны поставить точку в том месте, где я укажу. Слушайте внимательно.
- Поставьте точку вне прямоугольника, вне треугольника (дети ставят у себя на листочках, затем выходит ребёнок к доске ставит точку и объясняет, почему здесь поставил точку).
- Внутри треугольника и внутри круга, но не в прямоугольнике.
- Вне круга и вне треугольника.
- Внутри прямоугольника, треугольника и круга.
- Вне прямоугольника, круга, треугольника.
-Молодцы!
5 задание «Рисунок по номерам»
Соедини все точки по порядку и узнаешь что нарисовано.
6 задание «Сравни числа и поставь знаки»
2…3 9…8 4…8
5…5 1…7 10…4 (работа за столом)
Воспитатель: Молодцы! Какие вы сообразительные.
Вот и справились со всеми заданиями. Вернули Мальвину домой. Кому сегодня помогали? Что было трудным?, Что больше понравилось? Со всеми заданиями справились?
Задание 2. Составьте арифметические задачи разного вида (по 1-2 задачи) для занятий по обучению решению арифметических задач в разных возрастных группах
Младшая группа
Задача на нахождение суммы
На столе лежало 3 синих карандаша и 5 жёлтых карандашей. Сколько всего карандашей на столе?
Решение :5+3=8
Ответ:8 карандашей
Задача на нахождение остатка
На клумбе было 4 цветка, из них сорвали 3 цветка.Сколько цветков осталось на клумбе?
Решение: 4-3=1
Ответ:1 цветок
задачи на нахождение неизвестных компонентов
задача на нахождение первого слагаемого:Максим взял несколько самолётиков и 1 машину. Всего у него 6 игрушек.Сколько у него самолётиков? Решение :6-1 =5 Ответ 5 самолётиков
Задания по теме 6.1. Технологии организации работы по формированию математических представлений с детьми, имеющими трудности в обучении
Цель: закрепление знаний о технологиях организации работы по формированию математических представлений с детьми, имеющими трудности в обучении, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Подберите диагностические задания для определения уровня математического развития детей одной из возрастных групп.
Определите критерии оценки уровня математического развития детей.
.Память.Методика обследования.1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.2.Количество и счет.Методика обследования.1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?
3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?
Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
3.Порядковый счет.
Методика обследования.
1.Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.
2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»
3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»
Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».
4.Величина.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».
2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.
Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.
5.Геометрические фигуры.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».
2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга..?
3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)
Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.
6.Формы.
Методика обследования.
1.Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)
2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.
Материал для обследования: геометрические фигуры.
7.Ориентировка во времени.
Методика обследования.
1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).
2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере НОД в детском саду).
3. Д/ упр. «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»
Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»
8.Ориентировка в пространстве.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).
2. Д/упр. «Пойдешь - найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)
3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.
Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.
9.Знание цифрового материала.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).