Файл: Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач Задание Разработайте конспект занятия на тему Решение простых арифметических задач.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.
3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.
Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
10.Ориентировка на листе бумаги.
Методика обследования.1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.11.Логическое мышление.Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.
3. «Дорисуй!» (Можно с группой)
Материал для обследования: карточки к заданию №2, листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.
Задание 4. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задания по теме 6.2. Технологии формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
Цель:закрепление знаний о технологиях формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 5. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по формированию математических представлений.
Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка, для этих детей необходима специальная коррекционная работа с учётом их умственных и психофизических возможностей.Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.Важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задание 6. Разработайте фрагмент группового занятия по обучению решению задач с индивидуальными заданиями для детей с ОВЗ.
Разработайте фрагмент группового занятия по обучению решению задач с индивидуальными заданиями для детей с ОВЗ.
Цель:Обучение решению задач
Задачи:
1.Научить детей решению простейших математических задач.
2.Решение задач в пределах чисел от 1 до 5.
3. Научить ставить вопросы и находить решение задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Способствовать развитию памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Формировать психологический контакт, взаимопонимание и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Ход занятия
1.Организационный момент. -Здравствуйте, ребята!
К нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.
Они пришли не с пустыми руками, и приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны найти правильные ответы.
2. Актуализация ранее полученных знаний:
Воспитатель:
Посмотрите, что принесли нам Маша и Медведь. Воспитатель выкладывает на столе карточки с цифрами. Давайте вспомним, как называются эти цифры. Дети поочередно называет цифры. Молодцы, а теперь поиграем!
3. Игра «Вспоминай-ка»(тренировка зрительной памяти и произвольного внимания):
Воспитатель:
- С первым заданием вы справились, молодцы! Теперь внимательно посмотрите и найдите цифру 1, далее 2, ….. 5 Молодцы. Теперь давайте разложим эти цифры по порядку и проверим, правильно ли у вас получилось! (Воспитатель вместе с детьми находит ошибки. Игра повторяется несколько раз.
4. «Решение задач»
1. Задача на нахождение суммы:
Маша и Медведь ходили на рыбалку. Медведь поймал 3 рыбки, а Маша – 1.
Сколько всего рыб поймали мальчики вместе? (показать наглядно на предметах количество пойманных рыбок).
Решение: 3+1=4
Ответ: вместе Маша и Медведь поймали 4 рыбки.
2. Задача на нахождение остатка:
В вазе было 3 яблока. Маша съела 1 яблоко.
Сколько яблок осталось в вазе? (также наглядно показывать количество предметов с показанием цифр данной задачи)
Решение: 3–1=2
Ответ: в вазе осталось 2 яблока.
5. Пальчиковая игра «Котята» (развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики).
Воспитатель:
- Давайте теперь разомнем наши пальчики! Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения
( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
7.Заключительный этап
Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали, какие задачи решали?
Какое задание было самым трудным?
Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии.
Они обязательно еще придут к вам в гости.
А я жду Вас на следующем уроке. До свидания
Задания по теме 6.3. Сотрудничество дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей
Цель:закрепление знаний о сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 7. Разработайте содержание одной из форм работы с родителями по математическому развитию детей (форма работы по выбору обучающегося).
-
Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди всекруглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Задание 8. Составьте рекомендации для родителей по математическому развитию детей и подготовке к обучению математике в начальной школе.К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. У детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 го дам должен многое знать и уметь.
Начиная заниматься с ребенком, необходимо помнить, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.
С самого начала обучения необходимо предупреждать ошибки, подробно объяснять ребенку правила игры, следить за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, то необходимо начать работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.
Все занятия лучше проводить в игровой форме с использованием разнообразного дидактического материала, картинок. Однако нельзя сводить занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд и необходимо сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
Для успешного обучения математике ребенок должен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.
Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.
Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше — меньше, много — мало и т. д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.Наша задача и задача родителей — помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы.Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.Упражнения, задачи и игры раздела "Математика" имеют целью расширить кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.