Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы логопедии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Основы логопедии
Выполнил:
слушатель Коновалова Людмила Васильевна
Преподаватель:
Саваровская Алла Владимировна
2023 год
Задание 1. Заполните таблицу «Этиология речевых нарушений»:
Период действия | Биологические причины | Социально-психологические причины |
Перинатальный внутриутробное развитие | -интоксикации; -внутриутробная гипоксия плода; -резус-конфликт; -неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша; -ушибы и падения матери; -заболевания матери во время беременности; | - курение во время беременности, употребление алкоголя |
Натальный период родов | Патология родов: -родовая травма новорожденных; затяжные или стремительные роды; -рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой; -повреждение нервов; -асфиксия новорожденного и др. | - курение во время беременности, употребление алкоголя. |
Постнатальный развитие после рождения | -черепно-мозговая травма; -инфекционный гепатит; -менингит; -длительно текущие -соматические заболевания; -наследственные генетические заболевания; -цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющие на ее развитие. | -недостаточность речевых и интеллектуальных контактов; -конфликтные отношения в семье; -неправильные методы воспитания; -психическая депривация; госпитализм; -среда, состоящая из лиц с речевой патологией; -многоязычие в семье |
Задание 2. Заполните таблицу «Классификация речевых нарушений»:
Классификация | Авторы | Нарушения речи |
Клинико-педагогическая классификация | Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М.Гриншпун) | Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз). Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем). Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. |
Психолого-педагогическая классификация | Р.Е. Левина | - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. - Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. - Заикание - рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи. |
Задание 3. Проанализировав определения речевых нарушений, заполните таблицу, объяснив взаимосвязь речевых нарушений из двух классификаций, используя формулировки: «не сочетаются», «могут сочетаться», «является причиной»:
| ФН | ФФН | ОНР |
Дислалия | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» | |
Дизартрия | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» |
Ринолалия | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» | |
Дисфония | | | |
Заикание | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» | |
Алалия | «могут сочетаться» | «могут сочетаться» | «является причиной» |