Файл: Вапник В.Н. Теория распознавания образов. Статистические проблемы обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
Часть первая
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ
Вэтой части, книги задача обучения распознаванию об разов рассматривается с точки зрения проблемы миними зации среднего риска для специальных классов функций потеръ.
Всовременной статистике существуют три пути ми нимизации среднего риска.
Первый путъ связан с восстановлением функции распре деления вероятностей, второй — с организацией рекур рентной процедуры поиска решения и третий — с метода ми минимизации эмпирического риска. Здесь показано, как далеко можно продвинуться в решении задачи обучения рас познаванию, следуя по каждому из этих направлений, и к каким конструктивным алгоритмам они приводят. На конец, здесь рассмотрен еще один метод минимизации рис ка — метод упорядоченной минимизации и получены соот ветствующие алгоритмы распознавания.
Взаключение этой части приведены примеры примене ния методов обучения для решения задач практики.
Г л а в а I
П Е Р С Е П Т Р О Н Р О З Е Н Б Л А Т Т А
|
§ 1. |
Феномен восприятия |
|
||
Известно, что человек, сталкиваясь с новыми явления |
|||||
ми или предметами, очень часто их узнает, т. |
е. без особых |
||||
затруднений |
относит |
к тому |
или |
иному понятию (клас |
|
су). Так, впервые |
увидев |
лощадь незнакомой масти |
|||
или собаку |
необычной породы, |
человек |
определяет |
в них уже известных ему животных. Человек может читать рукописи, написанные разными людьми, хотя каж дый почерк имеет свои особенности. Каждый из нас легко узнает своих знакомых, даже если они изменили прическу или одежду. Эта особенность человека называется феноме ном восприятия.
Феномен восприятия проявляется во всех сферах чело веческой деятельности, а многие профессии связаны исклю чительно с умением правильно классифицировать ситуации. Так врачи умеют диагностировать заболевания, экспер ты-криминалисты различают сходные почерки, ар хеологи устанавливают принадлежность найденных пред метов определенной эпохе, геологи по косвенным дан ным определяют характер месторождения и т. д.
Всюду здесь проявляется умение человека правильно относить наблюдаемый объект к тому или иному понятию, к тому или иному классу.
Человек умеет вырабатывать на основе опыта и новые понятия, обучаться новой системе классификации.
Существуют два различных метода обучения: один из них — объяснение, другой, более интересный,— обучение на примерах. Первый метод предполагает существование достаточно простых правил, простых настолько, что их
§ 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ |
47 |
можно изложить так, чтобы, действуя сообразно этим правилам, каждый раз получать требуемый результат.
Однако во многих случаях учитель, проводящий обучение, не может сформулировать правило, по кото рому он действует, и тогда первый способ обучения неприменим и обучение проводят на примерах. Так, нельзя указать четких правил для такого, казалось бы, простого случая, как различение рукописных знаков.
В этом случае при обучении пользуются вторым ме тодом. Обучающемуся показывают рукописные знаки и сооб щают, какие это буквы, т. е. к каким классам данные знаки относятся. В результате у ученика вырабатываются нуж ные понятия, он приобретает умение правильно относить каждую новую букву к тому или иному классу. Точно так же студентов-медиков учат диагностировать заболевания.
Возможность использования такого метода обучения определяется заложенным в человеке внутренним меха низмом построения правила, позволяющего распознавать нужные понятия.
§2. Физиологическая модель восприятия
В1957 году американский физиолог Ф. Розенблатт предпринял попытку технически реализовать физиологи ческую модель восприятия. Он исходил из предположения, что восприятие осуществляется сетью нейронов. Согласно распространенной и наиболее простой модели нейрона (модели Мак-Калока — Питса), нейрон — это нер вная клетка, которая име
ет несколько входов — |
|
|
дендритов и один выход — |
|
|
аксон. Входы бывают либо |
|
|
возбуждающие, либо тор |
|
|
мозящие. Нейрон возбуж |
|
|
дается и посылает импуль |
|
|
сы в том случае, если число |
Рис. 1. |
|
сигналов, пришедших по |
|
|
возбуждающим входам, превосходит число сигналов, при |
|
|
шедших по тормозящим входам нейрона. Модель восприя |
|
|
тия состоит из рецепторного слоя S, слоя преобразующих ^ |
|
|
нейронов А и слоя реагирующих нейроЬов $г^И^біІЧная |
і |
|
|
* нау но-техза вэскея |
] |
» био;- тгѳня CCC i’ i
18 |
ГЛ. I. ПЕРСЕПТРОН РОЗЕНБЛАТТА |
Внешнее раздражение воспринимается рецепторами. Каждый рецептор связан с одним или несколькими ней ронами преобразующего слоя, при этом каждый нейрон преобразующего слоя может быть связан с несколькими рецепторами.
Выходы преобразующих (ассоциативных) нейронов в свою очередь соединяются с входами нейронов третьего слоя. Нейроны этого слоя — реагирующие — тоже имеют несколько входов (дендритов) и один выход (аксон), кото рый возбуждается, если суммарная величина входных сиг налов превосходит порог срабатывания. Но в отличие от нейронов второго слоя, где суммируются сигналы с одним и тем же коэффициентом усиления (но, возможно, разными знаками), для реагирующих нейронов коэффициенты сум мирования различны по величине и, возможно, по знаку.
Каждый рецептор может находиться в одном из двух состояний: возбужденном или невозбужденном. В зависи мости от характера внешнего раздражения в рецепторном слое образуется тот или иной букет импульсов, который, распространяясь по нервным путям, достигает слоя преоб разующих нейронов. Здесь в соответствии с букетом при шедших импульсов образуется букет импульсов второго слоя, который поступает на входы реагирующих нейронов.
Восприятие какого-либо объекта определяется воз буждением соответствующего нейрона третьего слоя, при чем различным букетам импульсов рецепторного слоя мо жет соответствовать возбуждение одного и того же реаги рующего нейрона. Гипотеза как раз и состоит в том, что коэффициенты усиления реагирующего нейрона подобра ны так, чтобы в случае, когда объекты принадлежат к од ному классу, отвечающие им букеты импульсов возбуж дали бы один и тот же нейрон реагирующего слоя. Напри мер, наблюдая какой-нибудь предмет в разных ракурсах, человек отождествляет увиденное, так как каждый раз на различные внешние раздражения реагирует один и тот же нейрон, ответственный за узнавание этого предмета.
Среди огромного числа (порядка ІО10) нейронов чело века, обеспечивающих восприятие, лишь некоторая часть занята сформированными уже понятиями, другая служит для образования новых. Формирование нового понятия, по существу, заключается в установлении коэффициентов усиления реагирующего нейрона. Процесс установления
$ 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. ИЕРСЕНТРОН |
19 |
коэффициентов усиления реагирующих нейронов в схеме описывается Розенблаттом в терминах поощрения и нака зания.
Предположим, что появился букет импульсов, соответ ствующий вновь вырабатываемому понятию. Если при его появлении нужный реагирующий нейрон не возбудился (пришедший сигнал не отнесен к данному понятию), то реагирующий нейрон «штрафуется»: коэффициенты усиле ния тех его входов, по которым проходил импульс, увели чиваются на единицу. Если нейрон правильно реагировал на пришедшие импульсы, то коэффициенты усиления не меняются. Если же окажется, что некоторый набор сигна лов будет ошибочно отнесен к данному понятию, то нейрон тоже «штрафуется»: в этом случае коэффициенты усиления тех входов, по которым пришел импульс, уменьшаются на единицу. Такая модель восприятия проста и может быть реализована на однородных элементах — пороговых эле ментах.
§ 3. Техническая модель. Персептрон
Пороговым называется элемент, имеющий п входов: ж1, ..., хп, и один выход у, причем сигнал на выходе у мо жет принимать только два значения, 0 и 1, и связан с вхо дами X1, ..., хп соотношением
[
I 1, если 2 К3? > Ьо,
у = * |
7 |
( и ) |
О, если 2
. і=1
где Хп — коэффициенты усиления сигналов хг, ...
..., ж", а А,0 — величина порога срабатывания элемента. Моделью преобразующего нейрона может служить по роговый элемент, у которого Хг = + 1, а моделью реаги рующего нейрона служит пороговый элемент, у которого
коэффициенты К — некоторые настраиваемые числа. Техническую модель зрительного анализатора Розенб-
латт назвал персептроном (от слова «персепция» — восприятие). Первый, рецепторный слой 5 модели
20 |
ГЛ. I. ПЕРСПЕТРОН РОЗЕНБЛАТТА |
Розенблатта состоял из набора 400 фотоэлементов, которые образовывали полз рецепторов (20 х 20). Сигнал с фотоэле ментов поступал на входы пороговых элементов—нейронов преобразующего слоя (элементов А). Всего в модели Ро зенблатта было 512 элементов. Каждый элемент А имел 10 входов, которые случайным образом были соединены с ре цепторами — фотоэлементами. Половина входов считалась тормозящими и имела коэффициент усиления — 1, а другая половина — возбуждающими с коэффициентом усиления 1. Порог срабатывания нейрона принимался равным нулю. Наконец, сигналы с выходов элементов А поступали на входы реагирующего нейрона — элемента R (см. рис. 1).
Персептрон предназначался для работы в двух режи мах: в режиме обучения и в режиме эксплуатации. В режи ме обучения у персептрона по описанному выше прин ципу вырабатывались величины коэффициентов Ях, ..., Хп реагирующих нейронов. В ходе эксплуатации персептрон классифицировал предъявленные ему ситуации: если воз буждался р-й реагирующий элемент и не возбуждались остальные Л-элементы, то ситуация относилась к р-му классу. Эта машина, получившая название «Марк-1», была создана для экспериментальной проверки способности персептрона образовывать понятия.
§ 4. Математическая модель
Появление машины, способной образовывать новые по нятия, оказалось чрезвычайно интересным не только для физиологов, но и для представителей других областей зна ний и в первую очередь для математиков. Ведь как только стала ясна схема будущей экспериментальной установки, персептрон перестал быть только техническим аналогом физиологического феномена, он стал математической мо делью процесса восприятия.
Определение закона образования нового понятия — вы работка коэффициентов усиления каждого из элементов R — означало задание алгоритма, решающего некоторую формальную задачу.
Идея персептрона была осуществлена технически в ма шине «Марк-1». Однако для моделирования процесса вос приятия вовсе нет необходимости строить специальную ма шину. Схема персептрона легко реализуется на ЦВМ, до-
§ 4. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ |
21 |
статочпо написать соответствующую программу. В даль нейшем изучение феномена восприятия пошло по пути мо делирования обучающихся машин средствами ЦВМ, т. е. по пути создания обучающихся программ.
Обратимся к математической модели персептрона:
1.В рецепторном поле образуется сигнал, соответству ющий внешнему раздражителю, который изображается некоторым вектором х. Розенблатт отмечает, что каждое нервное окончание передает достаточно простой сигнал — либо посылает импульс, либо не посылает его. Это означа ет, что вектор X бинарный, т. е. его координаты могут при нимать только два значения: 0 и 1.
2.Букет импульсов распространяется до тех пор, пока
спомощью нейронов второго слоя не будет преобразован в новый букет импульсов (бинарный вектор х преобразуется в бинарный вектор у). Розенблатт уточняет характер пре образований у = / (х):
а) преобразование осуществляется пороговыми элемен тами;
б) входы преобразующих пороговых элементов соеди нены с рецепторами случайно.
3.Считается, что персептрон относит входной вектор к р-му понятию, если возбуждается р-й реагирующий нейрон и не возбуждаются другие реагирующие нейроны. Фор
мально это означает, |
что для вектора у = (у1, |
ут) вы |
||
полняется |
система неравенств: |
|
|
|
2 |
МУ > о, |
т |
|
|
2 MjP <С 0 |
для всех t ф р. |
|||
г = 1 |
|
І = 1 |
|
|
В этих неравенствах М> •••> |
— коэффициенты усиле |
|||
ния f-ro реагирующего нейрона. |
|
|
4.Формирование понятий в схеме Розенблатта сводится
кобразованию коэффициентов (весов) каждого из элемен тов R. Процедура построения весов элементов R такова.
Пусть к данному моменту существуют некоторые веса
элементов й и ..., ^ веса p-то элемента Rp. В момент времени х для классификации на вход персептрона посту пает сигнал, описываемый вектором хт. Вектор хт может