Файл: Вапник В.Н. Теория распознавания образов. Статистические проблемы обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
348 Гл. XV. АЛГОРИТМЫ МЕТОДА ОБОБЩЕННОГО nO PTPEtA
на симплексах:
X
2 р ( ^ |і) = 1, Р {Х} IІ) > 0;
7=1 |
(15.4) |
к |
|
2 ^ ( 0 = i, |
Р (і) > 0. |
г—1 |
|
В более общем случае целесообразно рассмотреть фор мулу
Н( т) = - |
■у |
|
mj (0 + а 1(і) -f а |
|
|
|
г=1 |
• |
Ці )-\ -йг |
X + ак lga X |
|
|
|
|
|
ѵ7 1 |
' |
|
|
|
|
|
|
mj (0 + а ^ г (0 + д ш |
L + ат |
(15.5) |
|
|
|
|
I (t) 4 - a t |
Z, -4- а 4 к |
|
|
|
|
|
Wj(0 + a |
|
||
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
г=1 |
|
|
где параметр а определяется характером априорной ин формации.
Реализация сформулированного принципа состоит в та ком подборе разбивки на градации, чтобы обеспечить ми нимум (15.5).
Алгоритм удобно реализовать в следующей форме: сначала разбить параметр на большое число градаций, а затем, «склеивая» соседние градации, добиваться мини мизации значения Я (т).
Можно оценить и количество информации J (у) о при надлежности объекта к тому или иному классу, которое несет сведение о значении параметра
J (т) = |
Я апр — Я (Т), |
|
где |
к |
|
|
I(0 ~4~а |
|
я апр — |
I (г) -)- а |
|
L -(- ка lg2 |
£j “I- ко. |
І=1
Часто разумно продолжать «склеивать» градации и пос ле достижения минимума по т функции Я (т), но лишь до тех пор, пока величина J (т) не уменьшится в 1 — е раз (е, так же как и а, — параметры алгоритма).
§ 2. ПОСТРОЕНИЕ РАЗДЕЛЯЮЩЕЙ ГИПЕРПЛОСКОСТИ 349
§ 2. Алгоритм построения разделяющей [гиперплоскости
Алгоритм ОП-1 предназначен для построения гипер плоскости, разделяющей два конечных множества век торов, либо для выяснения того факта, что безошибочное линейное разделение невозможно.
Данный алгоритм имеет две модификации. В одной из них он позволяет найти обобщенный портрет при задан
ном параметре к\ во второй мо |
|
||
дификации алгоритм |
находит |
|
|
оптимальную разделяющую ги |
|
||
перплоскость (см. главу XIV). |
|
||
Алгоритм |
строит плоскость, ре |
|
|
шая двойственную задачу, как |
|
||
это было описано в предыдущей |
|
||
главе. Однако часто длина обу |
|
||
чающей последовательности на |
|
||
столько велика, что обработка |
|
||
сразу всего материала обучения |
|
||
привела бы к задаче |
слишком |
|
|
высокой размерности. |
Поэтому |
|
|
обработка |
обучающей последо |
|
|
вательности ведется итеративно. |
|
||
На каждой итерации из обуча |
|
||
ющей последовательности выде |
Рис. 25. Блок-схема |
||
ляется группа векторов, кото |
алгоритма ОП-1. |
||
рую будем называть выделенной |
|
||
группой, |
строитсяj разделяю |
|
щая плоскость для этой группы путем решения двой ственной задачи (либо устанавливается неразделимость).
Затем из группы исключаются векторы, |
которые входят |
в разложение направляющего вектора |
гиперплоскости |
с нулевым весом, и добавляются векторы, неправильно опознаваемые построенной гиперплоскостью на остав шейся части обучающей последовательности. После этого снова обрабатывается выделенная группа. Так продол жается до тех пор пока
либо после очередной итерации все векторы обуча ющей последовательности не будут опознаны правильно, либо на очередной итерации не будет установлена не
разделимость выделенной группы.