Файл: Учебник О. В. Гончаровой, Ю. С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 698

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3).
Схема 3


Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является по­лезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музы­кой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.

Поскольку основными носителями содержания в музыке являют­ся звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздей­ствующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкаль­ных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысот­ного и ритмического движения.

Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две спо­собности:

  • ладовое чувство (восприятие мелодического движения), на­званное перцептивным, или эмоциональным, компонентом му­зыкального слуха;

  • способность музыкально-слухового представления, или зву­ковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства — любовь и интерес к слушанию музыки.

Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-

ритмическое чувство, т. е. способность двигательно пере­живать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и воспроизводить в движении временные отно­шения в музыке.

Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоцио­нальной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координи­ровать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.


К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по струк­туре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.

Ритмические единицы в музыке

Длительность отдельных звуков и пауз и более крупные элементы — ритмические рисунки крупного плана: мотивы и др.

Музыкальный

метр

Система соотношений акцентируемых и неакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт)

Темп

Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей


2.2.1. Основные музыкальные способности
Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные спо­собности в структуре музыкальности (схема 4).

Схема 4


Музыкальную память ученый не включает в число основных музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и вос­произведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма. Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н. А. Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основ­ные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.

Музыкальность как комплекс способностей, по мнению учёных, включает также:

  • владение исполнительскими средствами;

  • волевые процессы;

  • инициативу;

  • творческие замыслы;

  • технические данные, —

т. е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:




Способность целостного восприятия музыки

Внимательное слушание и сопереживание художественному образу в его развитии (различение средств музыкальной выразительности); способность дифференцированного восприятия музыки

Исполнительские

способности

Выразительность, непосредственность, индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить характер музыки (чистота певческих интонаций, пластичность движений; согласованность игры на детских инструментах и др.)

Импровизация (сочинение) музыки, способности творческого воображения

Проявляются при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных, инструментальных импровизациях


Таким образом, приведённая выше характеристика музыкаль­ности свидетельствует

о том, что в её структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чув­ство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способ­ности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мыш­ление и т.д.).

В связи с этим В. П. Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в челове­ческой деятельности в виде реакций человека на интонационно­слуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свой­ства личности. Поэтому развитие музыкальности становится акту­альным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении
психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.

В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личност­ных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкаль­ных способностей становится актуальным не только для детей, гото­вящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каж­дого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно раз­виваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.
2.2.2. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников
Основными носителями содержания в музыке являются звуко­высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключа­ется в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.

По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сен­сорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосред­ствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цве­та — решетка цветов спектра и т.д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.

Различение свойств звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).

Это выражают следующие характеристики:

  • различение свойств музыкальных звуков;

  • различение их выразительных соотношений;

  • качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сход­ству и контрасту;

  • выделение из комплекса других звуков;

  • различение их выразительного звучания;

  • воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пе­нии, на музыкальном инструменте;

  • комбинирование звуковых сочетаний;

  • сопоставление с принятыми эталонами.


В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание пред­полагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.):

  • формирование слухового внимания детей;

  • концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

  • умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и зву­ковых комплексов.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осущест­вляется, по мнению ученых, при специальной организации процес­са воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкаль­ной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начина­ется с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развивать­ся и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в

музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.

Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действенно­наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными сред­ствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.

Схема 5





Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значи­мость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого про­исходит:

  • целостное развитие органов чувств ребенка;

  • формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всесто­роннего развития ребенка;

  • побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т. е. развитию личности ребенка.

Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука при­сущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, го­лосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не толь­ко музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и