Файл: Учебник О. В. Гончаровой, Ю. С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 698
Скачиваний: 68
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3).
Схема 3
Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.
Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.
Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства — любовь и интерес к слушанию музыки.
Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-
ритмическое чувство, т. е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке.
Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координировать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.
К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.
2.2.1. Основные музыкальные способности
Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные способности в структуре музыкальности (схема 4).
Схема 4
Музыкальную память ученый не включает в число основных музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма. Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н. А. Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.
Музыкальность как комплекс способностей, по мнению учёных, включает также:
т. е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:
Таким образом, приведённая выше характеристика музыкальности свидетельствует
о том, что в её структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мышление и т.д.).
В связи с этим В. П. Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в человеческой деятельности в виде реакций человека на интонационнослуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности. Поэтому развитие музыкальности становится актуальным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении
психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.
В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно развиваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.
2.2.2. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников
Основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.
По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосредствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т.д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.
Различение свойств звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).
Это выражают следующие характеристики:
В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.):
Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начинается с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развиваться и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в
музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.
Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действеннонаглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.
Схема 5
Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого происходит:
Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и
Схема 3
Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.
Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.
Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:
-
ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом музыкального слуха; -
способность музыкально-слухового представления, или звуковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства — любовь и интерес к слушанию музыки.
Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-
ритмическое чувство, т. е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке.
Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координировать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.
К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.
Ритмические единицы в музыке | Длительность отдельных звуков и пауз и более крупные элементы — ритмические рисунки крупного плана: мотивы и др. |
Музыкальный метр | Система соотношений акцентируемых и неакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт) |
Темп | Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей |
2.2.1. Основные музыкальные способности
Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные способности в структуре музыкальности (схема 4).
Схема 4
Музыкальную память ученый не включает в число основных музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма. Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н. А. Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.
Музыкальность как комплекс способностей, по мнению учёных, включает также:
-
владение исполнительскими средствами; -
волевые процессы; -
инициативу; -
творческие замыслы; -
технические данные, —
т. е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:
Способность целостного восприятия музыки | Внимательное слушание и сопереживание художественному образу в его развитии (различение средств музыкальной выразительности); способность дифференцированного восприятия музыки |
Исполнительские способности | Выразительность, непосредственность, индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить характер музыки (чистота певческих интонаций, пластичность движений; согласованность игры на детских инструментах и др.) |
Импровизация (сочинение) музыки, способности творческого воображения | Проявляются при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных, инструментальных импровизациях |
Таким образом, приведённая выше характеристика музыкальности свидетельствует
о том, что в её структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мышление и т.д.).
В связи с этим В. П. Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в человеческой деятельности в виде реакций человека на интонационнослуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности. Поэтому развитие музыкальности становится актуальным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении
психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.
В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно развиваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.
2.2.2. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников
Основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.
По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосредствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т.д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.
Различение свойств звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).
Это выражают следующие характеристики:
-
различение свойств музыкальных звуков; -
различение их выразительных соотношений; -
качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; -
выделение из комплекса других звуков; -
различение их выразительного звучания; -
воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; -
комбинирование звуковых сочетаний; -
сопоставление с принятыми эталонами.
В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.):
-
формирование слухового внимания детей; -
концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; -
умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.
Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начинается с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развиваться и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в
музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.
Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действеннонаглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.
Схема 5
Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого происходит:
-
целостное развитие органов чувств ребенка; -
формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка; -
побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т. е. развитию личности ребенка.
Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и