Файл: Учебник О. В. Гончаровой, Ю. С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 698
Скачиваний: 68
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эстетическое отношение к звучанию музыки, которое обусловливает и качество исполнения. Выражение воспринятого образа различными художественно-музыкальными средствами зависит от восприятия и переживания им музыкальных образов. Подобный результат может быть получен различными упражнениями и соответствующим подбором репертуара (Л. А. Безбородова, А. Г. Гогоберидзе и др.).
Исследователями особо отмечается, что развитие способностей, в том числе и музыкальных, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков (Ю.Б. Алиев, Н. А.Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Это связано с тем, что не у всех процесс развития музыкальных способностей протекает одинаково. Сказываются и индивидуальные особенности ребенка, и его предыдущая музыкальная подготовка, и условия жизни в семье.
При этом необходима педагогическая и человеческая поддержка каждого ребенка. Поэтому всегда, независимо от результата, очень важно поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы, поскольку это очень сильно влияет на успешность его музыкального развития и жизни в целом, обеспечивая мотивацию успеха.
Кроме того, решающим фактором в развитии музыкальных способностей, в интенсификации музыкального развития детей, в их отношении к музыкальному искусству вообще являются методы, применяемые для этого. Так, например, Л. А. Безбородова и Ю. Б. Алиев утверждают, что методы обучения, способы преподавания, так же как и взаимоотношения между взрослым и ребенком, выступают как ведущее средство привлечения внимания ребенка к содержанию обучения, отмечая при этом, что современным детям практически безразлично, чему их учат: для них более всего важно, кто и каким образом их учит.
На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность, сопереживание музыкальному образу выражается как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).
В заключение следует отметить, что важнейшей педагогической задачей развития музыкальности является воспитание субъективного отношения ребенка к музыке, предоставление ему как можно больше новых музыкальных впечатлений.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1I. Какие компоненты входят в структуру музыкальности? Раскройте взаимосвязь общих и специальных способностей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. — М.: Владос, 2004.
Петровский А.В., Брушлинский А. Б., Зинченко В. А. Общая психология. — М.: Академия, 1996.
Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
Праспова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лей- теса. — М.: Академия, 2000.
Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985.
Исследователями особо отмечается, что развитие способностей, в том числе и музыкальных, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков (Ю.Б. Алиев, Н. А.Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Это связано с тем, что не у всех процесс развития музыкальных способностей протекает одинаково. Сказываются и индивидуальные особенности ребенка, и его предыдущая музыкальная подготовка, и условия жизни в семье.
При этом необходима педагогическая и человеческая поддержка каждого ребенка. Поэтому всегда, независимо от результата, очень важно поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы, поскольку это очень сильно влияет на успешность его музыкального развития и жизни в целом, обеспечивая мотивацию успеха.
Кроме того, решающим фактором в развитии музыкальных способностей, в интенсификации музыкального развития детей, в их отношении к музыкальному искусству вообще являются методы, применяемые для этого. Так, например, Л. А. Безбородова и Ю. Б. Алиев утверждают, что методы обучения, способы преподавания, так же как и взаимоотношения между взрослым и ребенком, выступают как ведущее средство привлечения внимания ребенка к содержанию обучения, отмечая при этом, что современным детям практически безразлично, чему их учат: для них более всего важно, кто и каким образом их учит.
На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность, сопереживание музыкальному образу выражается как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).
В заключение следует отметить, что важнейшей педагогической задачей развития музыкальности является воспитание субъективного отношения ребенка к музыке, предоставление ему как можно больше новых музыкальных впечатлений.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1I. Какие компоненты входят в структуру музыкальности? Раскройте взаимосвязь общих и специальных способностей.
-
Какие качества выступают задатками для развития музыкальности? -
Какое место в структуре музыкальности занимает эмоциональная отзывчивость на музыку? -
Раскройте возрастные особенности и специфику развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. -
Проанализируйте содержание нескольких музыкально-дидактических игр. Отметьте их роль в развитии каждой музыкальной способности. -
Разработайте или подберите музыкально-дидактические игры для развития всех выделенных выше компонентов музыкальности. -
Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в разных возрастных группах (по выбору).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. — М.: Владос, 2004.
Петровский А.В., Брушлинский А. Б., Зинченко В. А. Общая психология. — М.: Академия, 1996.
Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
Праспова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лей- теса. — М.: Академия, 2000.
Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985.