Файл: Учебник О. В. Гончаровой, Ю. С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 698

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эстетическое отношение к звучанию музыки, которое обусловливает и качество исполнения. Выражение воспри­нятого образа различными художественно-музыкальными средства­ми зависит от восприятия и переживания им музыкальных образов. Подобный результат может быть получен различными упражнения­ми и соответствующим подбором репертуара (Л. А. Безбородова, А. Г. Гогоберидзе и др.).

Исследователями особо отмечается, что развитие способностей, в том числе и музыкальных, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков (Ю.Б. Алиев, Н. А.Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Это связано с тем, что не у всех процесс развития музыкальных способ­ностей протекает одинаково. Сказываются и индивидуальные осо­бенности ребенка, и его предыдущая музыкальная подготовка, и условия жизни в семье.

При этом необходима педагогическая и человеческая поддержка каждого ребенка. Поэтому всегда, независимо от результата, очень важно поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы, по­скольку это очень сильно влияет на успешность его музыкального развития и жизни в целом, обеспечивая мотивацию успеха.

Кроме того, решающим фактором в развитии музыкальных спо­собностей, в интенсификации музыкального развития детей, в их отношении к музыкальному искусству вообще являются методы, применяемые для этого. Так, например, Л. А. Безбородова и Ю. Б. Али­ев утверждают, что методы обучения, способы преподавания, так же как и взаимоотношения между взрослым и ребенком, выступают как ведущее средство привлечения внимания ребенка к содержанию обучения, отмечая при этом, что современным детям практически безразлично, чему их учат: для них более всего важно, кто и каким образом их учит.

На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность, сопереживание музыкаль­ному образу выражается как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изо­бразительной, игровой, литературной).


В заключение следует отметить, что важнейшей педагогической задачей развития музыкальности является воспитание субъектив­ного отношения ребенка к музыке, предоставление ему как можно больше новых музыкальных впечатлений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1I. Какие компоненты входят в структуру музыкальности? Раскрой­те взаимосвязь общих и специальных способностей.

  1. Какие качества выступают задатками для развития музыкаль­ности?

  2. Какое место в структуре музыкальности занимает эмоциональ­ная отзывчивость на музыку?

  3. Раскройте возрастные особенности и специфику развития му­зыкальных способностей в дошкольном детстве.

  4. Проанализируйте содержание нескольких музыкально-дидакти­ческих игр. Отметьте их роль в развитии каждой музыкальной способности.

  5. Разработайте или подберите музыкально-дидактические игры для развития всех выделенных выше компонентов музыкально­сти.

  6. Предложите задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в разных возрастных группах (по выбору).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей де­тей. — М.: Владос, 2004.

Петровский А.В., Брушлинский А. Б., Зинченко В. А. Общая пси­хология. — М.: Академия, 1996.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

Праспова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Пе­дагогика, 1988.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лей- теса. — М.: Академия, 2000.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985.