Файл: Занятие 1 Обучающийся Королева Дарья Николаевна Преподаватель Черемных Полина Антоновна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Основы логопедии
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Королева Дарья Николаевна
Преподаватель:
Черемных Полина Антоновна
Практическое занятие № 1
по теме 1.2 Анатомо-физиологические механизмы речи
Цель занятия: закрепление знаний о строении речевого аппарата; системах и механизмах, обеспечивающих восприятие речи, чтение и письмо.
Задание 1. Используя предложенную литературу, подберите артикуляционные комплексы упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при постановке различных групп звуков (на выбор).
-
«Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены, зубы сомкнуты.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Методические указание.
- следить, чтобы при улыбки верхняя губа не подворачивая, не натягивалась на верхние зубы.
- следить, чтобы зубы были сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
-
«Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положение под счет от одного до пяти.
Цель: Выработать движение губ вперед.
Методические указания:
- следить, чтобы при вытягивание губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
-
«Заборчик- трубочка» - чередования положения губ в улыбке и трубочке.
Спокойное открывание и закрывания рта, губы в положении улыбке.
-
«Блинчик» - Широкий,мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
-
«Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти.
-
«Блинчик- иголочка» - чередование умений широкого и узкого языка.
Чередование языка вверх и вниз.
Чередование движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним и нижним резцам.
Задание 2. Заполните таблицу «Артикуляционные упражнения для активизации движений губ, языка, мягкого неба и движений нижней челюсти при постановке звуков речи различных фонетических групп»:
Звуки речи | Органы артикуляционного аппарата | Упражнения |
Звук “Ч” Согласный,ротовой,глухой Мягкий аффриката , переднеязычный | Губы | Округлены, слегка выдвинуты в перед |
Язык | В первый момент кончик языка производит смычку с корня, верних резцов, как при звуке “Т” Во втором моменте кончик языка после взрыва отводит назад к альвеолам, образуя здесь сужение , как при звуке “Ш”. Весь язык напряжен.короткая струя, которая ощущается ладонью как толчок воздуха. | |
Мягкое небо | Поднято, прижато к верхней части глотки | |
Нижняя челюсть | Зубы не смыкаются голосовые связки разомкнуты.Голоса нет. |
Звук [С] Согласный , ротовой,глухой. Твердый,фрикативный, переднеязычный | Губы | В улыбке; резцы обнажены, разомкнуты на 1-2 мм, |
Язык | кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка широкая. Распластанная, боковые края языка подняты верхи плотно прижимаются к верхним коренным зубам.посередине языка-желобок, по которому идет сильная струя воздуха | |
Мягкое небо | Поднято,плотно прижимается к задней стенки глотки, закрывая проход воздушной струе в носовую полость. | |
Нижняя челюсть | Голосовые связки разомкнуты, голоса нет. |
Звук [К'] Согласный, ротовой,глухой, мягкий,смычно- взрывной заднеязычный | Губы | Положение губ зависит от последующих гласных.Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние |
Язык | Кончик языка опущен и касается нижних зубов, а средняя часть спинки языка смыкается с небом. В момент произнесения звука смычка языком и небом. В момент произнесения звука смычка между языком и небом взрывается, освобождая путь проходящему позади аод давлением воздуху, которых с шумом вырывается наружу. | |
Мягкое небо | Мягкое небо поднято прижато к задней стенке глотки.Воздух проходит через рот.. | |
Нижняя челюсть | Голосовые связки разомкнуты,голоса нет. |
Тема 2.1 Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Причины речевых нарушений
Цель занятия: закрепление знаний о понятийно-категориальном аппарате логопедии; факторах, влияющих на возникновение речевых нарушений.
Задание 3. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу ответьте на вопрос: «Какие типы голосообразования различают?» Охарактеризуйте каждый тип.
Различают три типа постановке голоса:
1) мягкую
2) твердую
3) придыхательную
О мягкой постановке говорим тогда,когда при фонации голосовые связки сближаются не полностью, остается узкая элиисоидная щель, обеспечивающая возможность свободных колебаний. Как правило колебания происходят в горизонтальной плоскости. Голосовые связки только сближены, полного контакта между ними не имеется. Мягкая постановка голоса является чертой, характерной для физиологического голоса. Соприкосновение голосовых связок в низком регистре обычно более тесным, чем высоким.В высоком регистре между голосовыми связками остается довольна широкая щель.
Твердая постановка обусловлена тесным контактом голосовых связок.Если сближенные голосовые связки слишком сильно надавливают одна на другую, голос становится очень твердым и носит , если можно так определить, взрывной характер. При ослабленных и дряблых голосовых связках твердая постановка голоса имеет компенсаторных характер.Однако, спустя некоторое время, появляются признаки утомления голосового аппарата и другие неприятные явления, связанные с перегрузкой.
Придыхательная постановка голоса является результатом, того , что голосовые связки во время фонации полностью не смыкаются, между их задними концами остается щель в виде ( форме) треугольника. При таком положении голосовых связок часть выдыхаемого воздуха проходит через треугольную щель, не принимая участие в образовании голосовой волны, и - как призвук сипоты - присоединяется к голосу. Такой призвук портит, голос,делает его менее ценным.
Задание 4. Сформулируйте основные требования к логопедическим занятиям.
Важным требование к логопедическим занятиям является учет основных дидактических принципов: быть регулярными,систематическими и последовательными; проводится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка;опираясь на сознательность и активность детей;быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения;содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Дидактический принцип системности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу , не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно , последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми, строго с учетом их речевых возможностей,когда весь процесс идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.Реализация этих принципов , согласно которым изучение нового подготавливается предшествующий, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков.
Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соответствии его структурных частей:подготовительной, основной и заключительной.Основной целью заключительной части является подготовка ребенка к предстоящей работе(повторение знакомых речевых упражнений)В основной части вырабатываются и тренируется правильная речь и поведение детей при использование новой или усложненной речевой формы или ситуации.
Принцип сознательности и активности рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально- волевой, т.е. Чувственно-практической деятельности.Реализация этого принципа занимает одно из ведущих мест, так как без сознательного и активного участия практически не возможно говорить о каких либо положительных результатов логопедической работы.
Задание 5. На основе анализа специальной литературы, охарактеризуйте различные подходы к организации и проведению логопедических занятий.
Логопедические занятия являются формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
По форме занятия могут быть фронтальные ( со всей группой) и индивидуальные( с отдельными детьми). Иногда логопед объединяет несколько детей с одинаковыми нарушениями и проводит логопедические занятия с подгруппой.
Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, для чего проводится подготовительные артикуляционные упражнения,развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, коррекция произношения дефектных звуков с учетом возможностей каждого ребенка. На подгрупповых занятиях дети соходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексика-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа,который порой по ходу действия (задания) сочиняют дети.
Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую или краткую инструкцию. Учитывая,что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнение, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной способностью этих занятий является так же постепенная отработка, имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления. Занятия по правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью.Их следует проводить не реже трех раз в неделю.Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях.Для этой цели объединяют детей у которых в данное время исправляют один и тот же звук.Обычно таким образом составляют группу из трех- четырех человек.Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.
Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 минут,поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки наступает переутомление.
Особое внимание заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно,что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного- трех звуков,не может быть речи о специальной системе. Но, как извечно, чаще всего встречаются сложные нарушения звукопроизношения, при которых оказывается нарушенными большое число фонем,принадлежащим к разным фонетическим группам.
Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например,свистящие,свистящие,шипящие,р,последовательность в работе определяется появление в онтогенезе(свистящие,шипящие,р).
Следует пояснить, что не только возможна , но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов.Так, например, небезобразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука “с” и постановкой “л”. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, “с” для “Л”-совершенно противоположного.Нельзя одновременно работать над так называемыми “трудными" звуками.
Особое внимание нужно уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий(В круг, полукругом,около логопеда)так, что бы им было удобно рассматривать наглядный материал, смотреть друг на друга, на логопеда, тем самым полноту восприятия чужой речи. Это в свою очередь ,поможет добиться большой продуктивности в обучении.
При определение структуре занятий необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом , чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
В процессе работы, естественно у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечание, способность вызвать у ребенка негативу. Реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:
а) деликатно,по ходу занятия,исправить ответ ребенка
б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность
в) предложить кому то из детей исправить ошибку
г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившего ошибку.
Важно создать положительный эмоциональный фон,вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной форме. Задания должны быть доступные детям и располагаться в порядке нарастающей сложности.
Коррекция нарушения речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности.Большой интерес к занятиям дети проявляют тогда,когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых они часто являются активными участниками.Поэтому логопед использует разнообразные построения занятий: в одном случае-игра, в другом- спектакль, где дети участники,в третьем они учителя не ученики и т.д. Часто педагог проводит занятие с использованием литературных персонажей,изготовленных панно,сюжетных и пейзажных картинок.. Такое построение занятия позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия.Так как дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, поэтому логопеды в середине занятия проводят физкульт минутки,пальчиковые гимнастики и т.д.
Тема 2.2 Классификация речевых нарушений
Цель занятия: расширение знаний о классификации нарушений речи.
Задание 6. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу, опишите этапы логопедической работы по коррекции дефектного звукопроизношения (цель; задачи; анализаторные системы, на которых базируется логопедическая работа на каждом этапе; содержание каждого этапа по коррекции звукопроизношения).
Подготовительный этап:
Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи- губ,языка и т.п. , необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка( в лингвистике).Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. Умение управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научится напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю,коордировать согласованную работу различных