Файл: Занятие 1 Обучающийся Королева Дарья Николаевна Преподаватель Черемных Полина Антоновна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 7. Объясните роль игровых приемов и звукоподражательных игр на разных этапах работы: подготовительном, постановки звука, автоматизации и дифференциации. Приведите примеры.
«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения »
В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего возраста с ОВЗ - нарушение звукопроизношения.Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда зачастую, оно бывает самыми заметным их проявлением. Одним из самых эффективных приемов является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций(восприятия,памяти, мышления, внимания,воображения и речи).Из своего небольшого опыта работы воспитателя , я поняла, что игра- один из самых доступных видов деятельности, который может эффективно использован взрослых в целях воспитания и обучения дошкольников.В игре ребенок развивается как личности, у него формируется то стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Целью проведения занятия в виде игры являются достижения наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.
Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
-
Снизить утомляемость; -
Повысить эмоциональную заинтересованность ребенка; -
Побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков; -
Повысить работоспособность -
Активизировать психические процессы(концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие,память и мышление) -
Быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;)
Своевременное овладение правильной речи имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения.
Согласно статистике , количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденция к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формовании фонетически правильной речи - важнейшая задача коррекционной работы с детьми ОВЗ.Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнение не только устной ,но и письменной речи.
Игра способствует более успешному овладению детьми знаниеми, умениями, навыками. Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями.Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания более интересными, развивающими и познавательными. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приемы.
1. Артикуляционная гимнастика является неотъемленной частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
-
Улучшить подвижность артикуляционных огранов; -
Укрепить мышечную систему языка, губ, щек -
Уменьшить спастичность ( напряженность) артикуляционных органов
Основные движения отрабатываются а игровой форме. Используют презентации,стихотворные тексты,карточки символы, игры”бродилки”. Хороший метод бионергопластики - это со дружественное взаимодействие руки и языка, что помогает в исправлении звуков и воспринимается как игра.
2.В процессе устранения дефектов звукопроизношения большое значение имеет развитие четких представлений о звуковом составе слова, умению выделить звуки из слова., определить место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы. В играх для формирования фонематических процессов используют различный вспомогательный материал : мячи, флажки, ложки, фонарики.
Например игра” Поймай звук”ребенку предлагается поймать звук ложками, ладошками .. игры с мячом:
“Разноцветные мячи”(красный мяч-гласный звук, синий мяч - согласный звук)
“Мяч лови бросай - сколько звуков , называй”
“Поменяй звук”(в начале,конце, середине)
Фонематические разминки:
Игра “исправь ошибку” Логопед воспроизводит дефект речи ребенка.( Ребенок находит ошибку и произносит правильно) Например,”Роза,лобот,ручка,рак”- Что я говорю не так?
3. Автоматизация звука в изолированное позиции производится в различном звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации(например , звук “ Р”-мотор машины)На этом этапе работы практикуются такие игры :” Звуковые дорожки”,”Кубик с цифрами”, “ Кто дольше”, “ Звуковые песенки” и т.п.
4.При автоматизации звука в слогах, когда нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуков,для привлечения внимания можно использовать например такие игры:
“ Пальчики здороваются”, “ Игра на рояле”, “ Встречу слоги на дороге разобью его на слоги”, “ Сколько в слоге гласных ,столько и слогов” , “Слог да слог будет слово”,” Слоговые таблицы”, “Слоговые линейки”, “ Слоговые бродилки” и т.п.
5.Игры для автоматизации звуков в словах многофункциональны,варианты. Способствуют не только развитию правильного звукопроизношения, но и развитию памяти, внимания, мышления, лексика-грамматических конструкций.Игры подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей( “ Живые-неживые”-разложи по домикам картинки,”Мой -моя-мои”” Цветная клякса”, “ два мешочка”переложим картинки в большой мешочек. Назовем все предметы правильно) .
Вывод
Широка используя игровые приемы обучения на занятиях достигают следующих результатов:
- активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах окружающего мира;
- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособится к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать “хозяином “ своей деятельности;
- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
Задание 8. Составьте схему логопедического обследования, содержащую параметры анализа материалов по следующим разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, связная речь (на выбор). Подберите необходимый дидактический материал для проведения фрагмента логопедического обследования ребенка младшего школьного возраста.
Подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей разного возраста.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младшего школьного возраста часть 1.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследование речи .
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследование речи детей
5. Наглядно-дидактический материал Нищевой Н.В.
7. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирование речи детей
Тема 2.3 Предупреждение и профилактика речевых нарушений. Социальная адаптация детей с нарушениями речи
Цель занятия: закрепление знаний о коррекционной профилактической работе с детьми, имеющими речевые нарушения; адаптации детей данной категории в обществе.
Задание 9. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу, разработайте макет двух занятий/собраний родителей по выбранному направлению профилактики. Укажите цель, задачи и виды деятельности, основные темы для обсуждения.
Занятие №1”Волшебная страна”
Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Задачи:
Формирование адекватных форм поведения.
Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
Развитие крупной и мелкой моторики.
расширить знания о диких животных,
развивать произвольное поведение
Занятие предполагают деление на два блока:
Гармонизация личности.
Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.
Занятие включают в себя следующие методы:
коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
творческие игры и задания;
оздоровительные игры и упражнения;
беседа с ребёнком;
психогимнастические этюды;
релаксационные паузы и моменты;
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.
Предполагаемые результаты
развитие познавательной активности детей;
развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Занятие № 2 “Овощи”
Цель: Установление эмоционального контакта с ребенком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
-
Закрепление умения пользоваться указательным жестом -
Закрепление умения различать предметы по цвету и величине -
Закрепление умения объединять предметы в группу в соответствии с величиной и цветом
2.Коррекционно - развивающие:
-
Развитие зрительного восприятия ;мелкой моторики,артикуляционной гимнастики, внимания. -
Побуждение к визуальному контакту с педагогом через выполнение инструкции(Посмотри на меня”) -
Формировать умения слышать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию(”Покажи где...”, “Дай мне..”) -
Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения. -
Пробуждать к жестам и речевым вокализациям. -
Пробуждать подопечного к коммуникации с педагогом.
3.Коррекционно - воспитательные:Воспитание интереса к занятиям, усидчивости,желания доводить начатое до конца.