Файл: Урок 12 Класс 7В,Г 11. 10. 2022 Сташкова А. С.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок №12 Класс: 7-В,Г 11.10.2022 Сташкова А.С.

Тема: А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Подготовка к домашнему сочинению №1

Цели урока: изучить содержание повести; совершенствовать умения анализа изучаемого произведения; подвести учащихся к пониманию трагедии «маленького человека» в повести; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести; вызвать чувство сопереживания к героям произведения; стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний (тест на знание произведения)

3. Сообщение темы урока. Целеполагание

Слово учителя. Тема урока.

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г. (Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей: «Выстрел»; «Метель»; «Гробовщик»; «Станционный смотритель»; «Барышня-крестьянка».

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.


Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

Постановка учащимися целей урока.

*Дать оценку поступкам героев.

*Выяснить, кто такой «маленький человек», в чём его трагедия.

*Выяснить, какие нравственные проблемы поднимает автор в повести.

4)Работа по повести, прочитанной дома.

А) Беседа.

- Кто главный герой повести? Чем он занимался?

- В эпиграфе А.С.Пушкин называет смотрителя «диктатором». Это слово имеет прямое значение или сказано с иронией? Кто такой диктатор?

- А какова жизнь станционных смотрителей на самом деле? (Унижение, оскорбления, даже побои.)

- Какие это люди по мнению автора?

- Так кто же такой Самсон Вырин? (Слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди.)

-Каким увидел путешественник Вырина в первый приезд? Найдите в тексте портрет. (человек лет 50-ти, свежий и бодрый.)

- Служба Вырина трудна. Что же давало ему силы, помогало оставаться свежим и бодрым?

- Как изменился Вырин через 3-4 года? Каким теперь видит его путешественник? Найдите в тексте портрет. («Как он постарел!», «я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».)

Б) Сопоставление двух портретов Самсона Вырина.

– Что состарило его?

В) Рассказ учеником (от лица Самсона Вырина) истории Дуни.

- За что корил себя Вырин до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец… до церкви».)

Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось … овечку мою».)

Задание. Пересказать эпизоды, описывающие две встречи с Минским.

- Как ведёт себя Минский?

- Какие чувства при этом испытывает Вырин?

Г) Знакомство с понятием «маленький человек».

- Что он делает с деньгами Минского? О чём это говорит? (Протест.)

- Почему Вырин делает ещё попытку встретиться с дочерью?

- Как же живёт Дуня? Почему, увидев отца, она упала в обморок?

- Почему же Вырин не рад счастью дочери? (Не верит Минскому, не верит в счастье дочери.)



- Что с ним случилось?

- “Займи позицию” Кто виноват в горе Вырина? ( Дочь, бросившая отца, и среда, в которой живёт герой.) (Дети высказывают разные позиции. Одни считают виновной Дуню, другие – Вырина.)
Какой мы видим Дуню в начале повести?

Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Что подсказывало рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции?

Как вы понимаете значение слова «кокетка»?

В жизни девушки случайно появляется ротмистр Минский. Случайно Вырин отпускает дочь прокатиться с гусаром до церкви. Случайно Дуня садится в кибитку и … навсегда покидает отца. Случайность, приведшая к трагедии. А может быть, трагедия уже назревала?

Как вы думаете, что ожидало её, дочь чиновника 14-го класса, на станции?

Почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше? Понимала ли она, что разобьёт сердце своего отца? Подтвердите цитатой из текста.

Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург.

Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?

Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ подтвердить цитатами из текста.

Счастлива ли она с Минским?

Безоблачно ли её счастье?

Почему она упала в обморок при виде отца? (Она не бесчувственна, понимает свою вину перед отцом.)

Почему даже спустя время она не навестила одинокого отца?

Почему Вырин не может поверить, что дочь счастлива? Какая мысль приносит ему невыносимые терзания? Подтвердите примером из текста.

Где мы встречаемся с Дуней в последний раз?

Какой она стала? Сбылись ли её мечты?
Д) Дискуссия .Счастлива ли Дуня?

- О чём говорит последний эпизод повести? (Дуня на могиле отца.) Почему она плакала?

Е) Исследование. Сколько раз в повести встретилось слово бедный (т.е. достойный жалости)?

- Почему же жалко Вырина? А Дуню?

Ж) Знакомство с понятием «художественная деталь».

Такой деталью в повести являются картинки в доме смотрителя.

-Что на них было изображено?

З) Пересказ «Притчи о блудном сыне».

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все,
настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
- Чем притча напоминает историю Дуни? А чем отличается? Сравним эти истории.

- Чья же судьба сложилась счастливее? Дуни или блудного сына? (Блудный сын оказался счастливее. Осознав свою неправоту, он получил прощение отца. Дуня тоже осознала свою вину, но прощения получить не смогла – отца уже не было в живых. Её предстоит жить с чувством вины.)

И) - К чему уже стремилась Дуня? О чём она забыла? (К личному счастью, забыла о долге дочери.) - Простил ли её отец?
Почему Дуня так долго лежит на могиле отца?

Может ли её простить отец?

Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?

(Мы можем стать виновниками несчастья, гибели дорогих нам людей.Мы несём ответственность за наши поступки.)
Какую заповедь нарушила Дуня?

( «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».)

IV. Подведение итогов урока

Вернёмся к вопросу: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?

(Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери.)
VI. Заключительное слово учителя

А. С. Пушкин рассказал нам печальную историю, историю о святости родительской любви и обманутых надеждах.

Поэтому очень важно говорить и, главное, своим поведением показывать родителям, что мы их любим. Важно вовремя попросить прощения за нанесённые (вольно или невольно) им обиды, потому что возможность сказать: «Прости меня», – может больше не представиться.

Вспомните, ребята, как часто вы говорите родителям о своей любви, просите ли прощения, говорите ли по душам. Подумайте об этом, ребята!

Я думаю, что трагедия, произошедшая в семействе Выриных, не пройдёт бесследно для каждого из вас.

Чем мы станем для наших родителейрадостью или горем – зависит от каждого из нас.
5. Подведение итогов.

– Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства она вызвала у вас?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту «маленького человека», бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем