Файл: Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.
В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения
дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.
Возрастная группа будет являться в детском учреждении основной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, четко не регламентируется.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды». Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
Семья, детский сад, школа
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической политики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача сотрудничества педагога и родителей.
Воспитатель детского сада
Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей роли и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.
Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования; она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.
В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.
Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.примерная тематика курсовых работ по дошкольной педагогике
Современное общественное дошкольное воспитание: состояние и тенденция развития (в России в целом или конкретном регионе).
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города).
Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей.
Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Сочетание любви, уважения и требовательности к ребенку как условие его эмоционального благополучия.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада.
Использование художественных средств в формировании у детей представлений о Родине.
Воспитание у детей любви к родному городу (краю).
Пример как метод нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте.
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Организация дежурств детей (на примере конкретной возрастной группы).
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство.
Формирование у детей представлений о труде взрослых.
Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Особенности использования дидактических игр на занятиях (на примере конкретной возрастной группы).
Организация игр детей с природным материалом.
Педагогические условия развития театрализованных игр (на примере конкретной возрастной группы).
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей (на примере конкретной возрастной группы).
Пути повышения воспитательно-образовательной роли прогулок в дошкольном учреждении.
Условия формирования полноценных знаний у детей в повседневной жизни.
Воспитание у старших дошкольников интереса к школе.
Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления.
Особенности воспитания упрямого ребенка.
Детские вопросы и требования к ответам взрослых на них.
Воспитание у детей жизнерадостности средствами народной педагогики.
Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста.
Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста
.педагогический словарик
Абстрагирование - отвлечение от каких-либо признаков, сторон изучаемого предмета, явления, процесса и т.д. с целью концентрации внимания на других, наиболее в данном случае интересующих исследователя признаках, сторонах этого процесса.
Автономная речь - речь «про себя», являющаяся в развитии речи детей переходным этапом к овладению речью взрослых.
Авторитет - общепризнанное влияние какого-либо лица в силу определенных качеств, заслуг.
Авторитаризм (или авторитарность) - установка педагога или другого лидера на подчинение своему влиянию его подопечных, на подавление их самостоятельности как «покушения» на свой авторитет, значение которого им сильно преувеличивается.
Агрессивность - психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.
Адаптация - приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.
Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.
Акселерация - ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Альтруизм - поведение человека, направленное на бескорыстное служение людям, готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов других.
Аксиоматика - система аксиом, лежащих в основе некоторых теорий и принимаемых без доказательства; система самоочевидных положений, предложений, предположений, истин и т. д.
Активность-1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности.
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Актуализация - перевод знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
Амплификация - обогащение детского развития за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности ребенка-до- школьника (игре, художественному творчеству, восприятию сказок и др.). Симплификация - обеднение, упрощение детского развития в результате форсирования его темпов.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний.
Аттестация педагогов — комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Аттракция - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.
Аффективный - относящийся к неосознанным сильным эмоциям, к взрывам неуправляемых человеком чувств, ко всей сфере подсознательных жизненно важных для человека мотивов его поведения (влечений, стремлений, желаний, страстей и т.д.).
Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.
Вербальный - словесный.
Взаимодействие - процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Гармония - уравновешенность, упорядоченность, взаимодополняемость, соответствие различных составных частей некоего целого, исключающее антагонизм этих частей; согласованность, стройность в сочетании какого-либо многообразия; дружная сработанность действий.
Генезис - возникновение, становление, происхождение и последующий процесс развития того или иного явления, процесса.
Гетерогенный -разнородный, разноуровневый.
Гомогенный - однородный, одноуровневый.
Гуманизация воспитания и обучения - постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем человека, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.
Гуманитаризация образования - установление гармонического равновесия между естественно-математическим и гуманитарным циклами в обучении с целью развития в каждом профессионале духовно богатой человеческой личности, противостояние технократизму и бесчеловечности.
Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Депрйвация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Дидактика^ часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.
Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра.
Доброта - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
Домашнее образование - форма общеобразовательной подготовки в условиях семьи с правом на государственную аттестацию, предусмотренная Законом РФ «Об образовании» (1992).
Задатки fr анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей.
Запущенность педагогическая - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Здоровье детей -состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненых отклонений; согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного, социального благополучия.
Идеал- образец, высшая цель, определяющая способ мышления и деятельности личности.
Идентификация - отождествление.
Импровизация педагогическая - деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления, обдумывания для быстрого реагирования на возникающие воспитательные задачи.
Инвариантный - остающийся неизменным при определенном преобразовании переменных.
Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Интеграция- объединение в целое каких-либо частей.
Интерпретировать - толковать, разъяснять что-либо.
Инфантилизм ^задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Квалификация - уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определенной степени трудности; характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде и определяет социальный статус педагога.
Конформность - тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.
Латентный - скрытый, внешне не проявляющийся.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Манипуляция - элементарные движения рук, связанные с предметом, обычно без учета его свойств, назначения.
Мировоззрение -1 целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мораль - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.
Научение - результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.
Обучаемость - способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения.
Ориентировочный рефлекс - первоначальная психическая реакция на любой новый раздражитель.
Педология - наука о детях.
Пластичность - способность к адаптации.
Пренатальное развитие психики - дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.
Постнатальная жизнь - жизнь ребенка после рождения.
Принципы - основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки (принципы обучения, принципы воспитания).
Принципы обучения - это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.
В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения
дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.
Возрастная группа будет являться в детском учреждении основной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, четко не регламентируется.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды». Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
Семья, детский сад, школа
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической политики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача сотрудничества педагога и родителей.
Воспитатель детского сада
Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей роли и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.
Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования; она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.
В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.
Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.примерная тематика курсовых работ по дошкольной педагогике
Современное общественное дошкольное воспитание: состояние и тенденция развития (в России в целом или конкретном регионе).
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города).
Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей.
Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Сочетание любви, уважения и требовательности к ребенку как условие его эмоционального благополучия.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада.
Использование художественных средств в формировании у детей представлений о Родине.
Воспитание у детей любви к родному городу (краю).
Пример как метод нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте.
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Организация дежурств детей (на примере конкретной возрастной группы).
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство.
Формирование у детей представлений о труде взрослых.
Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Особенности использования дидактических игр на занятиях (на примере конкретной возрастной группы).
Организация игр детей с природным материалом.
Педагогические условия развития театрализованных игр (на примере конкретной возрастной группы).
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей (на примере конкретной возрастной группы).
Пути повышения воспитательно-образовательной роли прогулок в дошкольном учреждении.
Условия формирования полноценных знаний у детей в повседневной жизни.
Воспитание у старших дошкольников интереса к школе.
Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления.
Особенности воспитания упрямого ребенка.
Детские вопросы и требования к ответам взрослых на них.
Воспитание у детей жизнерадостности средствами народной педагогики.
Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста.
Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста
.педагогический словарик
Абстрагирование - отвлечение от каких-либо признаков, сторон изучаемого предмета, явления, процесса и т.д. с целью концентрации внимания на других, наиболее в данном случае интересующих исследователя признаках, сторонах этого процесса.
Автономная речь - речь «про себя», являющаяся в развитии речи детей переходным этапом к овладению речью взрослых.
Авторитет - общепризнанное влияние какого-либо лица в силу определенных качеств, заслуг.
Авторитаризм (или авторитарность) - установка педагога или другого лидера на подчинение своему влиянию его подопечных, на подавление их самостоятельности как «покушения» на свой авторитет, значение которого им сильно преувеличивается.
Агрессивность - психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.
Адаптация - приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.
Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.
Акселерация - ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Альтруизм - поведение человека, направленное на бескорыстное служение людям, готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов других.
Аксиоматика - система аксиом, лежащих в основе некоторых теорий и принимаемых без доказательства; система самоочевидных положений, предложений, предположений, истин и т. д.
Активность-1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности.
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Актуализация - перевод знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
Амплификация - обогащение детского развития за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности ребенка-до- школьника (игре, художественному творчеству, восприятию сказок и др.). Симплификация - обеднение, упрощение детского развития в результате форсирования его темпов.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний.
Аттестация педагогов — комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Аттракция - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.
Аффективный - относящийся к неосознанным сильным эмоциям, к взрывам неуправляемых человеком чувств, ко всей сфере подсознательных жизненно важных для человека мотивов его поведения (влечений, стремлений, желаний, страстей и т.д.).
Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.
Вербальный - словесный.
Взаимодействие - процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Гармония - уравновешенность, упорядоченность, взаимодополняемость, соответствие различных составных частей некоего целого, исключающее антагонизм этих частей; согласованность, стройность в сочетании какого-либо многообразия; дружная сработанность действий.
Генезис - возникновение, становление, происхождение и последующий процесс развития того или иного явления, процесса.
Гетерогенный -разнородный, разноуровневый.
Гомогенный - однородный, одноуровневый.
Гуманизация воспитания и обучения - постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем человека, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.
Гуманитаризация образования - установление гармонического равновесия между естественно-математическим и гуманитарным циклами в обучении с целью развития в каждом профессионале духовно богатой человеческой личности, противостояние технократизму и бесчеловечности.
Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Депрйвация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Дидактика^ часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.
Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра.
Доброта - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
Домашнее образование - форма общеобразовательной подготовки в условиях семьи с правом на государственную аттестацию, предусмотренная Законом РФ «Об образовании» (1992).
Задатки fr анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей.
Запущенность педагогическая - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Здоровье детей -состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненых отклонений; согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного, социального благополучия.
Идеал- образец, высшая цель, определяющая способ мышления и деятельности личности.
Идентификация - отождествление.
Импровизация педагогическая - деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения без предварительного осмысления, обдумывания для быстрого реагирования на возникающие воспитательные задачи.
Инвариантный - остающийся неизменным при определенном преобразовании переменных.
Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Интеграция- объединение в целое каких-либо частей.
Интерпретировать - толковать, разъяснять что-либо.
Инфантилизм ^задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Квалификация - уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определенной степени трудности; характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде и определяет социальный статус педагога.
Конформность - тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.
Латентный - скрытый, внешне не проявляющийся.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Манипуляция - элементарные движения рук, связанные с предметом, обычно без учета его свойств, назначения.
Мировоззрение -1 целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мораль - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.
Научение - результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.
Обучаемость - способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения.
Ориентировочный рефлекс - первоначальная психическая реакция на любой новый раздражитель.
Педология - наука о детях.
Пластичность - способность к адаптации.
Пренатальное развитие психики - дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.
Постнатальная жизнь - жизнь ребенка после рождения.
Принципы - основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки (принципы обучения, принципы воспитания).
Принципы обучения - это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации