Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине математические методы в психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Математические методы в психологии
Группа 20П173
Студент
К.В. Фёдорова
МОСКВА 2021
Задания к практической работе 1.
Определение числовых характеристик.
Задание 1.
Проведено выборочное обследование частных психологических кабинетов города. Имеются следующие данные о величине посещаемости для 50 кабинетов города (xi – количество клиентов в месяц, млн. руб.; ni – число кабинетов).
xi | 30-80 | 30-80 | 130-180 | 180-230 | 230-280 | 280-330 |
ni | 15 | 13 | 7 | 5 | 3 | 2 |
Найти:
а) среднее X, среднеквадратичное отклонение S и коэффициент V;
б) построить гистограмму и полигон частот.
Решение:
Перейдем к простому вариационному ряду, выбирая в качестве значений середины интервалов. Получим:
xi | 55 | 105 | 155 | 205 | 255 | 305 |
ni | 15 | 13 | 7 | 5 | 3 | 2 |
Найдем необходимые числовые характеристики на основе последовательных расчетов:
xi | 55 | 105 | 155 | 205 | 255 | 305 | |
ni | 15 | 13 | 7 | 5 | 3 | 2 | 45 |
xini | 825 | 1365 | 1085 | 1025 | 765 | 610 | 5675 |
(xi-X)2*ni | 75851,85 | 5793,827 | 5841,975 | 31117,28 | 49837,04 | 64002,47 | 232444,4 |
Среднее: X = (1/n) * (xini) = (1/45) * 5675 126,111
Дисперсия: S2 = (1/n) * ((xi-X)2*ni) = (1/45) * 232444,4 5165,431
Среднеквадратичное отклонение: S = S2 71,871
Коэффициент вариации:
V = (S/X) * 100% = (71,871/126,111) * 100% 56,99%
Задание 2.
Из генеральной совокупности извлечена выборка объема n. Найти среднее значение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, исправленную дисперсию, коэффициент вариации, моду и медиану.
xi | 9,5 | 10 | 10,5 | 11 | 11,5 | 12 | 12,5 |
ni | 3 | 15 | 30 | 15 | 5 | 4 | 2 |
Решение:
Составим таблицу значений.
xi | 9,5 | 10 | 10,5 | 11 | 11,5 | 12 | 12,5 | |
ni | 3 | 15 | 30 | 15 | 5 | 4 | 2 | 74 |
xini | 28,5 | 150 | 315 | 165 | 57,5 | 48 | 25 | 789 |
(xi-X)2*ni | 4,051863 | 6,576881 | 0,788897 | 1,712016 | 3,509861 | 7,15924 | 6,755296 | 30,55405 |
Среднее: X = (1/n) * (xini) = (1/74) * 789 10,662
Дисперсия: D = (1/n) * ((xi-X)2*ni) = (1/74) * 30,55405 0,413
Исправленная дисперсия S2 = n/(n-1) * D = 74/73 * 0,413 0,419
Среднеквадратичное отклонение = D 0,643
Исправленное среднеквадратичное отклонение S = S2 0,647
Коэффициент вариации V = /X * 100% = 0,643/10,662 * 100% 6,03%
Мода – величина с наибольшей частотой Мо = 10,5
Медиана - величина, находящаяся в середине ряда Ме = 11
Задания к практической работе 2.
Статистическая обработка данных.
Задание 1.
У 24 девушек – студентов физического и психологического факультетов был измерен уровень вербального интеллекта по методике Векслера. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта?
Физики: 123, 134, 126, 131, 134, 132, 126, 132, 127, 127, 136, 133, 136, 135.
Психологи: 123, 125, 132, 120, 127, 126, 120, 126, 120, 119, 135.
Решение:
Используем критерий Q Розенбаума. Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы:
H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Физики | Психологи |
136 | S1 |
136 | |
135 | 135 |
134 | |
134 | |
133 | |
132 | 132 |
132 | |
131 | |
127 | 127 |
127 | |
126 | 126 |
126 | 126 |
| 125 |
123 | 123 |
S2 | 120 |
120 | |
120 | |
119 |
Определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=2.
Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=4.
Вычисляем QЭМП по формуле: QЭМП = S1+S2 = 2+4 = 6.
Определяем критические значения Q для n1=14, n2=11.
Qкр = 7 при p 0,05;
Qкр = 9 при p 0,01.
QЭМП меньше табличных значений, поэтому принимаем гипотезу H0.
Ответ: Принимается гипотеза H0. Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта (р<0,05).
Задание 2.
Были протестированы две группы студентов. Тест содержал 60 вопросов. Указано число правильных ответов каждого участника теста.
Можно ли утверждать, что одна из групп превзошла другую группу по результатам теста?
Группа 1: 55, 45, 42, 40.
Группа 2: 46, 41, 38, 35, 34.
Решение:
Используем критерий U - критерий Манна-Уитни.
Ограничения критерия U соблюдены:
1. В каждой выборке не менее 3 наблюдений.
2. В каждой выборке не более 60 наблюдений.
Ранжируем наблюдения:
Количество ранжируемых значений 9. Минимум 34 – ранг 1. Максимум 55 – ранг 9.
Группа 1 | Ранг | Группа 2 | Ранг |
55 | 9 | | |
| | 46 | 8 |
45 | 7 | | |
42 | 6 | | |
| | 41 | 5 |
40 | 4 | | |
| | 38 | 3 |
| | 35 | 2 |
| | 34 | 1 |
Сумма | 26 | Сумма | 19 |
По уровню невербального интеллекта более «высоким» рядом оказывается выборка группы 1.
Гипотезы:
H0: Группа 1 не превосходит группу 2 по результатам теста.
Н1: Группа 1 превосходит группу 2 по результатам теста.
UЭМП = (n1*n2) + nx(nx+1)/2 – Tx = 4*5+4*(4+1)/2 – 26 = 4
Определяем критические значения для n1=4, n2=5.
Uкр = 2 при p 0,05;
Uкр = 0 при p 0,01.
UЭМП больше табличных значений, поэтому принимаем гипотезу H0.
Ответ: Группа 1 не превосходит группу 2 по результатам теста.