Файл: Занятие 2 Обучающийся Шабалина Мария Николаевна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие №2
Выполнил:
Обучающийся Шабалина Мария Николаевна
Преподаватель:
Хомутова Дарья Сергеевна
Задание 1: Заполните таблицу
Специфические черты западноевропейской и русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.
Философия | Основные направления | Ведущие представители | Обсуждаемые проблемы |
Западно-европейская | 1.Позитивизм 2.Неопозитивизм 3.Антропологизм 4.Герменевтика 5.Феноменология | 1.О.Конт; Г.Спенсер 2.Г.Фреге; Б.Рассел 3.К.А.Фейербах 4.П.Рикёр; Г.Гадамер 5.Э.Гуссерль | 1.Признает только эмпирические исследования, основывающиеся на опытеКонт выделял три стадии познания:теологическую, метафизическую и позитивную. 2.Рассел считал философские проблемы, сведенными к логическим проблемам, так как каждая философская проблема, если она будет достаточно проанализирована и очищена, оказывается или не философской вообще, или философской в том смысле, в котором мы употребляем данное слово, то есть логическая. 3.Стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе. 4.Искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры, способ философствования, центром которого является процесс понимания. Проблема понимания - это проблема стиля мышления, образа жизни, способа взаимоотношения людей в обществе. 5.Учение о феноменах. Каким образом удается человеку постичь суть вещей? Направление основывается на беспредпосылочном описании опыта и познающего сознания. |
Русская идеалистическая | 1.Религиозная 2.Идеалистическая | 1.В.Соловьев; М.Булгаков; Н.Бердяев 2. Ф.М. Достоевский; Л.Н.Толстой; Н.Я.Данилевский | Религиозные проблемы, пути духовного возрождения и развития России, Поиск смысла жизни, Связь с отечественной культурой |
Задание 2: Заполните таблицу
Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.
Представитель | Философская концепция, идея | Основные категории | Произведения |
Николай Александрович Бердяев | Николай Бердяев противопоставлял необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. | Личность; соборность, несотворенная свобода;царство духа;царство природы; | «Проблемы идеализма» (1902) «Вехи» (1909) «Из глубины» (1918) |
Сергей Николаевич Булгаков | Говорил о том, что бытие каждой человеческой личности обретает смысл лишь в находящемся во вне Божественном Абсолюте. «Отдельный человеческий индивид есть не только само замкнутый микрокосмос, но и часть целого, именного он входит в состав мистического человеческого организма. | Соборность; система всеединства; христианская социология; религиозная истина. | «Свет невечерний» «Современные диалоги» «На пиру Богов» |
В.С. Соловьев | Становление богочеловека, движение к добру,красоте и свободе. | Религиозная философия | Кризис западной философии. Россия и Вселенская церковь. Религиозные основы жизни и др. |
С.Л. Франк | Мир представляет собой Всеединство. | Религиозная философия | Духовные основы общества. Смысл жизни. Предмет знаний |
Н. О. Лосский | Все в этом мире присутствует во всём, все связано со всем, всё существует благодаря всему. | Религиозная философия | История русской философии. Русская философия 20 века. |
Задание 3. «Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку.
Ответ: Федор Михайлович в своем высказывании хотел нам сказать, что жизнь каждого отдельного человека гораздо важнее, чем достижение какого-то высшего идеала (гармонии). Если эта гармония достигается загубленными жизнями, слезами детей, то она не стоит того. Высшая цель, по мнению автора, не может строится на чьем-либо несчастье. Поэтому главный герой романа и отрекается от такой гармонии. На мой взгляд, Достоевский противопоставляет две ключевые ценности – ценность отдельной жизни и ценность достижения общего блага за счет нивелирования чьей-то жизни. Можем ли пожертвовать хоть одной слезинкой ребенка, чтобы достичь этого общего блага? Ответ Достоевского однозначен – нет!
Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?
Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?
Ответ: В высказывании Льва Николаевича звучит идея непротивления, отказа от насилия. Он прямо нам говорит о том, что человечнее простить врага, чем отвечать ударом на удар. Христианское восприятие мира по принципу «ударили по одной щеке – подставь другую» - лежит в основе его мысли. Кроме того, Толстой предлагает начать изменение мира с самого себя, не ждать пока изменится весь мир, самому отказаться от насилия, и тогда в целом в мире станет меньше зла, подлости и жестокости. Противоречивость и ограниченность его взглядов, исходя из характеристики его идей, и заключается как раз в том, что невозможно сочетать анархизм с социализмом, а также отказаться от роли государства как политического института, так как его создание является закономерным этапом развития общественных отношений.
Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:
1.К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?
2.Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?
3.Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?
4.Как Вы понимаете его высказывание: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут — взаимодействие» (А. Герцен).
Ответ:
-
По мнению, многих исследователей Герцена нельзя причислять к какому-то конкретному направлению, он автономен от революционной и политической деятельности, так как главной его идеей является идея свободы. Своеобразие философской позиции Герцена заключалось в том, что, развиваясь в рамках европейской философии, включаясь в ее рефлексию над основными философскими проблемами – от онтологии, гносеологии, истории философии до философии истории, этики и эстетики, он в то же время был мыслителем «незападной» ориентации. С самого начала своей творческой деятельности Герцен сознавал себя в качестве именно русского, а не «среднеевропейского» философа. -
«Жизнь природы — беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, не полного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии , и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию — это диалектика физического мира» - писал Герцен. Он приходит к пониманию того, что сознание есть не только свойство мозга, но и продукт исторического развития человечества. Человек - не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живет в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология. -
Проблема преодоления дуализма духа и материи решается Герценом и в «Письмах об изучении природы» (1845-1846), где он развивает мысль о союзе философии и естествознания, подчеркивая невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь философию идеалистическую, вершиной которой были тогда взгляды Гегеля, Герцен отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Беда ученых-эмпириков, подчеркивал он, в том, что они не видят в природе развития разума, для них разум есть свойство только человеческое и потому субъективное, отсюда бытие и мышление распадаются у них на противостоящие друг другу внешним образом объект и субъект. Герцен же считал, что разум не противостоит природе как нечто внешнее, а есть осознание ею самой себя. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т. е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. -
Герцен говорит о том, что личность формируется только в условиях социальной среды, без окружения человек фактически остается индивидом. В разных социальных условиях один и тот же человек будет развиваться по-разному. Но и в свою очередь, в ходе своего становления и развития личность преобразует вокруг себя окружающий мир, влияя на то, какие события происходят и к чему они приводят.
Задание 6. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского (1828—1889). В чем смысл такого утверждения о нем: «Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении»? Используйте для этого собственные суждения мыслителя:
«…отвлеченной истины нет; истина конкретна».
«Практика — этот непреложный пробный камень всякой теории — должна быть руководительницею нашей и здесь».
Ответ:
Конкретность истины состоит в том,что каждый предмет и каждое явление имеет свое собственное значение, судить о нем можно конкретно от обстановки его существования.
Практика – это истина. Теория может быть ложью. Только через практику мы делаем заключения.
Пермь - 2020