Файл: Занятие 2 Обучающийся Шабалина Мария Николаевна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Основы философии

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Шабалина Мария Николаевна

Преподаватель:

Хомутова Дарья Сергеевна
Задание 1: Заполните таблицу

Специфические черты западноевропейской и русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы

Западно-европейская

1.Позитивизм

2.Неопозитивизм

3.Антропологизм

4.Герменевтика

5.Феноменология

1.О.Конт; Г.Спенсер

2.Г.Фреге; Б.Рассел

3.К.А.Фейербах

4.П.Рикёр; Г.Гадамер

5.Э.Гуссерль

1.Признает только эмпирические исследования, основывающиеся на опытеКонт выделял три стадии познания:теологическую, метафизическую и позитивную.

2.Рассел считал философские проблемы, сведенными к логическим проблемам, так как каждая философская проблема, если она будет достаточно проанализирована и очищена, оказывается или не философской вообще, или философской в том смысле, в котором мы употребляем данное слово, то есть логическая.

3.Стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе.

4.Искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры, способ философствования, центром которого является процесс понимания. Проблема понимания - это проблема стиля мышления, образа жизни, способа взаимоотношения людей в обществе.

5.Учение о феноменах. Каким образом удается человеку постичь суть вещей? Направление основывается на беспредпосылочном описании опыта и познающего сознания.



Русская идеалистическая

1.Религиозная

2.Идеалистическая

1.В.Соловьев; М.Булгаков; Н.Бердяев

2. Ф.М. Достоевский; Л.Н.Толстой; Н.Я.Данилевский

Религиозные проблемы, пути духовного возрождения и развития России,

Поиск смысла жизни,

Связь с отечественной культурой


Задание 2: Заполните таблицу

Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель

Философская концепция, идея

Основные категории

Произведения

Николай Александрович Бердяев

Николай Бердяев противопоставлял необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.

Личность; соборность, несотворенная свобода;царство духа;царство природы;


«Проблемы идеализма» (1902) «Вехи» (1909)

«Из глубины» (1918)

Сергей Николаевич Булгаков

Говорил о том, что бытие каждой человеческой личности обретает смысл лишь в находящемся во вне Божественном Абсолюте. «Отдельный человеческий индивид есть не только само замкнутый микрокосмос, но и часть целого, именного он входит в состав мистического человеческого организма.

Соборность; система всеединства; христианская социология; религиозная истина.

«Свет невечерний»

«Современные диалоги»

«На пиру Богов»

В.С. Соловьев

Становление богочеловека, движение к добру,красоте и свободе.

Религиозная философия

Кризис западной философии.

Россия и Вселенская церковь.

Религиозные основы жизни и др.

С.Л. Франк


Мир представляет собой Всеединство.

Религиозная философия

Духовные основы общества.

Смысл жизни.

Предмет знаний

Н. О. Лосский


Все в этом мире присутствует во всём, все связано со всем, всё существует благодаря всему.

Религиозная философия

История русской философии.

Русская философия 20 века.


Задание 3.  «Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку. 

Ответ: Федор Михайлович в своем высказывании хотел нам сказать, что жизнь каждого отдельного человека гораздо важнее, чем достижение какого-то высшего идеала (гармонии). Если эта гармония достигается загубленными жизнями, слезами детей, то она не стоит того. Высшая цель, по мнению автора, не может строится на чьем-либо несчастье. Поэтому главный герой романа и отрекается от такой гармонии. На мой взгляд, Достоевский противопоставляет две ключевые ценности – ценность отдельной жизни и ценность достижения общего блага за счет нивелирования чьей-то жизни. Можем ли пожертвовать хоть одной слезинкой ребенка, чтобы достичь этого общего блага? Ответ Достоевского однозначен – нет!

Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

Ответ: В высказывании Льва Николаевича звучит идея непротивления, отказа от насилия. Он прямо нам говорит о том, что человечнее простить врага, чем отвечать ударом на удар. Христианское восприятие мира по принципу «ударили по одной щеке – подставь другую» - лежит в основе его мысли. Кроме того, Толстой предлагает начать изменение мира с самого себя, не ждать пока изменится весь мир, самому отказаться от насилия, и тогда в целом в мире станет меньше зла, подлости и жестокости. Противоречивость и ограниченность его взглядов, исходя из характеристики его идей, и заключается как раз в том, что невозможно сочетать анархизм с социализмом, а также отказаться от роли государства как политического института, так как его создание является закономерным этапом развития общественных отношений.


Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

1.К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?

2.Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?

3.Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?

4.Как Вы понимаете его высказывание: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут — взаимодействие» (А. Герцен).
Ответ:

  1. По мнению, многих исследователей Герцена нельзя причислять к какому-то конкретному направлению, он автономен от революционной и политической деятельности, так как главной его идеей является идея свободы. Своеобразие философской позиции Герцена заключалось в том, что, развиваясь в рамках европейской философии, включаясь в ее рефлексию над основными философскими проблемами – от онтологии, гносеологии, истории философии до философии истории, этики и эстетики, он в то же время был мыслителем «незападной» ориентации. С самого начала своей творческой деятельности Герцен сознавал себя в качестве именно русского, а не «среднеевропейского» философа.

  2. «Жизнь природы — беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, не полного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии , и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию — это диалектика физического мира» - писал Герцен. Он приходит к пониманию того, что сознание есть не только свойство мозга, но и продукт исторического развития человечества. Человек - не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живет в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология.

  3. Проблема преодоления дуализма духа и материи решается Герценом и в «Письмах об изучении природы» (1845-1846), где он развивает мысль о союзе философии и естествознания, подчеркивая невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь философию идеалистическую, вершиной которой были тогда взгляды Гегеля, Герцен отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Беда ученых-эмпириков, подчеркивал он, в том, что они не видят в природе развития разума, для них разум есть свойство только человеческое и потому субъективное, отсюда бытие и мышление распадаются у них на противостоящие друг другу внешним образом объект и субъект. Герцен же считал, что разум не противостоит природе как нечто внешнее, а есть осознание ею самой себя. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т. е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. 

  4. Герцен говорит о том, что личность формируется только в условиях социальной среды, без окружения человек фактически остается индивидом. В разных социальных условиях один и тот же человек будет развиваться по-разному. Но и в свою очередь, в ходе своего становления и развития личность преобразует вокруг себя окружающий мир, влияя на то, какие события происходят и к чему они приводят.



Задание 6. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского (1828—1889). В чем смысл такого утверждения о нем: «Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении»? Используйте для этого собственные суждения мыслителя:

«…отвлеченной истины нет; истина конкретна».

«Практика — этот непреложный пробный камень всякой теории — должна быть руководительницею нашей и здесь».
Ответ:

Конкретность истины состоит в том,что каждый предмет и каждое явление имеет свое собственное значение, судить о нем можно конкретно от обстановки его существования.

Практика – это истина. Теория может быть ложью. Только через практику мы делаем заключения.



Пермь - 2020