Файл: Семинара по дисциплине Система государственного и муниципального управления (часть 2).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечный этап проведения мониторинга – разработка предложений по развитию объекта в заданном направлении, т.е. регулирование и, как следствие, управленческое воздействие на основе мониторинга. В соответствии с принятой в Российской Федерации политикой управления государственной собственностью в отношении неэффективных организаций с низким качеством управления предполагается в ускоренном режиме проводить процедуру приватизации. При отсутствии заинтересованности частного сектора в приобретении таких организаций необходимо инициировать возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве) с целью последующего применения реабилитационных процедур.

Построение интегральной оценки качества управления связано с решением следующих методологических задач:

1. Определение статистических показателей, на базе которых будет рассчитана интегральная оценка качества управления организациями государственного сектора.

2. Выбор способа приведения показателей к сопоставимому виду.

3. Выбор способа объединения показателей в интегральную оценку качества управления.

При формировании набора показателей оценки индикаторов качества управления необходимо исключать те из них, которые линейно связаны друг с другом. В случае обнаружения линейной связи требуется выбрать показатель, оказывающий наиболее существенное влияние на качество управления организацией, в противном случае возникает проблема многократного учета влияния на интегральную оценку одних и тех же факторов.

В целом при построении системы показателей качества управления необходимо учитывать:

1. Содержание показателей должно максимально отражать целевые установки функционирования организаций государственного сектора.

2. Число показателей должно быть сведено к минимуму, при этом в достаточной степени характеризовать наиболее значимые аспекты понятия «качество управления».

3. При отсутствии показателей, которые напрямую характеризуют качество управления, целесообразно включать в модель косвенные показатели, позволяющие провести соответствующие оценки.

4. Способ отбора экспертов, оценивающих объект, способ их опроса.

Тема 17. Организационно-правовые основы функционирования системы государственного и муниципального управления в КНР.


  1. Объективные условия государственного управления в КНР


Китай (Китайская Народная Республика) - государство с республиканской формой правления (социалистическая республика).

Высшим органом государственной власти является однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). ВСНП и местные собрания народных представителей (СНП) являются органами, через которые народ осуществляет свою власть (2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет). Таким образом, институт СНП является фундаментом политического строя Китая. Он представляет широкие круги общественности, служит основной формой управления народом государственными делами. Институт придерживается принципа демократического централизма, что гарантирует широкие демократические права граждан, обеспечивает централизм и единство в осуществлении государственной власти. Реализация власти через единый механизм СНП производится при четком разграничении полномочий административных органов, суда, прокуратуры, а также органа по руководству вооруженными силами. Тем самым установлен и действует механизм гармоничного функционирования органов государственной власти с одной стороны и органов суда и прокуратуры с другой.

ВСНП осуществляет следующие основные функции: вносит поправки в Конституцию и осуществляет контроль за ее исполнением, принимает уголовный кодекс, гражданский кодекс, законы о структуре государственных органов и другие основные законы и вносит в них поправки; рассматривает и утверждает план социально-экономического развития страны, отчет о его исполнении, рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, утверждает создание специальных административных районов и их режим; решает вопросы войны и мира; избирает и утверждает кандидатуры высших должностных лиц государства, а именно избирает членов Постоянного комитета ВСНП (около 150 человек), председателя КНР и его заместителя, утверждает премьер-министра и других членов Государственного совета, избирает председателя и утверждает других членов Центрального военного совета, избирает председателя Верховного народного суда, генерального прокурора Верховной народной прокуратуры. ВСНП имеет право освобождать должностных лиц от перечисленных постов.

Китай - многонациональное государство (56 национальностей); в стране существует многопартийная система. Вот почему по важным государственным мероприятиям и при решении важных вопросов национальной экономики и благосостояния народа Коммунистическая партия Китая (КПК) как правящая партия первоначально консультируется с представителями различных национальностей, общественных кругов, политических партий и беспартийных деятелей, чтобы достичь единого понимания, на основе которого вырабатывается решение. Это и есть порядок многопартийного сотрудничества и политических консультаций, ведущихся под руководством КПК. Это еще одна составная часть фундамента политического строя КНР. Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций: одна - через механизм Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), другая - посредством консультативных совещаний и собеседований, созываемых по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей демократических партий и беспартийных. НПКСК не является государственным органом и в то же время отличается от обычных общественных организаций. Он представляет собой организацию наиболее широкого патриотического единого фронта китайского народа. НПКСК учреждает Всекитайский комитет и местные комитеты - провинциальные (автономных районов, городов центрального подчинения), уездные (городов уездного уровня). Их членами являются представители КПК, демократических партий, беспартийных деятелей, народных организаций, национальных меньшинств и различных общественных кругов, представители соотечественников, проживающих в
специальных административных районах Сянган, Аомынь и на Тайване, и реэмигрантов, а также специально приглашенные лица. Срок полномочий каждого созыва Всекитайского комитета НПКСК - 5 лет. Члены Всекитайского комитета НПКСК проводят раз в год пленарные сессии и приглашаются на сессии ВСНП, выполняя функцию в политических консультациях, демократическом контроле и участии в политической деятельности. Всекитайский комитет НПКСК привлекает своих членов на участие в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, касающимся жизни народа и единого фронта. Члены комитетов НПКСК высказывают мнения, рекомендации и критические замечания, тем самым осуществляют демократический контроль над работой государственного аппарата и соблюдением Конституции и законов. Обычно консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, созываются раз в год, на них приглашаются ответственные лица всех демократических партий и представители беспартийных деятелей.

В состав государственных органов КНР входят:

? органы государственной власти - ВСНП и местные СНП различных ступеней;

? председатель КНР;

? государственные административные органы - Государственный совет и местные народные правительства различных ступеней;

? орган управления военными делами страны - Центральный военный совет КНР;

? государственные судебные органы - Верховный народный суд, местные народные суды различных ступеней и специальные народные суды;

? государственные органы надзора - Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры различных ступеней и специальные народные прокуратуры.

Государственный совет КНР (Центральное народное правительство) - высший государственный административный орган страны. Государственный совет претворяет в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые ВСНП, он ответствен перед ними и подотчетен им. Государственный совет в сфере своих полномочий определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издает постановления и распоряжения.

В состав Государственного совета входят премьер-министр, заместители премьер-министра, члены Государственного совета, начальник секретариата, министры, председатели государственных комитетов, председатель Народного банка Китая и начальник Государственного ревизионного управления.


Центральный военный совет КНР - государственный орган, осуществляющий руководство и единое командование всеми вооруженными силами. Вооруженные силы состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), Народной вооруженной милиции Китая и народного ополчения. НОАК - это регулярная армия государства; основная задача войск вооруженной милиции - защита государственной безопасности и общественного порядка; народное ополчение - массовая вооруженная организация, в которой ополченцы проходят службу без отрыва от производства. В состав Центрального военного совета КНР входят председатель, заместители председателя и члены.

Верховный народный суд - высший государственный судебный орган, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения учреждаются народные суды высшей ступени, народные суды средней ступени и низовые народные суды. Верховный народный суд ответствен перед ВСНП, он осуществляет надзор за судебной деятельностью местных и специальных народных судов всех ступеней, включая военные суды. Разбирательство дел во всех народных судах проводится открыто, за исключением дел, связанных с государственной тайной, интимными сторонами личной жизни граждан и дел несовершеннолетних. Обвиняемый имеет право на защиту, может выступать в суде в свою защиту сам или поручить ее адвокату, либо кому-то из близких родственников, либо опекуну.

Народная прокуратура КНР - государственный орган надзора за соблюдением законности. Структура органов народной прокуратуры соответствует системе народных судов. Органы народной прокуратуры выполняют свои задачи путем осуществления прокурорского надзора. Они надзирают за судопроизводством по делам, касающимся угрозы государственной безопасности, угрозы общественной безопасности, нарушения прав личности и демократических прав граждан и по другим делам особой важности. Они также проверяют ход расследования дел органами общественной безопасности, решают вопросы о взятии (невзятии) под стражу, возбуждении (невозбуждении) иска, выступают в роли общественных обвинителей по уголовным делам, поддерживают обвинение, контролируют соблюдение законности органами общественной безопасности, народными судами, а также администрацией тюрем, мест предварительного заключения и трудового перевоспитания.

Как и народные суды, органы народной прокуратуры независимы при осуществлении своих полномочий, следуют исключительно букве и духу закона без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Все граждане КНР равны перед законом.


В Китае функционируют множество политических партий: КПК - правящая партия, восемь демократических партий принимают участие в политическом управлении.

К демократическим партиям относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, партия Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости Китая), Общество «Цзюсань» (Общество 3 сентября) и Лига демократической автономии Тайваня. Все они поддерживают политическое руководство со стороны КПК, что является историческим выбором, сделанным ими в ходе долговременного сотрудничества с КПК и совместной борьбы. В рамках Конституции КНР все демократические партия имеют политическую свободу, организационно независимы друг от друга и юридически равноправны.

Экономическое развитие в Китае осуществляется путем исполнения государственных пятилетних планов. По совокупности экономической мощи Китай вступил в ряд мировых лидеров. Сегодня в Китае в первоначальном виде создана система социалистической рыночной экономики, заметно укрепляется основополагающая роль рынка в распределении ресурсов, совершенствуется система макроконтроля. В основном сформирована архитектоника совместного развития разных экономических секторов, включая индивидуальный и частный бизнес, при сохранении доминирующей роли общественной собственности.

Пахотный клин Китая составляет всего 7% общемирового, а кормит пятую часть населения планеты.

В 2004 году правительство разработало политику о частичном или полном освобождении крестьян от уплаты сельскохозяйственных налогов, а в конце 2005 г. Постоянный комитет ВСНП принял решение об отмене Положения об обложении сельскохозяйственными налогами, действовавшего в стране около полувека.

В 2005 году государственные предприятия, предприятия с государственным контрольным пакетом акций и коллективные предприятия дали 43,1% всей добавленной стоимости промышленности, остальное пришлось на предприятия с иностранным участием и индивидуальные и частные предприятия.

В Китае постепенно формируются современная финансовая система, современное страховое дело и современный фондовый рынок. В минувшие десятки лет Народный банк Китая, с одной стороны, наделен функциями и полномочиями Центрального банка страны, с другой - занимается ссудными и депозитными операциями для торгово-промышленных предприятий.