Файл: История России в контексте развития мировой цивилизации. Факторы, определяющие самобытность Российского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 60-е годы получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались женские средние учебные заведения.

Наибольший вклад в высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 60-х годов университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Росла численность высших технических учебных заведений. До реформы их было всего 7 (5 в столице и 2 в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60. Появилось в стране и высшее женское образование: открылись Высшие женские медицинские курсы в С.-Петербурге, Высшие курсы профессора В.И.Герье в Москве и др. Важную роль в развитии женского образования сыграли "Бестужевские" курсы в столице (по имени профессора К.Н.Бестужева-Рюмина), основанные по инициативе группы прогрессивно настроенной интеллигенции во главе с профессором А.Н.Бекетовым.

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества. Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов. К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 50-х годов их было около 60).

60-70-е годы принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли Д.И.Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания).

В области физики успешно работали П.Н.Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.С.Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома Ф.А.Бредихина.

Крупный вклад в биологию и физиологию внесли К.А.Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М.Сеченов (физиология и психология. Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П.Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня.

Русская литература 60-90-х годов

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.


Экзаменационный билет № 32

  1. Советский Союз в середине 50-х - первой половине 60-х гг.: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации или хрущевской оттепели. Летом 1953 был объявлен курс на ускоренное развитие сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. В 1950-х -начале 60-х гг. объём производства в машиностроении, химии и нефтехимии, электроэнергетике и ряде других отраслей увеличился в 4-5 раз. Реабилитация репрессированных, возвращение политзаключенных, расширены права профсоюзов, ликвидация ГУЛАГа, частичное расширение прав предприятий. В гражданской сфере наибольший рывок был сделан в жилищном строительстве, достигшем в начале 60-х гг. пика в своём развитии. В 1957 в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли, в 1961 осуществлён первый в истории полёт человека в космос; им стал советский лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин,1957 первая атомная станция Обнинск, построен первый атомный ледокол Ленин. В 1954 освоение цивильных земель, совхозы и колхозы с целью поднять урожай, засев больших площадей кукурузой, массовый убой скота. Склонность Н. С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах», и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин.

  1. Ульянов (Ленин) исторический портрет

Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831—1886), — сына бывшего крепостного крестьянина села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернииНиколая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы М. С. Шагинян, происходившей из рода крещёных калмыков). Мать — Мария Александровна Ульянова (урождённаяБланк, 1835—1916), шведско-немецкого происхождения по матери и еврейского — по отцу. Дедом Владимира по матери был еврей, принявший православие, Александр Дмитриевич Бланк. (По другим сведениям, он происходил из семьи немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II). И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, что в Табели о рангах соответствовало военному чину генерал-майора, и давало право на потомственное дворянство.



В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности. Вплоть до 1887 года ничего не известно о какой-либо революционной деятельности молодого Ленина. Он принял православное крещение, и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского, порвав с религией в 1886 году. Оценки по закону Божьему в гимназии у Ленина были отличные, также как и практически по всем остальным предметам. Первая награда вручается ему уже в 1880 году, после окончания первого класса: книга с золотым тиснением на переплете: «За благонравие и успехи» и похвальный лист. В 1885 году в списке учеников гимназии указано, что Ленин «ученик весьма даровитый, усердный и аккуратный. Успевает во всех предметах очень хорошо. Ведет себя примерно». Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова. В 1924 году. К. Крупская писала в «Правде»: «Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружён для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно»

Некоторое время Ленин пытался заниматься сельским хозяйством в купленном его матерью имении в Алакаевке (83,5 десятины) в Самарской губернии, обучая крестьян передовым методам ведения хозяйства, а часто и сам вставая за плуг и другие сельскохозяйственные приспособления. В советское время в этом селе был создан дом-музей Ленина. Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару, где Ленин также поддерживает связь с местными революционерами. По мнению Ричарда Пайпса, в период 1887—1891 молодой Ленин стал, вслед за своим казнёным братом, сторонником «Народной воли». В Казани и Самаре он последовательно отыскивал народовольцев, от которых узнавал сведения о практической организации движения
, на тот момент выглядевшего, как законспирированная дисциплинированная организация «профессиональных революционеров». В 1890 году власти смягчились, и разрешили готовиться экстерном к экзаменам на адвоката. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдалэкстерном экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. После этого он изучил большое количество экономической литературы, особенно земских статистических отчётов по сельскому хозяйству. В период 1892—1893 взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году: «русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ». Первая русская революция (1905—1907)

Уже в конце 1904 года, на фоне нарастающего стачечного движения, между фракциями «большинства» и «меньшинства», помимо организационных, обнаружились разногласия по политическим вопросам.

Революция 1905—1907 годов застала Ленина за границей, в Швейцарии.
На III съезде РСДРП, проходившем в Лондоне в апреле 1905 года, Ленин подчёркивал, что главная задача происходящей революции — покончить с самодержавием и остаткамикрепостничества в России. Несмотря на буржуазный характер революции, по мнению Ленина, её главной движущей силой должен был стать рабочий класс, как наиболее заинтересованный в её победе, а его естественным союзником — крестьянство Одобрив точку зрения Ленина, съезд определил тактику партии: организация стачек, демонстраций, подготовка вооружённого восстания]. При первой же возможности, в начале ноября 1905 года, Ленин нелегально, под чужой фамилией, прибыл в Петербург и возглавил работу избранного съездом Центрального и Петербургского комитетов большевиков; большое внимание уделял руководству газетой «Новая жизнь». Под руководством Ленина партия готовила вооружённое восстание. В это же время Ленин пишет книгу «Две тактики социал-демократии в демократической революции», в которой указывает на необходимость гегемонии пролетариата и вооружённого восстания. В борьбе за привлечение на свою сторону крестьянства (которая активно велась с эсерами) Ленин пишет брошюру «К деревенской бедноте». В 1906 году Ленин переехал в Финляндию, а осенью 1907 года вновь эмигрировал. По мнению Ленина, несмотря на поражение декабрьского вооружённого восстания, большевики использовали все революционные возможности, они первыми вступили на путь восстания и последними покинули его, когда этот путь стал невозможен


Экзаменационный билет № 33

  1. Внешняя политика Советского Союза в конце 40-х - первой половине 60-х гг.

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). 1949 образовалось 2 гос-ва ФРГ и ГДР. США выдвигает план Маршала-план экономической помощи странам, вышедшим из войны в зависимости от полит. ориентации. Биполярный мир. Корейский кризис 1950-53 Северной Корея наступает на Южную Корею с целью объединиться. СССР оказала помощь Северной Корее, а США-Южной. В Корее официально образовано 2 гос-ва. Создание СЭВ (союз эконом. взаимопомощи) оказывали помощь странам Восточной Европы. Карибский кризис 1962.

  1. Социально-экономические и политические преобразования Екатерины II