Файл: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования финансовый университет при правительстве российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)
Департамент аудита и корпоративной отчетности_________________________

Дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности»__________

Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа____ Форма обучения очная______

Семестр 7 Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»_________________

Профиль «Учет, анализ и аудит»___________________________

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
1 вопрос (20 баллов):

Идентификация договора с покупателями, выделение и оценка обязанностей к исполнению в соответствии с МСФО 15.
Обратимся к терминам, которыми будем оперировать при построении управленческого учета на базе МСФО (см. таблицу).



МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.06.2016 № 98н) устанавливает принципы отражения информации о характере, величине, распределении во времени выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем.

Компания должна признать выручку за переданные покупателю товары или услуги в сумме, отражающей ожидаемое вознаграждение. В стандарте рассматривается учет отдельного договора с покупателем, однако в качестве упрощения те же принципы применимы к портфелю договоров (или обязанностей к исполнению) с аналогичными характеристиками.

Стандарт МСФО 15 можно применять, если контрагент по договору выступает покупателем.

Покупатель - это сторона, которая заключила с компанией договор на получение товаров или услуг, являющихся результатом обычной деятельности компании, в обмен на их оплату.

Представим пятиступенчатую модель признания выручки согласно МСФО 15:



ЭТАПЫ ПРИЗНАНИЯ ВЫРУЧКИ

Рассмотрим подробно этапы признания выручки в управленческом учете.

Этап 1. Идентификация договора с покупателем.

Обязательно соблюдение следующих критериев:

- стороны утвердили договор;

- идентифицируются права каждой стороны в отношении товаров или услуг;

- определены условия оплаты товаров или услуг, которые компания обязалась передать;

- содержание договора коммерческое;

- по договору компания имеет право на оплату своих товаров и услуг (в Приказе Минфина России от 27.06.2016 № 98н употребляется термин «возмещение», мы будем употреблять синонимы оплата, вознаграждение).

Договоры могут иметь письменную, устную или иную форму согласно деловой практике. Практика и процедуры заключения договоров с покупателями варьируются в зависимости от юрисдикций, отраслей и компаний. Кроме того, практика заключения договоров может отличаться в рамках одной компании (например, в зависимости от категории покупателей или характера товаров).

Необходимо отметить моменты, касающиеся объединения и модификации договоров.

Компания должна объединить два или более договора, заключенных одновременно или почти одновременно с одним покупателем (или связанными сторонами покупателя), и учитывать их как один в случае соблюдения одного или нескольких критериев:

-договоры согласовывались как пакет с одной коммерческой целью;

-сумма возмещения к уплате по одному договору зависит от цены или выполнения другого договора;

-товары или услуги, обещанные по договорам (или некоторые товары или услуги, обещанные по каждому договору), представляют собой одну обязанность к исполнению.

На практике компания-поставщик часто сталкивается с ситуацией, когда несколько покупателей имеют одного собственника, принадлежат к одной группе. Договоры с такими покупателями целесообразно объединять. Это полезно для понимания в коммерческих целях:

-сколько должна группа и сколько выручки она принесла;

-сколько продукции обязана поставить компания в группу компаний;

-какой удельный вес группы в общем объеме активов, обязательств по договорам, выручки.


Данные показатели определяют ее важность и приоритетность. Согласно законодательству такие покупатели - отдельные юридические лица, поэтому с каждым из них заключается отдельный договор.

2. Стандарт содержит указания относительно изменений в договорах. Изменения могут рассматриваться как отдельный договор или как модифицированный договор.

Модификация договора - утвержденное сторонами изменение предмета и/или цены договора.

Компания должна учитывать модификацию договора в качестве отдельного договора, если одновременно соблюдаются следующие условия:

-предмет договора расширяется ввиду дополнительных обещанных товаров или услуг, которые являются отличимыми;

-цена договора увеличивается на сумму оплаты, которая отражает цену обособленной продажи дополнительно оговоренных товаров или услуг компании и соответствующие корректировки таких цен с учетом условий конкретного договора. Так, компания может скорректировать цену обособленной продажи дополнительного товара с учетом скидки, получаемой покупателем в связи с тем, что компании не нужно нести затраты, которые она понесла бы, продавая аналогичный товар новому покупателю.

Если модификация договора не учитывается в качестве отдельного договора, компания должна учесть оговоренные товары или услуги, которые еще не были переданы на дату модификации, одним из способов (зависит от ситуации):

1) как расторжение существующего и возникновение нового договора, если оставшиеся товары или услуги являются отличимыми от товаров или услуг, переданных на дату модификации договора или до нее. Сумма вознаграждения, относимая на оставшиеся обязанности к исполнению, определяется сложением:

возмещения, обещанного покупателем (включая суммы, уже полученные от покупателя), которое было включено в оценку цены сделки и не было признано в качестве выручки;

возмещения, обещанного в рамках модификации договора;

2) как часть существующего договора, если оставшиеся товары или услуги не являются отличимыми и, следовательно, включаются в одну обязанность к исполнению, которая частично выполняется на дату модификации договора.

Учет выручки может быть представлен в Отчете об исполнении обязательств по договорам.

Представленный отчет визуализирует обязательства, исполненные компанией в отчетном периоде, и те, что еще подлежат исполнению. Обязательства могут быть разбиты на группы:


-по первоначальному договору (без изменений) ;

-по модификации в составе первоначального договора ;

-по модификации в качестве отдельного договора (в этом случае указаны новые номера договоров).

В отчете выведены отклонения между первоначальным договором и фактическим положением дел.

Отчет позволяет:

-контролировать исполнение компанией обязательств;

-вести учет, контролировать и анализировать все изменения цены сделки (увеличилась или уменьшилась), причины изменений (от причины зависит попадание показателя в определенную группу);

-вырабатывать и применять стимулирующую маркетинговую политику путем предоставления дополнительных скидок;

контролировать работу менеджера по продажам, закрепленного за конкретным договором.

Обязательства по первоначальному договору часто включаются в план или бюджет. Следовательно, на основании модификации первоначального договора экономическая служба должна менять соответствующие планы и бюджеты.

Этап 2. Идентификация обязанностей, подлежащих исполнению в рамках договора (портфеля договоров)

При заключении договора компания должна оценить оговоренные в нем товары или услуги, идентифицировать каждую свою обязанность к исполнению.

Этап 3. Определение цены сделки

Цена сделки - это сумма оплаты, которую компания ожидает получить за передачу оговоренных товаров или услуг покупателю, за исключением сумм, полученных от имени третьих сторон.

Оплата по договору с покупателем может включать:

-фиксированные суммы;

-переменные суммы;

-фиксированные и переменные суммы одновременно.

Определяя цену операции, компания должна принимать во внимание следующие факторы:

-переменные суммы оплаты. Сумма оплаты варьируется из-за скидок, возврата средств, уступок в цене, бонусов за результаты, штрафов и т. п. Вознаграждение по договору может изменяться, если право компании на оплату зависит от наступления или ненаступления будущего события. Таким событием может быть завершение определенного этапа. Важная деталь: компания должна оценить сумму переменного возмещения как ожидаемую стоимость или как наиболее вероятную величину;

-ограничение оценок переменной оплаты;

-наличие в договоре значительного компонента финансирования. Определяя цену сделки, компания должна корректировать оговоренную сумму оплаты с учетом влияния временной стоимости денег. Корректировка не нужна, если период между передачей товара покупателю и оплатой составляет не более одного года;


-неденежное возмещение, величину которого следует оценивать по справедливой стоимости;

-возмещение, подлежащее уплате покупателю.

Обязательство по оплате покупателем также включает в себя статьи, которые могут быть зачтены против сумм, причитающихся компании. Компания должна учитывать обязательство покупателя по оплате как уменьшение цены сделки и, следовательно, выручки, за исключением случаев, когда выплата в пользу покупателя осуществляется в обмен на отличимые товар или услугу, которые покупатель передает компании.

Если обязательство покупателя является оплатой за отличимый товар или услугу, поставляемые покупателем, компания должна учитывать закупку товара или услуги аналогично учету других закупок у поставщиков.

Этап 4. Распределение цены сделки на обязательства, подлежащие исполнению

Компания должна установить цену сделки на каждую обязанность к исполнению, идентифицированную в договоре.

Цена обособленной продажи - это цена, по которой компания продала бы покупателю товар или услугу в отдельности. Ее оптимальным подтверждением является цена товара или услуги, когда компания продает их в отдельности в аналогичных обстоятельствах и аналогичным покупателям. Указанная в договоре цена или цена по прейскуранту может быть ценой обособленной продажи товара или услуги, но не должна по умолчанию считаться таковой.

Методы установления цены обособленной продажи товара или услуги:

-рыночный (основан на скорректированной рыночной оценке) - компания может провести анализ своего рынка сбыта и определить цену, которую покупатель согласился бы уплатить за ее товары или услуги. Этот подход также подразумевает использование цен конкурентов на аналогичные товары или услуги и корректировку таких цен в той степени, в которой это необходимо для отражения затрат и маржи компании;

-затратный (ожидаемые затраты с учетом маржи) - компания может спрогнозировать свои затраты на выполнение обязательств по договору, а затем прибавить соответствующую маржу для каждого товара или услуги;

-остаточный - компания может оценить цену обособленной продажи на основе общей цены сделки за вычетом суммы наблюдаемых цен обособленной продажи других товаров или услуг по договору.

Этап 5. Признание выручки в момент исполнения (или по мере исполнения) обязательств, предусмотренных договором

Компания должна признать выручку в момент или по мере исполнения обязательства по передаче предусмотренного договором товара или услуги (актива) покупателю.