Файл: Космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") в виде его искорки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.


Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Гераклит

Космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки. душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос

Нет отделения друг от друга жизни и психики, хотя Гераклит выделил разные уровни души и разные формы ее связи с жизнью

Алкмеон

Впервые связывая душу с мозгом, начинает различать мышление и ощущение и связывает последнее с органами чувств.
Проводит метод аналогий, прежде всего — в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в вечном круговом движении.

Общие законы развития души, нет персонализации

Демокрит

Различает психическое и физическое. Психические процессы - движение тонких совершенных атомов

Считает восприятие результатом проникновения в органы чувств мельчайших атомов из вещей, являющихся образами этих вещей, что не так

Платон

Отделяет душу от тела

Душа и тело разорваны

Аристотель

Душа и тело неотделимы

Учение о душе - это общее учение о жизни, нет отделения сознательной жизни от физиологической

Р. Декарт

Ввел понятие рефлекса и сознания

Разрыв души и тела, они противостоят друг другу

Г. Лейбниц

Выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются: область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного.

Считал, что психика не зависит от телесных воздействий

Ф. Бэкон

Выделил восприятие отдельно от ощущения. Выделил науки о теле и душе

Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы

Т. Гоббс

Создал систему механистической психологии, где элементы сознания (ощущения и представления как их следы) связываются между собой на основе механистических по своей сути связей (смежности ощущений в пространстве и во времени), которые впоследствии назовут ассоциациями.

Считал все психические процессы лишь феноменальным отражением мозговых процессов

Дж. Локк

Предмет психологии - внутренний опыт, который познаётся способом рефлексии

Считал интроспекцию едиественным способом познания психики. Сознание - замкнутый в себе и самоотражающийся внутренний мир

Д. Гертли

В основе психических процессов лежат различные ассоциации. Таким образом, Гартли именно ассоциацией объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю

Считал, что возможно формирование социально одобряемых форм поведения, возможно формирование идеального нравственного человека — необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные.

Д. Юм

Выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых.

Провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания.

В. Вундт

Представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

Часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты. Заявля043B о невозможности экспериментального исследования высших психических функций

Э.Б. Титченер

Считал предметом психологии сознание

Отождествлял психику и сознание

Г. Эббингауз


Изучал память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Изучал процессы заучивания и забывания. Рассматривал психологические, а не физиологические проблемы

Не внес теоретического вклада в психологию

З. Фрейд

Разработал т.н. «теорию сексуальности», согласно которой все психические явления должны толковаться исходя из действия полового инстинкта в жизни человека. Объективно Фрейд считал доминирующей силой репродуктивную функцию, субъективно  «принцип удовольствия».

Учение, основанное отчасти на эмпирическом материале, но большей частью  на фантазиях и самонаблюдении самого Фрейда



2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) концентрация

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7) устойчивость

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) распределение

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) переключение

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) концентрация

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) объем

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.


СОЗНАНИЕ


Ощущение себя познающим субъектом

Наличие интеллектуальных схем

Способность
к коммуникации

Мысленное представление и воображение действительности


4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

По К. Гадену 4 типа темперамента:

  1. Холерик - бурный, порывистый, горячий и резкий

  2. Сангвиник - живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый

  3. Флегматик - спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый

  4. Меланхолик - грустный, подавленный, робкий и нерешительный

Э. Кречмер выделил 3 типа темперамента, связывая их со строением тела индивида:

1. Астенический тип конституции соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики – это аутичные люди, т. е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие
склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к
окружению.

2. Пикнический тип конституции соответствует циклоидному темпераменту - общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к
перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у
маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального – у
депрессивных.

3. Атлетический тип конституции соответствует эпилептоидному темпераменту - выражают
эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы,
но временами бывают подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и
ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно
приспосабливаются к перемене обстановки.

У. Шелдон тоже связывал темпераменты с конституцией тела:

1. Эндоморфный – висцеротония

2. Мезоморфный – мезоморфный

3. Эктоморфный – церебротония


И.П. Павлов связывал виды темпераментов с типами нервной системы:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы

3. Холерик - сильный, неуравновешенный тип нервной системы

4. Меланхолик – слабый тип нервной системы

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).


Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.