Файл: Задание Заполните таблицу 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

  1. Заполните таблицу 1. (шрифт 14 Times New Roman, интервал 1,15; объем заполненной таблицы - не менее 2 страниц).

Таблица 1.

Олигополия и поведение олигополиста на рынке

1

Определение олигополии


тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм над основным выпуском отрасли.

2

Виды олигополий


По степени дифференциации продукции различают:
- однородную олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.);
- дифференцированную олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).
По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:
- плотную олигополию: четыре ведущих фирмы производят 60% продукта и более, в результате чего их сговор легко осуществим;
- неплотную олигополию: четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.
По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:
- последовательную игру олигополистов: фирмы принимают решения поочередно, учитывая предыдущие действия соперника;
- одновременную игру олигополистов: фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов.
Олигополия может играть с ценами (ценовая олигополия) или объемами производства (количественная олигополия).
По степени взаимозависимости олигополистов:
- некооперативную олигополию: участники не зависят друг от друга;
- кооперативную олигополию: участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор

3

Условия возникновения олигополии

1) ограниченное число крупных продавцов и множество мелких (2-10);
2) взаимозависимость продавцов;
3) покупатели не влияют на цену товара;
4) меняя цену или объем выпуска, олигополист учитывает ответную реакцию соперника;
5) наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль;
6) преимущественное использование неценовой конкуренции (техническое превосходство, особые методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий до и после продажи, имидж фирмы)

4

Взаимная адаптация друг к другу в определенной отрасли

Желая максимизировать свою прибыль, олигополист вынужден учитывав поведение других крупных конкурентов в его отрасли. В итоге экономический результат работы данных фирм во многом определяется характером их взаимоотношений.

5

Влияние на цену

Кооперативные модели показывают, что олигополисты стремятся к стабильности. Даже если издержки или спрос меняются, они не склонны менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают цену, т.к. может начаться ценовая война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.
Соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение.
При снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении. Современные модели олигополии создаются на основе теории игр, которая моделируют поведение конкурентов, учитывая реакцию соперников Задача – найти состояние равновесия, которое устраивает всех участников рынка.

6

Варианты реакции олигополиста на изменение поведения конкурента

Вариант А. Изменение цен одним олигополистом остается без внимания со стороны других олигополистов. Конкурирующие фирмы сохраняют прежний уровень цен. Это особенно типично в случае движения цены вверх. Вариант В. Изменение цен фирмой-лидером приводит к аналогичным шагам со стороны других фирм. Это типично в случае движения цены вниз. В условиях нескоординированной олигополии складывается, в итоге, ситуация, которая описывается моделью ломанной кривой спроса.

7

Модели поведения олигополистических форм на рынке

Модель лидерства по объему продаж (картель, регулирующий раздел рынка) - последовательная игра олигополистов. Рыночные доли распределяются между фирмами при единой монопольной цене. При этом лидер, первым вошедший на рынок или оказавшийся более влиятельным, захватывает ту часть рынка, которая позволяет ему получать больше прибыли. Конкуренты получают оставшуюся часть рынка, не всегда удовлетворяющую их интересы. Вследствие этого у них всегда есть стимул превысить объем выпуска и таким образом получить дополнительную прибыль по монопольной цене. Это делает равновесие в данной модели неустойчивым, способствует снижению цен до конкурентного уровня. Модель, основанная на лидерстве в ценах: фирма- лидер устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы-олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при этой цене позволяет максимизировать их прибыль.
Модель, основанная на ценовых войнах – последовательное снижение цен для удаления соперников, что хорошо для покупателей , но может быть губительными для других фирм: падение цен до уровня средних издержек приведет к выбытию мелких конкурентов из отрасли. Во избежание ценовых войн фирмы вступают в сговор.

8

Примеры олигополий


Примером олигополии может служить рынок пассажирских самолетов. Большую их часть производят компании Boeing или Airbus. Вход других фирм на рынок затруднен: чтобы наладить производство авиалайнеров, нужны многомиллиардные вложения и долгие годы.
Другой пример - российский рынок сотовой связи. Долгое время его контролировали операторы «большой тройки» - компании МТС, «Билайн» и «Мегафон». В дальнейшем к ним присоединилась компания Tele2. Вход на рынок сотовой связи затруднен в связи с огромными капиталовложениями, нужными на начальном этапе. А цены и услуги, предлагаемые всеми операторами, очень близки.




  1. Рассчитайте постоянные (FC), переменные (VC), предельные (MC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC) и средние переменные издержки (AVC). Расчеты издержек должны быть приведены под таблицей. На основании полученных расчетов заполните таблицу 2.

Таблица 2

Q

ТС

FC

VC

MC

ATC

AFC

AVC

0

30

30

0

-

-

-

-

10

60

30

30

3

6

3

3

20

100

30

70

4

5

1,5

3,5

30

150

30

120

5

5

1

4

40

210

30

180

6

5,25

0,75

4,5

50

280

30

250

7

5,6

0,6

5

Решение:

Постоянные затраты - это те затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции или услуги. Сколько бы фирма не произвела продукции величина постоянных издержек не меняется. Даже если фирма не произвела ни одной единицы продукции она несёт затраты, например, это может быть аренда помещения, плата за отопление, плата за кредит и др. Таким образом, FC при любом объёме выпуска будут равны 30.

Переменные затраты - это затраты, которые изменяются при изменении объёма выпускаемой продукции или услуги. В сумме с постоянными затратами равны величине общих затрат:

TC = FC + VC

Отсюда:

VC = TC – FC

VC(0) = TC(0) – FC(0) = 30- 30 = 0

VC(10) = TC(10) – FC(10) = 60 - 30 = 30

VC(20) = TC(20) – FC(20) = 100 - 30 = 70

VC(30) = TC(30) – FC(30) = 150 - 30 = 120

VC(40) = TC(40) – FC(40) = 210 - 30 = 180

VC(50) = TC(50) – FC(50) = 280 - 30 = 250

Предельные затраты - это прирост затрат
, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.

MC = ΔTC / ΔQ

MC(10) = (TC(10) - TC(0))/(Q(10)-Q(0)) = (60-30)|(10-0)=3

MC(20) = (TC(20) - TC(10))/(Q(20)-Q(10)) = (100-60)|(20-10)=4

MC(30) = (TC(30) - TC(20))/(Q(30)-Q(20)) = (150-100)|(30-20)=5

MC(40) = (TC(40) - TC(30))/(Q(40)-Q(30)) = (210-150)|(40-30)=6

MC(50) = (TC(50) - TC(40))/(Q(50)-Q(40)) = (280-210)|(50-40)=7

Средние общие затраты - это затраты на производство одной единицы продукции.

ATC = TC / Q

ATC(10) = TC(10) / Q(10) = 60 / 10 = 6

ATC(20) = TC(20) / Q(20) = 100 / 20 = 5

ATC(30) = TC(30) / Q(30) = 150 / 30 = 5

ATC(40) = TC(40) / Q(40) = 210 / 40 = 5,25

ATC(50) = TC(50) / Q(50) = 280 / 50 = 5,6

Средние постоянные затраты - это фиксированные затраты на единицу выпуска продукции.

AFC = FC / Q

AFC(10) = FC(10) / Q(10) = 30 / 10 = 3

AFC(20) = FC(20) / Q(20) = 30 / 20 = 1,5

AFC(30) = FC(30) / Q(30) = 30 / 30 = 1

AFC(40) = FC(40) / Q(40) = 30 / 40 =0,75

AFC(50) = FC(50) / Q(50) = 30 / 50 =0,6

Средние переменные затраты - это переменные затраты на производство одной единицы продукции.

AVC = VC / Q

AVC(10) = VC(10) / Q(10) = 30 / 10 = 3

AVC(20) = VC(20) / Q(20) = 70 / 20 = 3,5

AVC(30) = VC(30) / Q(30) = 120 / 30 = 4

AVC(40) = VC(40) / Q(40) = 180 / 40 =4,5

AVC(50) = VC(50) / Q(50) = 250 / 50 =5