Файл: Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумага, дерево, металл) Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ель:
Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумага, дерево, металл)
Задачи:
-
Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу; -
Развивать зрительное и слуховое внимание; -
Развивать фантазию и воображение; -
Развивать образно-ассоциативное мышление; -
Развивать первичный навык элементарной импровизации; -
Развивать темброво-ритмический и интонационный слух; -
Знакомить с творчеством Э. Грига; -
Активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ (видеофрагмент на музыку Э.Грига «Утро») -
Обогащать словарный запас: мечтательная, воздушная, прозрачная, солнечная.
Предварительная работа:
-
Слушание пастушьих наигрышей; -
Похлопывание ритмических рисунков; -
Знакомство с терминами оркестр, дирижёр, композитор; -
Разговор о шумовых и музыкальных звуках.
Оборудование:
-
Кукла бибабо ворона; заучивание приветствия -
Мультимедийный видеопроектор, экран; -
Презентация с использованием фотоматериалов о природе, аудиозапись шумов; -
Видеофрагмент «Утро» муз. Э.Григ; -
Карандаши, рубель, деревянные палочки и гребень, трещотки; -
Бумажные листы, картонные коробочки; -
Кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в пакете.
Музыкальный материал: музыкальное приветствие, игра «Наша комната», Вальс С. Майкапар, полька на выбор.
Ход занятия:
Кукла-бибабо Каркуша за дверью у воспитателя
Дети проходят под музыку по залу, останавливаются, здороваются валеологической распевкой с музыкальным руководителем (далее М.р.)
Игра «Обнимашки»
Дети бегают поскоками по залу врассыпную, с окончанием музыки выбирают себе пару и обнимаются. Повторяют несколько раз. В конце игры стоят. К ним подходит музыкальный руководитель.
М.р:
Ребята, сегодня мы с вами будем играть в необычные игры, это игры со звуками. Но вначале я хочу пригласить одну мою знакомую, которая давно хотела побывать в нашем саду. Вы не будете возражать?
Дети:
Нет, не будем.
М.р:
Но как нам дать ей знать, что мы её ждём. Как вы думаете?
Варианты детей: позвонить, покричать, написать письмо…
М.р:
Молодцы, ребята, это будет письмо, но не простое, а звуковое. Помогут нам в этом вот эти шумовые коробочки. Разбирайте их скорей. А писать будем так – как только я заиграю, так дружно начинайте мне подыгрывать.
Звуковое письмо
Стук в дверь
М.р:
А вот и она, пойду встречу (М.р. подходит к двери, надевает на руку куклу-бибабо).
Каркуша:
Я Каркуша-крикуша. Здрасьте. А я уж думала вы меня никогда не позовёте. А чем это вы здесь занимаетесь?
М.р:
Мы собрались, чтобы поиграть со звуками разных предметов.
Ворона:
С какими такими звуками?
М.р:
Со звуками, которые нас окружают. Ну вот смотри, Каркуша, ты издаёшь очень характерный звук.
Каркуша:
Кар-р-р. Я ничего такого не издаю.
М.р:
Ребята, что это за звук?
Дети:
Карканье.
Каркуша:
Ну я же не виновата, что у меня такой голос.
М.р:
Вот именно, Каркушечка, твой голос и есть тот самый звук, который ты издаёшь. А хочешь я открою тебе один секрет? Голос есть у любого предмета.
Ворона:
Да быть такого не может.
М.р:
Ребята, Каркуша, посмотрите на нашу комнату. А ведь даже она имеет свой голос. Хотите его услышать?
Игра «Наша комната»
Каркуша на руке. Дети ходят по залу за музыкальным руководителем и простукивают ритмические рисунки по полу, по стеклу и т.п. последними стучат по стульям, на которые затем садятся.
сели
Каркуша:
Ребята, как вы думаете, а у моего леса тоже есть голос?
Дети предлагают разные варианты.
М.р:
А давайте попробуем эти звуки отыскать на экране. Посмотрите на слайд и скажите, какие звуки можно услышать в лесу.
1 слайд – в лесу
Дети:
Журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск веток, кваканье лягушек.
М.р:
А теперь давайте представим, что мы с вами на море, какие звуки там можно услышать?
2 слайд – на море
Дети:
Шум моря, крик чаек, звуки корабля, крики дельфинов.
М.р:
А вот перед нами белая пустыня. Северный полюс. Здесь точно нет никаких звуков, или есть, как вы думаете?
3 слайд – на Северном полюсе
Дети:
Шум ветра, скрип снега, рычание медведя или моржа, всплески воды.
М.р:
Посмотрите какие безмолвные горы, неужели и в них обитают звуки?
4 слайд – в горах
Дети:
Эхо, писк летучих мышей, звук камнепада, шум ветра.
5 слайд – симфонический оркестр
М.р:
А это что за группа людей, с какими-то предметами?
Дети:
Оркестр.
М.р:
А что это за предметы, для чего они?
Дети:
Музыкальные инструменты, чтобы играть музыку.
М.р:
Молодцы. Но по картинке искать звуки легко, правда Каркуша?А интересно, сможете ли вы определить звуки на слух. Давайте поиграем в игру «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка»
Слушают звуки в аудиозаписи (звук ручья, пение птиц, рык зверя,
Шум моря с криком чаек, звук музыкального инструмента)
М.р:
Ну, вот и подошло время поиграть со звуками. Пойдемте со мной, ребята. А ты, Каркуша, посиди и посмотри.
(подходят к столам, на которых разложены предметы и музыкальные инструменты из разных материалов: дерево, металл, бумага)
Деревянная музыка
М.р:
Перед вами на столе деревянные предметы и инструменты.
(берёт рубель, гребень)
Посмотрите, какой странный предмет. Как он называется - рубель, что им делали - гладили бельё. А вот этим гребнем чесали лён, из которого затем ткали ткань. Давайте придумаем, как на них играть.
(пробуют играть)
М.р:
А теперь, возьмите, кто что хочет, поиграйте и послушайте голос своего инструмента.
(дети играют)
М.р:
Когда мы описываем голос человека, мы говорим, что он хриплый, звонкий и т.п., а какой, по-вашему, голос у деревянных предметов?
Дети:
У трещоток и рубеля голос громкий, а у гребня тихий. А ещё отрывистый, резкий, стучащий, колкий.
М.р:
Каркуша, а ты согласна с ребятами?
Каркуша:
Согласна.
М.р:
Ребята, помните такого героя – Буратино? Ведь он тоже был каким? Деревянным. А скажите, дерево гибкое или нет?
Дети:
Нет не гибкое.
М.р:
Как вы думаете, какие у него были движения?
Дети:
Резкие, угловатые, не гибкие, прямые.
(дети показывают)
М.р:
А сейчас я хочу предложить вам потанцевать, как деревянные куклы.
муз. Вальс С. Майкапар
( надеть куклу, Ворона роняет листы бумаги)
Бумажная музыка
Каркуша:
Ой, простите меня, я такая неловкая.
М.р:
Ничего страшного. (посадить ворону ) Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, давайте их исследуем. Подумайте, как при их помощи можно извлекать звук.
(стучат по листу, мнут и шуршат, медленно рвут лист)
М.р:
(стучит пальцами по листу) Как вы думаете, на что похож этот звук?
Дети:
На стук капель дождя.
М.р:
А теперь возьмите лист за уголок и потрясите его. (трясут) какой-то грохочущий звук, на что он похож?
Дети:
Похож на раскаты грома.
М.р:
Вот видите, как много разных звуков может издавать всего лишь один лист бумаги. Скажите мне какой у бумаги голос? Громкий?
Дети:
Нет тихий, глухой, шелестящий, гулкий.
М.р:
А как вы думаете, если бы мы при помощи бумаги решили озвучить стихотворение, то о чём оно могло быть.
Дети:
Про лес, про мышку, про дождь.
Озвучивают стихотворение. Договориться, что одни будут шуршунчиками, другие, когда услышат слова о громе, будут греметь листом, третьи, когда услышат слова про дождь, начнут барабанить по листу
В тишине
В тишине, в лесной глуши (дети шуршат)
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
В.Суслов
Вдруг раздался гром – ба-бах, (трясут листом)
Ничего не слышу.
Дождь, как из ведра полил, (стучат по листу)
Убегай под крышу.
М.р:
Молодцы. Складывайте свои листочки и ответьте мне на вопрос. При помощи чего можно сыграть металлическую музыку?
Дети:
При помощи металлических предметов и музыкальных инструментов из металла.
Металлическая музыка
На столе лежат металлические предметы: кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в завязанном прозрачном пакете. Дети их изучают.
Каркуша:
Ой, как громко, я даже испугалась.
М.р:
Не бойся, Каркуша, посиди немножко, а мы с ребятами поиграем в оркестр, а в оркестре кто самый главный?
Дети:
Дирижёр.
М.р:
Верно. У меня есть палочка как у настоящего дирижера, да ещё волшебная. Сейчас я превращу вас в дракона.
(читает заклинание)
Каркуша:
А можно я буду дирижёром?
М.р:
Конечно можно.
Озвучивают стихотворение «Дракон». Каждый ребёнок – это одна из голов дракона. Он начинает играть только тогда, когда на него укажет дирижёр. На слова «зачавкал же этот дракон»– играют все вместе.
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
– Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селёдки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – тоже.
Для этого личика – два сдобных куличика.
А этой надо – бутылку лимонада.
Ну и зачавкал же этот дракон. (играют все)
В.Берестов
М.р:
Ну что, Каркуша, убедилась, что каждый предмет имеет свой голос.
Каркуша:
Да, убедилась.
М.р:
Ой, надо не забыть расколдовать детей, а то их мамы не узнают.
(читает заклинание)
Молодцы, ребята, кладите инструменты на стульчики.
(садятся перед экраном)
М.р:
А хотите послушать настоящую музыку?
Дети:
Да хотим.
М.р:
Тогда садитесь к экрану.
6 слайд – портрет Э.Грига
Написал эту музыку композитор Э. Григ.
7 слайд – горный пейзаж
Его Родиной была страна Норвегия. У неё очень красивая природа с горами, долинами. Эдвард Григ часто воспевал в своей музыке красоту своей Родины. Пьеса называется «Утро». Её мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые.
Основную мелодию играют по очереди два духовых инструмента – флейта и гобой.
8 слайд фото флейты
Флейта это красивая тонкая дудочка, звук у неё тонкий и высокий.
9 слайд
Гобой имеет больший размер, поэтому голос у него более низкий. Вот с разговора этих двух инструментов и начинается музыка.
Обратите внимание, как композитор при помощи музыкальных звуков изобразил природу.
Видеофрагмент «Утро»
М.р:
Кто запомнил, как называлась музыка, и кто её написал.
Дети:
Эдвард Григ. «Утро».
М.р:
А какие чувства она у вас вызвала?
Дети:
Хорошие, приятные, добрые…
М.р:
А давайте опишем голос этой красивой мелодии.
Дети:
Нежный, светлый, добрый, ласковый, мечтательный.
М.р:
Если бы вы были художниками, то каким бы цветом вы изобразили эту музыку.
Дети:
Голубым, красным, ярким…
М.р:
А скажите мне, соответствует ли музыка картине утра, или может, было бы лучше, если бы она была другой, например, подвижной, отрывистой, задорной?
Дети:
Да соответствует, т.к. утром природа просыпается, вокруг ещё тишина, солнце медленно встаёт из-за горизонта…