ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Д.Гриндер (1985).. Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну - ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. В процессе обучения это может привести к пробелам в знаниях и умениях, что еще раз подчеркивает важность и значимость соответствия модальности восприятия при обучении
различным школьным дисциплинам.
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.Почему важно знать, к какой категории относится каждый ребенок?
Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.
Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
Решение педагогических конфликтов
В данной статье я представляю небольшой фрагмент практического занятия «Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся».
Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Решение педагогических конфликтов
Для чего же нам предупреждать и решать школьные конфликты? Для того, чтобы избежать негативных последствий, в первую очередь для детей и тем самым формировать безопасное пространство для учащихся.
Как известно конфликт может решаться конструктивно (присутствует удовлетворённость сторон, принято решение о дальнейшем взаимодействии) и деструктивно
Какие же негативные последствия могут иметь деструктивные конфликты:
Отрицательные эмоциональные переживания (злость, раздражение, зависть, гнев, растерянность, чувство вины, чувство обиды, тревога, беспомощность), могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы, учёбы, уход от деятельности или низкая работоспособность.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится в среднем12 минут послеконфликтных переживаний.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Переживание отчужденности, одиночества.
Переживание стресса и хронической усталости.
Всё это отрицательно влияет на образовательно-воспитательный процесс и создаёт для детей опасность нарушений физиологического, интеллектуального или личностного развития.
Если конфликт правильно разрешен, то за этим следуют:
облегчение;
открытость в отношениях, радость общения;
эффективность в работе, чувство успеха;
перемены, расширение возможностей;
рост положительных личных качеств;
крепкое здоровье.
И в этом заинтересованы как педагоги и учащиеся, так и их родители.
Разминка «Чистый лист»
Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам).
-- Это был пример простого конфликта.
Итак, что же такое конфликт. Конфли́кт (от лат.conflictus) отсутствие согласия, столкновение интересов, противостояние между двумя или более сторонами
Применим один из способов решения конфликта – компромисс. Разорвите, пожалуйста, лист пополам, чтобы у каждого в паре был свой лист.
Итак, там, где есть взаимодействие между людьми, бесконфликтных взаимоотношений не бывает. Образовательное пространство не исключение.
Что же такое педагогический конфликт?
Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.
Педагогические конфликты могут возникать между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями, администрацией.
Сегодня мы частично затронем конфликты, касающиеся непосредственно педагога: учитель-ученик, учитель-родитель.
Почему именно эти конфликты? Потому что, профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности, у которого не достаточный жизненный опыт; ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Существуют следующие виды педагогических конфликтов:
Конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне школы.
Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой.
Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.
Возникают в педагогической ситуации, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что он разбил яйцо.
Могут возникать так же, если ребёнок не осознаёт свой поступок, не принимает свою ответственность в силу личностной незрелости.
Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Итак, что же делать учителю, чтобы конфликт был разрешён конструктивно? Расскажу небольшую притчу
Притча «Лабиринт»:
Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал целый день и всю ночь, отчаялся и усталый заснул. Утром его учитель вывел из лабиринта. Они забрались на гору, на самую вершину. Оттуда лабиринт был виден как на ладони.
-- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты видишь выход из лабиринта?
-- Это несложно! Нужно только присмотреться – ответил ученик.
Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт, ни разу не заплутав.
--Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов жизни: Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.-- сказал учитель, когда встретил ученика.
Как же учитель может действовать, чтобы разрешить конфликт с учеником?
Решение конфликта учителя с учеником
Помнить, что выгоднее разрядить напряженную ситуацию, т.е. предупредить конфликт, чем потом его решать.
Определить для себя оптимальный способ урегулирования конфликта (конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество).
Придерживаться спокойного, доброжелательного, при этом уверенного тона в ответ на бурную реакцию ученика. Иначе, следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта.
Разобраться в ситуации, максимально её проанализировать. Дать ученику высказаться.
Нужно уметь слушать и слышать ребенка, понять мотивы его действий. Не все из них имеют негативную направленность.
Демонстрировать свою заинтересованность в положительном исходе для учащегося. Это для него будет означать, что у вас общие интересы.
Если необходимо ученика наказать, сделать это максимально корректно, не ставя «на вид», чтобы исключить унижение, изменение отношения к нему.
Обсуждать с учеником варианты выхода из сложившейся конфликтной ситуации. Определиться с наиболее подходящими из них обеим сторонам.
Чтобы эффективно реализовать данные рекомендации, важно сохранять непредвзятость к учащемуся. В этом нам поможет следующее упражнение.
Упражнение «Четыре квадрата»
Благодаря этому упражнению можно проанализировать личностные особенности своего собеседника, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к другому.
Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.
Теперь в квадрате 1 напишите пять качеств вашего ученика, которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умеет по-настоящему дружить», «всегда доводит начатое дело до конца».
Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять качеств этого же ученика, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными.
Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который очень любит этого ребёнка и которому в нём нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.
Теперь представьте, что этого же ребёнка кто-то очень не любит и поэтому даже его положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения недоброжелателя этого ученика) и запишите в квадрате 4.
А теперь прикройте ладонью квадраты 3 -4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали качества одного и того же ребёнка. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.