Файл: Конспект лекций Иркутск 2013 удк 656. 2 Ббк 39. 1 Г 55 Печатается по решению редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уметь:

  • определять потенциальные угрозы и действия, влияющие на защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, и обеспечивать выполнение мероприятий по транспортной безопасности на этих объектах в зависимости от её различных уровней;

  • анализировать оперативную обстановку, прогнозировать возможность применения террористами конкретных методов, сил и средств террористической деятельности;

  • организовывать и контролировать систему мер безопасности объектов от актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;

  • определять направления и виды защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом характера угроз;

  • организовывать и проводить обучение работников железнодорожного транспорта приемам и методам противодействия терроризму;

  • проводить оценку уязвимости и последствий акта незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

  • осуществлять расчет эффективности средств физической защиты на объектах транспортной инфраструктуры;

  • соблюдать требования обращения с информацией ограниченного доступа, относящейся к вопросам обеспечения транспортной безопасности.



Пособие состоит из четырех разделов:

  1. Правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

  2. Организационно-правовое и техническое обеспечение транспортной безопасности.

  3. Основные рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

  4. Порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.


Тема 1

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности Российской Федерации, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации




Возрастание масштабов вызовов и угроз безопасности в мире посредством террористических актов, в том числе на объектах транспорта, является актуальной проблемой, и необходимость её всестороннего изучения не вызывает сомнения.

Вопрос терроризма на транспорте давно вышел за пределы границ отдельных государств и превратился в серьёзную общемировую проблему. Об этом говорит печальная статистика терактов на транспортных объектах, включая всем известные трагедии в Нью-Йорке, Вашингтоне, Мадриде, Токио, Москве, Бостоне и других городах мира. Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличием большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Учитывая такие характерные факторы для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов – угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность именно данных комплексов транспорта возрастает.

Для того чтобы эффективно решать проблемы безопасности, необходимо принятие всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер на национальном, региональном и международном уровнях.

Принятый в феврале 2007 г. федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ предусматривает создание системы обеспечения транспортной безопасности на основе определенного на государственном уровне единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Минтрансом России совместно с ФСБ, МВД России, субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры в настоящее время реализуется утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте. Завершение реализации Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте предусмотрено до 1 января 2014 г. (Терроризм и безопасность на транспорте (сборник материалов Х Международной научнопрактической конференции. М., 2012 г.)



Основные понятия и термины




Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г.

№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.


Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Основные источники правового регулирования обеспечения транспортной безопасности



  • Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

  • Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

  • Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

  • Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказы ФСТ России от 20.08.2012 г. № 562-а; от 17.07.2012 г. № 481-а; от 30 мая 2012 г. № 361-а и др. «Об установлении тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказ Росжелдора от 25.10.2011 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».

  • Приказ Министерства транспорта России от 12.04.2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказ Министерства транспорта России от 08.02.2011 г. № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».

  • Приказ Министерства транспорта России от 06.09.2010 г. № 194 «О порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

  • Приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказ Министерства транспорта России от 11.02.2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказ Министерства транспорта России от 29.01.2010 г. № 22 «О порядке ведения Реестра категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

  • Приказ Министерства транспорта России от 21.02. 2011 г. № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области транспортной безопасности».

  • Приказ Министерства транспорта России от 16.02.2011 г. № 56 «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».

  • Приказ Министерства транспорта России от 15.11.2010 г. № 48 «Об утверждении отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».



Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности




Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

  2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

  3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

  4. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

  5. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

  6. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

  7. подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

  8. осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

  9. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.


Принципы обеспечения транспортной безопасности




Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. законность;

  2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

  3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

  4. непрерывность;

  5. интеграция в международные системы безопасности;

  6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.


Основы обеспечения транспортной безопасности при выполнении мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, в т.ч. террористических актов




Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285 принята «Комплексная программа обеспечения населения на транспорте».

Целью Программы