Файл: Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Факультет Управления

Кафедра Психология и педагогика

Направление подготовки/Специальность 44.03.02. Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине Возрастная психология

Студента

(фамилия, имя, отчество)

На тему: Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника




(тема работы)

Руководитель работы

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Штрих-код

2022 г.

Оглавление




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ОЦЕНКИ В СТАНОВЛЕНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………………...

1.1. Понятие и сущность самооценки………………………………………….

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста…………

1.3. Влияние оценки на становление самооценки младшего школьника……

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………...

2.1. Методы психолого-педагогической диагностики уровня самооценки младших школьников…………………………………………………………...

2.2. Анализ результатов взаимосвязи уровня самооценки с успеваемостью младших школьников…………………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

3
6

6

10

14
17
17
22

25

27

29



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема становления самооценки младшего школьника является очень актуальной в современном мире. В настоящее время перед современной школой стоит важная задача, это формирования самостоятельного человека с активной личностной позицией. Ребенок становится субъектом учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.

Очень важно, чтобы в этом возрасте сформировалась адекватная самооценка, так как именно на ее основе у ребенка формируется уверенность в себе и в своих возможностях, она же выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная же самооценка (как завышенная, так и заниженная) препятствует раскрытию и реализации потенциала ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.


На формирование самооценки младшего школьника огромную роль влияет оценочная деятельность учителя. Данное влияние в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.М. Безруких и др.). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников для педагогической оценки их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке, описывают переживания ребенка.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что проблема формирования самооценки младшего школьника сохраняет за собой

ведущую роль в психолого-педагогической практике. Самооценка напрямую влияет на становление личности ребенка, и поэтому, механизмы с ней связанные, требуют детального изучения.

Объект исследования – самооценка младших школьников.

Предмет исследования – влияние оценки на становление самооценки младших школьников.

Цель исследования – рассмотреть роль оценки в становлении самооценки младших школьников.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

- определить понятие и сущность самооценки;

- выделить психологические особенности младшего школьного возраста;

- обозначить влияние оценки на становление самооценки младшего школьника;

- отобрать методы психолого-педагогической диагностики уровня самооценки младших школьников;

- провести анализ результатов взаимосвязи уровня самооценки с успеваемостью младших школьников.

База исследования – в эмпирическом исследовании принимали участие 23 ученика 3 класса.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2) эмпирические:

- наблюдение;

- педагогическое тестирование;

- диагностика;

- ранжирование.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения используемых методик для анализа уровня самооценки детей в классе и последующей корректировки работы педагога с учениками в зависимости от полученных результатов.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ОЦЕНКИ В СТАНОВЛЕНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие и сущность самооценки
В настоящее время изучение самооценки человека имеет большое значение. Не раз уже доказывалось, что уровень самооценки влияет на жизнедеятельность в целом, ведь очень важно насколько ребенок удовлетворен (либо не удовлетворен) собой.

Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Ученые, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности.

На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребенок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать свое поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру [2, с. 21].

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из основных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

В психологической литературе, посвященной самооценки, возможно ознакомиться с ее определением, выделенными различными авторами, а так же с основными аспектами ее формирования.

Так, А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян под самооценкой подразумевают отношение индивида к себе, которое постепенно приобретает привычный характер. Оно может проявляться как неодобрение или одобрение
,

и определяет убежденность индивида в своей значимости и самоценности [5, с. 48].

Как считает Э. Бернс, «самооценка – это личностное суждение о собственной ценности». Примерно также определяет самооценку и М. Розенберг: для него это негативная или позитивная установка, которая направлена на специфический объект.

По мнению Е.В. Сергеевой, самооценка личности это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам [3, с. 244].

Исследователь Э.М. Александровская, выделяет функции самооценки личности, среди которых [6, с. 64]:

1) регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность, с помощью нее осуществляется личностный выбор;

2) защитная – возможность сохранять свою личность стабильной и независимой;

3) развивающая – возможность познать себя, дать оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими;

4) эмоциональная – дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами.

При этом А.В. Аркушенко характеризует самооценку личности по критерию адекватности уровня притязаний, выделяя [1, с. 52]:

- адекватную самооценку;

- завышенную самооценку;

- заниженную самооценку.

Автор отмечает, что от степени адекватности самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности в целом [1, с. 50].

Так, например, активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, свойственны человеку с адекватной самооценкой. Такой человек охотно участвует в играх, не обижается, если оказывается проигравшим. А людям с заниженной самооценкой свойственны такие качества, как пассивность, мнительность, повышенная обидчивость, ранимость. Они неохотно участвуют в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если принимают участие, то часто обижаются в ситуациях проигрыша.

Иногда люди, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении за ее пределами. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается [4, с. 15].


Стоит отметить, что А.В. Захарова, выделяя причины заниженной самооценки личности, указывала, что они могут скрываться в чрезмерно властном, потакающем или заботливом родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, порождая чувство неполноценности, что, в конечном итоге, формирует основу для низкой самооценки [9, с. 50].

При завышенной самооценке человек во всем стремится быть лучше других. Часто от него можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он претендует на роль лидера, в случае недостаточного признания он может быть агрессивен с теми людьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Таким образом, исследователи выделяют с учетом различных параметров виды самооценки. Так, по степени устойчивости (стабильности во временных рамках), по степени адекватности (правильность, истинность), по вектору направленности.

Самооценка личности, как свидетельствуют исследования А.В. Захаровой, может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как личность не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей [3, с. 244].

У человека в разных ситуациях могут проявляться все виды самооценок личности: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Самооценка личности опосредует отношение к самому себе, интегрирует опыт деятельности, общения с другими людьми. Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, ведь человеческая жизнь это затяжная борьба с самим собой. Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон