Файл: Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях [2, с. 19].

Опираясь на предположения Л.С. Выготского, можно сказать, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе [7, с. 112].

Формирование и развитие позитивной самооценки, по мнению Л.В. Бороздиной, это фундамент, на котором строится вся последующая жизнь, позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, человек формирует у себя привычку ожидания негативных факторов.

Таким образом, проанализировав научную литературу, можно сделать вывод о том, что существует множество вариантов определения самооценки и ее формировании, но все авторы едины в том, что самооценка является важным звеном в формировании и развитии личности. В исследовании под термином «самооценка» понимается отражение знаний о себе, мера довольства собой.

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста являются объектом исследования многих ученых. Этому вопросы посвящены работы Л.И. Айдарова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Д.Б. Эльконина и других.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст начинается с 6-7 лет и длиться до десятиодиннадцати лет.

В психологии под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность, а к главным новообразованиям относят внутреннюю позицию обучающегося и умение учиться [11, с. 36].

Известные российские психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, составляя возрастную периодизацию, отмечали три главные характеристики этого возраста [7, с. 87]:

- социальную ситуацию развития;

- ведущую деятельность;

- возрастные психические новообразования.

В своих исследованиях советский психолог А.В. Запорожец отметил, что именно в младшем школьном возрасте у каждого ученика начинают формироваться основа всех мо рально-нравственных устоев, прививаются нормы социального поведения, в последующем развитии ученики непроизвольно начинают опираться на те основы, которые у них были сформированы даже в зачаточной форме [1, с. 62].

Поскольку, психические свойства имеют свойство импульсивности. Поэтому, под воздействием состояния импульсивности, ребенок может быть действовать не на основах сформированных задатков, а под влиянием импульсивных сигналов.


В возрасте 7 лет увеличивается подвижность нервных процессов, наблюдается более четкое соотношение процессов торможения и возбуждения, но преобладают процессы возбуждения (это опосредует такие черты, как беспокойство, энергичность и эмоциональное возбуждение [13, с. 6].

Именно игровая деятельность должна стать одним из значимых факторов в жизни младших школьников. Л.С. Выготский, также отметил, что одним из основных факторов становления дисциплинированного школьника, является формирование нравственных качеств. Она с свою очередь зависит от конкретной сформулированности задач и форм обучения, их соблюдения. Важно развивать морально-нравственный аспект отношения с окружающими сверстниками. При этом необходимо учить детей ко всему этому через обучение на основе развития труда [7 с. 36].

Благодаря развитию морально-нравственной среды, у учеников можно развить такие качества, как ответственность, спокойствие, требовательность, а также основы эмоциональной устойчивости. Ученик неосознанно проявляет природно-заданные чувства и эмоции как положительные, так и негативные. Эмоции и чувства ученика могут выражаться, а могут и не быть выражены. Поведенческие нормы и установки постепенно начинают влиять на психические процессы ребенка.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения [15, с. 22].

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.


Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны [14, с. 54].

Одним из важных психических процессов младших школьников, связанное с учебной деятельностью является воображение. Воображение – это психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений. В процессе учебы младшие школьники получают много описательной информации, что требует от них способности к воссозданию образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. Поначалу воображение у младших школьников недостаточно развито, их образы расплывчаты и неясны. Лишь в процессе целенаправленной учебной деятельности воображение у младших школьников начинает успешно развиваться [12, с. 22].

Одним из важных психических процессов младших школьников, связанное с учебной деятельностью является воображение. Воображение – это психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений. В процессе учебы младшие школьники получают много описательной информации, что требует от них способности к воссозданию образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. Поначалу воображение у младших школьников недостаточно развито, их образы расплывчаты и неясны. Лишь в процессе целенаправленной учебной деятельности воображение у младших школьников начинает успешно развиваться.

В младшем школьном возрасте по мере того, как развиваются психические процессы, проявляются и эмоциональные процессы, такие как высокие эмоции: интерес, удивление, неуверенность в себе, доброта, гнев, чувство справедливость и другие. С возрастом детские эмоции генерализованы, произвольны, социально регламентированы, содержание эмоциональной среды усложняется, меняется ее экспрессивная сторона [8, с. 84].

Таким образом, младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику.


1.3. Влияние оценки на становление самооценки младшего школьника

Неадекватная самооценка, заниженная она или завышенная, мешает способностям ребенка полноценно раскрыться. Негативный результат в процессе развития может привести к нарушению общения и неблагополучному развитию личности.

Ключевым звеном в коммуникации двух субъектов является педагог. Он является важнейшим лицом на определенном этапе жизни ученика. В процессе становления ребенка первый учитель играет значимую роль: он отвечает за создание благоприятных условий для образования и интеграции в обществе. От качества и эффективности коммуникации с детьми зависит общий фон в группе/классе и настроения учащихся. Низкая квалификация педагога может нанести коллективный вред, а также зафиксировать в памяти ребенка травматичные воспоминания [12, с. 24].

Оценивая то или иное действие ученика, педагог стремится оказать воздействие. Выделяют следующие функции оценки [11, с. 37]:

1) ориентирующая. Педагог воздействует на умственную работу ребенка и помогает ему осознать процесс работы, понять важность и применимость собственных знаний;

2) стимулирующая. Позволяет ученику проанализировать и прожить свой успех или неудачу, правильно оценить свой результат, который воздействует прежде всего на ощущения, эмоции и чувства. Исходя из этого формируется мотивирующая составляющая;

3) социальная. Педагог посредством выражения общего суждения и соображений о конкретном ученике имеет воздействие через осознание социального статуса.

Важно отметить, что любой вид оценки может как способствовать развитию ученика, так и затормозить его. Влияние педагогической оценки в данном случае охватывает большинство действий, а значит является наиболее весомой для формирования личности.

Роль воздействия данных факторов на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учета мотивов школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.

В свою очередь, Б.Г. Ананьев считает, что разный уровень требований педагога к учащимся с разной успеваемостью формирует у них разный уровень притязаний в дальнейшем. Так, сильные ученики в текущей работе высоко оцениваются педагогами и поэтому они склонны к высокому уровню притязаний, очень часто влекущий за собой переоценку собственных знаний и задержку в дальнейшем качественном продвижении [10, с. 76].


При этом А.М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств, еще больше затрудняющих процесс обучения. Длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы [9, с. 51].

Исходя из общей концепции, выводом является осознание чрезвычайной важности корректной и адекватной оценки действий обучающегося. Как показывает теория, оценка педагога выходит за пределы учебного процесса и охватывает социальные и нравственные области, в которых также, по мере обучения, развивается ребенок. Присутствуя в жизни ребенка существенную часть времени, оценкой учитель может как помочь ученику адекватно осознать и принять себя и свои качества, так и сильно навредить самооценке, заложив страхи и сомнения на будущее.

Таким образом, в младшем возрасте очень важно помочь сформировать ребенку адекватную самооценку, ведь именно самооценка и правильное осознание своего положения и возможностей лежат в основе формирования у ребенка уверенности в себе. Учитель, как лицо, являющееся для ребенка своеобразным стандартом, примером, посредством корректной оценки может в полной мере раскрыть потенциал ребенка и задать правильный вектор развития на будущее.