Файл: Проблемы квалификации изнасилования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Причинение в процессе изнасилования тяжкого вреда здоровью является следующим квалифицирующим признаком изнасилования. Важным моментом выступает то, что вред не должен причиняться умышленно иначе действия преступника будут квалифицированы по совокупности - ч. 1 ст. 131 и ст. 111 УК РФ, что подтверждается судебной практикой [43].

По п. «б» ч. 3 статьи 131 УК РФ должно квалифицироваться и неосторожное заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о своем инфицировании. В этом случае квалификация по ч. 2 ст. 122 УК РФ не требуется.

Под иными тяжкими последствиями можно понимать, например, возникновение внематочной беременности в результате изнасилования. Иные тяжкие последствия - это оценочный признак, определяемый судом по факту [17, c. 480].

Частью 4 ст. 131 УК РФ предусмотрена повышенная уголовная ответственность за совершение изнасилования, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей. Здесь следует отметить, что смерть потерпевшей может наступить не только в результате совершенного над ней насилия, но быть его следствием, выразившемся в форме самоубийства, или, смерть может последовать при попытке спастись от насильника (жертва убегая от преступника попадает под автомобиль). То есть, во всех указанных случаях между изнасилованием и смертью потерпевшей должна быть причинная связь.

С субъективной стороны вина насильника или насильников по отношению к смерти потерпевшей должна быть неосторожной. Если же преступник причиняет смерть своей жертве с косвенным умыслом (например, оставляет беспомощную женщину в лесу, где обитают дикие хищники – медведи, волки), то «такие действия должны быть квалифицированы как убийство, сопряженное с изнасилованием» [32, c. 6].

Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14 лет - еще один особо квалифицированный признак изнасилования. В этом случае необходимо установить, что виновный знал или сознавал, что потерпевшая является малолетней, т.е. не достигшей 14 лет.

И, последний квалифицирующий признак (ч. 5 ст. 131 УК РФ) предусматривает повышенную уголовную ответственность за изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Под такими лицами следует понимать лиц, которые на момент совершения изнасилования имели не погашенную или не снятую судимость за любое из совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 - 5 ст. 131, ч. ч. 3 - 5 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. ст. 134, 135 УК РФ.




3.2. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, от смежных составов преступлений




Определенные трудности могут возникать при отграничении изнасилования от составов других преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности.

Наибольшую сложность представляет отграничение составов, предусмотренных ст.131 и 132 УК РФ. Многие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 132 УК РФ идентично признакам состава изнасилования, предусмотренного ст. 131 УК РФ, сюда входят совпадающие основной и дополнительный объекты, субъективная сторона, некоторые признаки объективной стороны.

Например, в статьях 131 и 132 УК РФ речь идет о действиях сексуального характера, сопровождаемых альтернативными способами: насилием, угрозой насилием или использованием беспомощного состояния потерпевшей. В этом плане можно утверждать, что норма об изнасиловании (ст. 131 УК РФ) является специальной по отношению к рассматриваемой норме (ст. 132 УК РФ); последней охватываются все случаи насильственных действий сексуального характера, за исключением изнасилования. Характерно, что и по уровню общественной опасности они равноценны, что видно из сопоставления их санкций.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные лицом, ранее совершившим изнасилование, квалифицируются как отдельное преступление.

«31 декабря 2010 года в период времени с 17:50 часов до 18:00 часов после совершения разбойного нападения на потерпевшую СНН вблизи в Туватин М.М. с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей и похоти, направленных на совершение полового сношения с применением насилия к СНН, умышленно своей рукой завернул руку СНН за ее спину, продолжая другой рукой закрывать рот потерпевшей, причинив ей физическую боль, против воли завел СНН за угол д. 142 с целью исключения возможности получения ею посторонней помощи. Тогда же Туватин М.М., доведя СНН к стене, т.е. на расстояние около 25 метров от места совершения разбойного нападения, насильно развернул потерпевшую к себе спиной и, продолжая применять к ней насилие, закрывая своей рукой рот СНН, действуя в осуществление своего преступного умысла, потребовал от СНН снять колготки. При этом Туватин М.М. своей рукой стянул вниз колготки с потерпевшей
, которая просила Туватина М.М. прекратить данные противоправные действия. После чего, понимая свое явное физическое превосходство над потерпевшей, заведомо зная, что последняя не желает совершать с ним половой акт и, сознавая, что потерпевшая в силу своего физического развития и испуга не способна оказать ему должного сопротивления, приспустил трусы с потерпевшей и, обнажив находящейся в эрегированном состоянии свой половой член, ввел его во влагалище последней, совершил со СНН насильственное половое сношение в естественной форме, причинив потерпевшей физические и нравственные страдания. Затем Туватин М.М. отвел потерпевшую на расстояние около 2 метров, где совершил с ней иные насильственные действия сексуального характера. После чего, действуя против воли СНН, причиняя ей физические и нравственные страдания, Туватин М.М. вновь ввел свой половой член во влагалище потерпевшей, совершив насильственный половой акт в естественной форме.

Своими действиями Туватин М.М. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 131 УК РФ.

Кроме того, примерно с 17 часов 50 минут до 18 часов 00 минут, у Туватина М.М., находящегося за углом во время изнасилования СНН, с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей в извращенной форме и похоти, возник преступный умысел, направленный на совершение иных насильственных действий сексуального характера по отношению к СНН, с применением к ней насилия. Для этого Туватин М.М. отвел потерпевшую на расстояние около 2 метров от места изнасилования, прислонил ее к стене в , где, применяя к ней насилие, умышленно продолжал закрывать своей рукой рот потерпевшей, причиняя последней физическую боль. При этом Туватин М.М. цинично потребовал СНН ввести его половой член в анальное отверстие потерпевшей. СНН, не желая совершать данные действия, стала просить последнего не совершать с ней насильственные действия сексуального характера. Однако, Туватин М.М., заведомо зная, что СНН не желает совершать с ним каких-либо действий сексуального характера, и, сознавая, что потерпевшая в силу своего физического развития и испуга не способна оказать ему должного сопротивления, принудил СНН ввести его половой член в анальное отверстие потерпевшей. При этом СНН, находясь в морально подавленном состоянии, под воздействием примененного к ней физического насилия, выполняя требования Туватина М.М., ввела половой член Туватина М.М. себе в анальное отверстие. Тем самым Туватин М.М. совершил со СНН иные насильственные действия сексуального характера
, причинив потерпевшей физические и нравственные страдания. Своими действиями Туватин М.М. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 132 УК РФ» [47].
Потерпевшим по ст. 132 УК РФ, может быть не только женщина, но у мужчина, так как объективную сторону данного состава составляют любые способы удовлетворения сексуальных потребностей, такие как мужеложство - половой акт мужчины с мужчиной, лесбиянство - половой акт между женщиной и женщиной, оральный и анальный секс, имитация полового акта, эксбиционизм и т.д., которые влекут уголовную ответственность в случае их осуществления против воли потерпевшего лица, с применением насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния.

В отличие же от действий, за которые установлена ответственность статьями 131 и 132 УК РФ, виновное лицо по ст. 133 УК РФ добивается удовлетворения своих сексуальных потребностей посредством шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества, либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ, в отличие от объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, состоит в добровольном половом сношении, а также мужеложстве или лесбиянстве с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Как правило, указанные действия являются проявлением состояния, именуемым в сексологии педофилией, т.е. сексуальным отклонением, выражающимся в стремлении взрослых к сексуальным действиям с подростками. В этом смысле пол ребенка не имеет значения, поскольку именно тело ребенка, с признаками половой незрелости, составляет для виновного истинный сексуальный стимул.

Если половое сношение, мужеложство или лесбиянство были обусловлены физическим насилием или угрозой применения такого насилия, то ответственность должна наступать за изнасилование или насильственные действия сексуального характера. В случае, если потерпевшее лицо не понимало значения и характера совершаемых с ним действий вследствие малолетства или умственной отсталости, содеянное виновным следует квалифицировать как изнасилование или насильственные действия сексуального характера, совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Применение ст. 134 УК РФ в практике, безусловно, вызывает определенные трудности.

Так, ФИО, являясь лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в период времени около 22 часов 00 минут, находясь в домовладении совместно с несовершеннолетней ФИО2, заведомо зная, что последняя не достигла 16 летнего возраста, и при возникновении преступного умысла, направленного на совершение полового сношения без применения насилия, предложил последней вступить с ним в половую связь, на что ФИО2 ответила ему согласием, а ФИО, действуя умышленно и осознавая, что своими действиями нарушает половую неприкосновенность ФИО2, совершил с несовершеннолетней половое сношение в естественной форме, без применения физического и психологического насилия к потерпевшей.