Файл: Проблемы квалификации изнасилования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При назначении наказания ФИО суд в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также влияние назначенного наказания на исправление лица, мнение потерпевшей и ее законного представителя, просивших строго не наказывать подсудимого, поскольку потерпевшая и подсудимый вступили в брак, данные о личности подсудимого, который ранее не судим, характеризуется положительно, в связи с чем, суд приходит к выводу, что для достижения целей наказания и для исправления подсудимого ему необходимо назначить наказание в виде обязательных работ ближе к минимальному пределу, предусмотренному санкцией ч. 1 ст. 134 УК РФ.

При этом, судом учитывается, что подсудимый ФИО заключил брак с потерпевшей ФИО2, впервые привлекается к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 134 УК РФ. Данные обстоятельства, с учетом примечания 1 к статье 134 УК РФ, являются основанием освобождения ФИО от наказания, поскольку подсудимый и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными, в связи с вступлением в брак с потерпевшей [49].

Многие исследователи проблем уголовной ответственности за половые преступления отмечают, что недостатком статьи 134 УК РФ является отсутствие ответственности за иные действия сексуального характера.

Сущность проблемы заключается в том, что название ст. 134 - Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста - шире ее содержания, которым предусмотрена ответственность только за естественный половой акт, мужеложство и лесбиянство, а все иные развратные действия сексуального характера в случае их добровольного совершения выпадают за пределы состава преступления.

Таким образом, основной критерий отграничения изнасилования от полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, - добровольность либо недобровольность совершения сексуальных действий со стороны потерпевшего лица.

Другим критерием является то, что потерпевшей при изнасиловании может быть лишь лицо женского пола, в то время как по ст. 134 УК РФ потерпевшими могут выступать лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста обоих полов.

Для разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. 131 и 134 УК РФ в соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» необходимы учитывать, что уголовная ответственность по ст. 134 УК РФ наступает только в случае, когда перечисленные в статье действия совершались без применения насилия или угрозы его применения и без использования беспомощного состояния потерпевшего.


В случае же, когда потерпевший не мог понимать, что с ним делают, преступник четко осознавал такое непонимание со стороны ребенка его действия (преступника) должны квалифицировать по ст. 131 УК РФ, либо по ст. 132 УК РФ, как совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшего.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда изнасилование бывает сопряжено с убийством, что обусловлено повышенным психическим и физическим возбуждением преступника во время совершения деяния.

Умышленное причинение смерти не охватывается признаками преступления, предусмотренного в диспозиции ст. 131 УК РФ, и требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ. В юридической литературе высказываются два мнения по данному вопросу. Согласно одному мнению, убийство, сопряженное с изнасилованием, представляет собой реальную совокупность преступлений, которую следовало бы квалифицировать по одной статье УК РФ. А согласно другому мнению, такие конструкции составов вообще следует исключить, заменив их, например, формулировкой убийство, совершенное в связи с совершением другого преступления, что повлечет за собой квалификацию убийства по совокупности с любым другим преступлением.

В настоящее время судебная практика руководствуется разъяснением, данным в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности», согласно которому убийство в процессе совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера, а также совершенное по окончании этих преступлений по мотивам мести за оказанное сопротивление или с целью их сокрытия, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «к» части 2 статьи 105 УК РФ и соответствующими частями статьи 131 или статьи 132 УК РФ.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» от 27 января 1999 г. дается аналогичное разъяснение: «Под убийством, сопряженным с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, следует понимать убийство в процессе совершения указанных преступлений или с целью их сокрытия, а также совершенное, например, по мотивам мести за оказанное сопротивление при совершении этих преступлений. Учитывая, что при этом совершаются два самостоятельных преступления, содеянное следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, по соответствующим частям ст. 131 или ст. 132 УК РФ».


На наш взгляд, квалификация убийства, сопряженного с изнасилованием, должна быть по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 131 и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Изнасилование является самостоятельным преступлением, и потому не может охватываться составом убийства. Кроме того, убийство не является последствием изнасилования, поэтому лишение жизни потерпевшего лица, совершенное до, в процессе, либо после изнасилования, является самостоятельным преступлением, оно не может входить в понятие, например, иных тяжких последствий (п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ), и подлежит самостоятельной квалификации.

Таким образом, убийство как сопряженное с изнасилованием квалифицируется в случаях, когда оно было совершено: 1) в процессе указанных преступлений, 2) с целью их сокрытия, 3) по мотивам мести за оказанное сопротивление.

Особенностью преступления, предусмотренного п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, является то, что установление одного только факта совершения убийства сразу же после изнасилования является недостаточным. Необходимо установить, что виновный действовал или с целью сокрытия изнасилования или по мотиву мести за оказанное при совершении преступления сопротивление. В противном случае оснований для квалификации содеянного по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ нет.

Согласно примечанию к ст. 131 УК РФ к преступлениям, предусмотренным пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, а также пунктом «б» части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей-пятой статьи 134 и частями второй-четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

Данное положение УК РФ, по нашему мнению, является спорным. Действительно, психическое развитие лица в возрасте до 12 лет не дает возможности осознавать в полном объеме всего происходящего с ним, однако как же быть с объективной стороной состава преступления. Нельзя ставить знак равенства между насильственным половым актом или половым актом с использованием беспомощного состояния и понуждением к половому сношению, хотя и с лицом, не достигшим 12-летнего возраста.

Если рассматривать этот вопрос исходя из положений института неоконченного преступления, то в случае, если умысел лица направлен на половое сношение с лицом, находящимся в беспомощном состоянии (например, в силу возраста), но полового сношения не произошло по не зависящим от виновного лица обстоятельствам, такое деяние необходимо квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ (в соответствии с примечанием к ст. 131 УК РФ), рекомендуется квалифицировать понуждение вне зависимости от того, последовало за понуждением вступление в половую связь или нет с лицом, не достигшим 12 лет, как оконченное преступление. Очевидно противоречие положений норм общей части УК РФ примечанию к ст. 131 УК РФ.


Кроме того, это же примечание рекомендует так же квалифицировать и развратные действия, совершенные в отношении лиц, не достигших 12-летнего возраста. То есть законодатель считает тождественными с точки зрения квалификации изнасилование лица, не достигшего 12-летнего возраста, и развратные действия (например, демонстрацию половых органов публично (эксгибиционизм)), при которых присутствовало лицо, не достигшее возраста 12 лет. Безусловно, это преступное поведение, и оно требует адекватной юридической оценки, но отождествлять эти два состава полагаем необоснованным.

А если деяние, рассмотренное в примере, совершается в присутствии ребенка от 0 до 2 лет, то, на наш взгляд, вообще возникает вопрос об общественной опасности данного поведения, так как у ребенка в этом возрасте отсутствует фактическое осознание объективно происходящего.

Исходя из изложенного, в целях совершенствования уголовного законодательства и создания единой практики применения его положений в области охраны половой свободы и неприкосновенности считаем необходимым:

исключить из УК РФ примечание к ст. 131 УК РФ;

внести в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» положение, рекомендующее квалифицировать деяние в виде развратных действий в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, по п. «б» ч. 4 ст. 132 или п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ только в том случае, если по обстоятельствам дела будут установлены факты нарушения телесной неприкосновенности потерпевшего (например, когда при совершении указанных действий виновный трогает половые органы потерпевшего и т.д.); по п. «б» ч. 4 ст. 132 или п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ необходимо квалифицировать также понуждение лица к совершению полового сношения или иных действий сексуального характера, совершенное в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, только в том случае, если имели место половое сношение или иные действия сексуального характера; в случае если эти деяния отсутствовали, поведение виновного необходимо квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ.


Заключение




В ходе проведенного исследования, мы пришли к следующим основным выводам:

1. При разрешении дел о покушении на изнасилование с применением физического или психического насилия следует устанавливать, действовал ли подсудимый с целью совершения полового акта и являлось ли примененное им насилие средством к достижению этой цели. Только при наличии этих обстоятельств действия виновного могут рассматриваться как покушение на изнасилование.

2. Если преступление было совершено несколькими лицами, но лишь один из них является субъектом преступления (в уголовно-правовом смысле), а другие невменяемы или не достигли возраста уголовной ответственности, то действия этого обвиняемого всё равно должны квалифицироваться, как совершенные группой лиц.

И это правильно. Действительно, участие в преступлении 2-х лиц значительно облегчает им достижение преступного результата, и наоборот, затрудняет потерпевшему возможность защищаться. Поэтому такое преступление является более опасным, а, стало быть, должно наказываться строже.

3. Исключение признака «заведомости» осознания виновным несовершеннолетнего возраста потерпевшего (потерпевшей) Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ, в том числе, из ст.131 УК РФ, между тем не привело к изменению практики вменения указанного квалифицирующего признака. Квалификация преступлений по пункту "а" части 3 статьи 131 УК РФ) возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет или иного возраста, специально указанного в диспозиции статьи Особенной части УК РФ.

4. На практике часто встречаются случаи, когда изнасилование бывает сопряжено с убийством.

На наш взгляд, квалификация убийства, сопряженного с изнасилованием, должна быть по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 131 и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Изнасилование является самостоятельным преступлением, и потому не может охватываться составом убийства. Кроме того, убийство не является последствием изнасилования, поэтому лишение жизни потерпевшего лица