Файл: Контрольная работа совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе (на примере Челябинской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе (на примере Челябинской области)
Современный этап экономического развития государства определяет малый и средний бизнес как основополагающий элемент рыночной экономики, поэтому становление рыночных методов и форм хозяйствования сопряжено с масштабным вовлечением людей в предпринимательскую деятельность.

В России в течение последних нескольких лет были созданы основные элементы системы регулирования малого и среднего бизнеса, имеющиеся в странах с развитой рыночной экономикой. Учитывая современные условия и проблемы развития малого и среднего бизнеса, а также недостаточную эффективность государственных мер поддержки, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы регулирования малого и среднего становится в настоящее время ключевым фактором успешного становления рыночной экономики в Российской Федерации.

Согласно федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1].

Цель государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса определяет политические, правовые и экономические условия свободного развития предпринимательства, в частности:

1) увеличение доли малого и среднего предпринимательства в формировании валового внутреннего продукта, повышение темпов развития малого и среднего бизнеса, увеличение экономического потенциала малого и среднего предпринимательства, расширение стратегических факторы социально-экономического развития государства;

2) сокращение уровня безработицы, повышение доходов населения, формирование среднего класса.

Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса возможно на основе эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства и органов государственной власти. Элементы структуры государственного регулирования малого и среднего бизнеса имеют различную роль на различных управленческих уровнях.


На федеральном уровне основное значение отводится наличию нормативно-правовой базы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства.

На региональном уровне происходит прогнозирование перспективных потребностей и нужд производства, учитываются интересы региона и местных властей. Регулирование предпринимательской деятельности на региональном уровне не противоречит федеральным законам, согласовываются все сферы деятельности.

На местном уровне регулирования предпринимательства находятся органы муниципального управления, напрямую воздействующие на процесс предпринимательской деятельности, максимальным образом учитывающие особенности местных рынков.

На данном уровне осуществляется также система обслуживания потребностей региона, торговых процессов для обеспечения потребностей населения необходимой продукцией и услугами. Данные меры осуществляются на основе норм, которые не должны противоречить федеральным и региональным нормам.

Основной задачей политики поддержки предпринимательства на региональном уровне является привлечение и воплощение потенциальных возможностей малого бизнеса с тем, чтобы население с предпринимательской активностью способствовала подъему экономики и социальному развитию области.

Челябинская область – это развитый экономический регион, где имеются большие перспективы для развития малого бизнеса. За счет бизнеса растет социально-экономический рост, поэтому поддержка малого бизнеса очень важна для нашего региона. По показателем 2021 в Челябинской области насчитывается около 56292 тысяч микропредприятий. Число работников в этой сфере насчитывается около 111785 тысяч человек. Это примерно 5,4 % от численности трудоспособного населения Челябинской области [1]. Общая характеристика деятельности малых предприятий приведена в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в Челябинской области

Показатель

2017

2018

2019

2020

Относительное изменение за анализируемый период, %

Количество предприятий, единиц

57097

71042

69729

65545

14,80

Средняя численность работников, ч.

271309

252535

252600

250825

-7,55

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.

248552

233578

234090

231634

-6,81

Оборот предприятий, млн. руб

1006254,1

835496,0

1151317,3

1086863,8

8,01



В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Минэкономразвития России доработало нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Губернатором Челябинской области 23 марта 2020 г. был утверждён План мероприятий [8]. В соответствии с данным планом ответственными исполнителями приняты следующие меры поддержки МСП (рис. 1).



Рис. 1. Меры, направленные на защиту МСП в РФ и в ЧО от последствий пандемии
В РФ число самозанятых в 2020 году превысило целевой показатель национального проекта МСП. По программе льготного кредитования заключено 13 тысяч кредитных соглашений, общая сумма – 900 млрд руб. Отмечается рост объема закупок у крупных заказчиков. Продлевается мораторий на проверки для малого и микробизнеса. Снижена процентная ставка по льготному кредитованию МСП – с 8,5 до 7 %.

По сообщению РБК, 47,3 % МСП использовали предложенные возможности получения господдержки. 8 % предпринимателей получили отсрочку по выплате аренды, 7,7 % воспользовались кредитными каникулами [9].

Среди антикризисных мер наиболее востребованы:

- отсрочка налоговых и страховых выплат;

- безвозмездная помощь от государства в размере 12,1 тыс. руб. на сотрудника.

Данными мерами поддержки воспользовались 16 % респондентов.

В настоящий момент фонд развития предпринимательства «Территория бизнеса» сопровождает 44 проекта, общий объем инвестиций составляет 93 млрд рублей. В рамках данных проектов планируется создать более 9000 рабочих мест. Всего на территории области реализуется более 300 проектов с объемом инвестиций около 430 млрд рублей.

В соответствии с современными условиями и потребностями МСП с 2021 года скорректирован национальный проект поддержки МСП [7]. Челябинская область включается в 3 из 4 региональных проектов в рамках национального проекта поддержки МСП:

- «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». Содействие предпринимателям, применяющим налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Предоставление пакета информационно-консультационных и образовательных услуг.

- «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» Обеспечение микрокредитования по льготной ставке, предоставление поручительств и гарантий на обеспечение доступа к финансовым ресурсам для старта бизнеса.


- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» В рамках данного проекта на территории региона развивается Центр поддержки экспорта, предоставляющий доступ МСП на рынки за пределами региона. Также проект направлен на развитие АПК и создание привлекательных условий деятельности в сельскохозяйственной потребительской кооперации.

- Четвертый проект «Создание цифровой платформы поддержки МСП» в настоящий момент неактуален для Челябинской области, так как на территории региона уже создана система получения бизнес-услуг в режиме единого окна.

Меры поддержки предпринимательского сообщества. Очень важным событием стало включение предпринимательского сообщества в обсуждение мер поддержки. Такого не было очень давно либо делалось очень и очень точечно. Сейчас же ситуация изменилась кардинально. Постоянно проходят круглые столы и налаживается взаимодействие профильных ведомств с предпринимательским сообществом.

Власти Челябинской области озвучили ряд мер для помощи экономике региона в период санкций. Однако для точечного попадания этой поддержки нужна обратная связь от самих предпринимателей. На одном из последних заседаний у Губернатора был весь экономический блок правительства, представители деловых сообществ. Сначала обсудили показатели по структуре экономики Челябинской области и тем успехам, тем показателям в импортозамещении, которые были достигнуты с 2014 года, когда мы впервые столкнулись с довольно масштабными санкциями [1].

Губернатор отметил, что будут вводиться меры поддержки регионального характера в дополнение к тем мерам, которые уже были озвучены Мишустиным и к тем, которые будут дополнительно вводиться на федеральном уровне. Один из ответов на вызовы, связанные с санкционным давлением на экономику, запретом доллара, радикальным поднятием ключевой ставки со стороны ЦБ РФ явилась местная программа, проводимая региональным центром «Мой Бизнес» [2].

Программы по льготному кредитованию доступны всем организационно-правовым формам предпринимательского сообщества – ИП и ООО, – а также и самозанятым.

Для малых и средних предприятий двукратно увеличен объем поддержки по льготным микрозаймам (они выдаются до 5 млн рублей по ставке 6,5 % на срок до 3 лет). Вводятся новые льготные программы заимствований для малых и средних предприятий в сфере промышленности, которые занимаются импортозамещением.

Для малого и среднего бизнеса запускается новая программа по компенсации процентной ставки на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств под проекты импортозамещения. Увеличивается региональный гарантийный фонд, который помогает с банковскими гарантиями для малого и среднего бизнеса. Меры по содействию импортозамещению.


Губернатор Челябинский области поставил задачу Правительству Челябинской области помочь предприятиям Челябинской области как можно скорее переориентировать работу на создание импортозаместительной продукции [3]. Он предложил подключить к процессу импортозамещения научные, образовательные организации для того чтобы снизить влияние санкций, обеспечить бесперебойную работу предприятий и организаций, увеличить инвестиционную активность, количество рабочих мест. По решению главы региона Министерству Промышленности Челябинской области поставлена задача по усилению направления развития импортозамещения, на эти задачи также будет переориентирован областной Фонд развития промышленности Челябинской области.

Также на экономический блок Правительства Челябинской области возложена задача перепрофилировать работу оперативного штаба по устойчивому развитию экономики. Напомним, что он в 2020 году создавался для преодоления затруднений, связанных с пандемией COVID-19, теперь же он должен продолжить работу с новыми вызовами, в т.ч. импортозамещением.

На постоянной основе будет работать межведомственный координационный центр, который будет взаимодействовать со всеми ведомствами Правительства Челябинской области. Было уделено внимание торгово-логистическому комплексу «Южноуральский» недалеко от города Троицк, который приобретает повышенную актуальность в связи с переориентированием торговых поставок на восток. Также, центр «Мой бизнес» Челябинской области стал опорным институтом, реализующим прямо сейчас задачи импортозамещения в регионе. С помощью нее можно разработать продукцию или технологию, модернизировать оборудование, сертифицировать продукцию и многое другое.

Поддержка центра «Мой бизнес» заключается в оказании софинансирования до 80 % от суммы затрат проекта, направленного на импортозамещение. Также центр прорабатывает иные меры поддержки, которые согласовываются на уровне Губернатора Челябинской области и Правительства региона.

Меры по поддержке туристической отрасли. Важные изменения в законодательстве и мощная поддержка оказана туристической деятельности на территории Челябинской области: речь идет в первую очередь про обнуление ставки НДС для организаций, а также ряда иных локальных мер поддержки. НДС – федеральный налог, однако эта мера в том числе инициировалась законодателями Челябинской области и получила поддержку в 40 Правительстве РФ. Южный Урал, как регион с огромным туристическим потенциалом, получил серьезную поддержку в период экономической турбулентности [4].