Файл: Концепции политического искусства в 70е годы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепции политического искусства в 70-е годы

Анархические движения 1960-х годов на рубеже следующего десятилетия мутируют в двух направлениях: хиппианский эска­пизм проповедует уход от общества, политический активизм левых втягивается в террор. Объединить оба крыла как художе­ственно-политические стратегии стремился Йозеф Бойс, послед­ний немецкий романтик и мистик в XX столетии. События 1968 года открыли заново такой источник энергии, как «рево­люционное творчество масс». Бойс мифологизировал социум и видел в этой энергии первородную силу, способную противосто­ять разобщающей людей машинной цивилизации и позволяю­щую достичь целостности бытия. В 1969 году рядом с галереей Конрада Фишера Бойс открывает «Бюро прямой демократии». В начале 1970-х он — основатель загадочной организации «Сво­бодный университет» и популярный опальный профессор Ака­демии художеств Дюссельдорфа, отменивший в 1971 году акаде­мические оценки успеваемости студентов, плату за обучение, признавший художником каждого, кто ни пожелает. Эта подрыв­ная пропаганда не мешает ему (по слухам) раз в месяц встречать­ся за обедом с канцлером ФРГ Вилли Брандтом: они обедают втроем со знаменитым писателем Гюнтером Грассом. 10 октяб­ря 1972 года, в начале второго семестра, Бойс вместе с ученика­ми, которых выгнали по разным причинам другие профессора, в частности второй профессор скульптуры, модернист и мини­малист по убеждениям, не разделявший деструктивных идей про­фессора Бойса, предпочитавшего в пластике органические нео­пределенные материалы, захватили ректорат Академии. Двести студентов и восемь профессоров, среди них Герхард Рихтер, на следующий день прошли маршем по улицам города в знак под­держки академической революции Бойса. Все это происходит в ощетинившейся стране, перепуганной террором группы «Баадер-Майнхоф». На третий день Бойс, все еще контролировав­ший здание Академии, попытался начать диалог с властью, но получил письмо от министра науки Иоганнеса Рау, который от-

назывался от публичных дебатов, утвер­ждая, что не даст превратить себя в ху­дожественный объект. Чувство юмора в этой накалившейся атмосфере отказа­ло не только министру науки. Осторож­ность внезапно овладела и самим Бойсом. Вечером этого дня он покинул Академию, чтобы проконсультировать­ся со своими адвокатами, а назавтра, еще до его возвращения, в Академию пришли отряды полиции. В помеще­нии секретариата студенты сидели и играли на гитарах, раздевшись донага и выкрасившись красной краской. Услышав шум у входа в Академию, они направились в вестибюль и стали жи­вой
провокацией для полицейских, ко­торые ворвались в здание, превращен­ное граффитистами в бесконечный ло­зунг, и устроили там настоящий погром. Бойс вернулся в Академию, когда все уже было кончено, и избежал насилия, в отличие от молодых людей, которые по его вине впервые столкнулись с ре­альными способами формовки в соци­альной пластике.

Вспоминая политические события 1970-х годов, Герхард Рихтер, их участ­ник, пишет почти абстрактные черно­-серые картины-тени, вглядываясь в которые, видишь едва раз­личимые тела террористов из группы «Баадер-Майнхоф», покон­чивших с собой в тюрьме в 1977 году, когда товарищи не смогли устроить их побег. Поколения авангардистов доказывали, что живопись не подходит для передачи опыта современности. У Рихтера, который использует арсенал актуального искусства, живопись снова обретает право отвечать за память, за передачу человеческого опыта, живопись становится историческим сви­детельством духовной и социальной борьбы. Однако «обретен­ная живопись» Рихтера не похожа на контравангардные реализмы XX века. Вместо программного активизма, сопровождающе­го искусство-как-отражение-реальности, в творчестве Рихтера изначально присутствует меланхолия рефлексии. Отраженная реальность в его полотнах воссоздана с виртуозным мастер­ством. Но чем изощреннее видимая на поверхности холста ил­люзия зрелища, тем недоверчивее восприятие: Рихтер пишет миражи, отблески реального, которое растворилось в потокенформации, как газеты, отку­да художник выбрал сенсацион­ные фотографии мертвых тер­рористов. Рихтер настаивал на том, что если в его творчестве и присутствует какой-то поли­тический смысл, то это указа­ние на опасность любых уто­пий.

Неудачную попытку восста­ния Бойс предпочитает оста­вить в прошлом и реанимирует мистико-анархические акции середины 1960-х, связанные с флюксусом, перенося сцену действия в США. В Нью-Йорке он проживает перформанс «Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня», подключа­ясь на этот раз к энергии живого дикого зверя, который симво­лизирует первобытные силы североамериканского континента, вытесненные и возвращенные на Манхэттен по воле художни­ка-шамана. Бойс тщательно заботится о том, чтобы не ступать на цивилизованную американскую землю: из самолета его транс­портируют на носилках прямо в галерею Рене Блока, превращен­ную в своеобразный загон, куда обслуга доставляет в течение нескольких дней припасы для него и для волка, в частности «Wall Street Journal» как средство волчьей гигиены. Бойс в этом отсня­том на фото- и видеопленку перформансе также менее всего вы­глядит человеком: он закутан в гигантский кусок войлока и сме­нил, во всяком случае зрительно,
свою телесную природу, как меняет определенность тела шаман. Островерхая войлочная на­кидка напоминает наряд пастуха и религиозного пастыря. Взаи­модействие со зверем заключается в том, что шаман провоци­рует животное, которое нападает и рвет войлок, постепенно об­нажая, открывая под ним человека. Человек также за три дня привыкает повторять движения и ритм жизни зверя. Это «ис­кусственное» общение Бойс объясняет необходимостью воссо­здания единства земли, человека и природы, общества, указы­вая на существующие и незалеченные разрывы исторической и природной ткани: изгнание и уничтожение индейцев белы­ми (койот — тотемное животное североамериканских племен), расхождение Запада и Востока (волки теоретически могли про­никнуть из Азии в Северную Америку, когда материки еще не были разделены проливом). Искусство следует понимать как способ «лечить» или заговаривать социальные и исторические раны.

Но в США еще в конце 1960-х политическая борьба в искус­стве велась за конкретные социальные цели и привлекала конк­ретных художников, в том числе немецкого неомарксиста Хан­са Хааке, который на поприще политики действовал методами, резко отличавшимися от вечного немецкого романтизма свое­го компатриота Бойса. Хааке избрал амплуа критика капитализ­ма и империализма, выявляя в процессе создания и циркуляции произведений искусства, в его социальном функционировании неблаговидную роль крупного капитала, в том числе и музейных фондов, втянутых в отбеливание репутаций деловых людей и политиков. Предложив Музею Гуггенхайма в 1971 году показать на своей персональной выставке «Ханс Хааке: Системы» работу «Шапольский и др., Холдинги недвижимости Манхэттена, соци­альная система в реальном времени на 1 мая 1971 года», разоб­лачающую аферы с недвижимостью, Хааке получил запрет на открытие этой выставки, который неофициально мотивирова­ли тем, что неприлично протаскивать изображения трущоб из даун-тауна в музей ап-тауна. Впрочем, в условиях западного куль­турного сообщества это отнюдь не сделало Хааке изгоем, а, на­оборот, добавило авторитета. Пострадал не художник, а куратор запрещенной выставки, который был уволен из музея. Теперь эта работа Хааке входит во многие истории искусства, тогда же она была готова к распространению как политические листовки. «Социальная система в реальном времени» состоит из тексто­вых справок и 142 черно-белых фотографий старых и полураз­рушенных домов, которые делец Шапольский приобрел через подставные фирмы, чтобы затем сносить и продавать подоро­жавшие земельные участки. В данном случае Хааке действует как бесстрастный документалист, как автор журналистского


расследования. Фотографии и сводки, по-концептуальному раз­мещенные на стене музея, как на стене офиса, очевидно, не под­лежат эстетической критике. Хааке стремится представить ху­дожественную практику действующей частью политической борьбы. Он демонстрирует, что перо наконец-то приравняли к штыку, то есть у художника не должно быть никаких специфи­ческих, профессиональных приемов, которые могут сделать его работу не всем понятной. В 1974 году Хааке окончательно вы­вел дирекцию Гуггенхайма на чистую воду, документально дока­зав наличие финансовых интересов попечителей музея в Чили. Эти интересы оказались под угрозой в результате действий пра­вительства С. Альенде, что вполне могло стать одной из причин свержения и гибели президента.

За четыре года до Хааке с опасным присутствием американ­ских корпораций в Латинской Америке оригинальным способом боролся бразилец Сильдо Меирелес. Он собирал пустые бутыл­ки из-под кока-колы, делал новую надпись на каждой из них и сдавал в пункты приема стеклотары, откуда бутылки возвраща­лись на фабрики, а затем в магазины и, наконец, попадали к по­купателям. Первое предложение на этикетке гласило: «Yankees Go Ноте» («Внедрение в идеологические обороты», 1970).

Еще в 1969 году Хааке вместе с Карлом Андре и Люси Лип- пард участвует в создании Ассоциации работников искусства (Art Worker’s Coalition), первого профсоюзного формирования ху­дожников авангарда. В 1972 году в каталоге 5-й «Документы», главной выставки международного концептуализма, был опубли­кован типовой контракт арт-дилера и художника, который регу­лировал отношения автора с владельцами его проданных работ: теперь художник имел право получать отчисления за показы и публикации своих растущих в цене произведений. Концептуали­сты готовились к музейной вечности. Ассоциация Хааке, Липпард и Андре была создана для того, чтобы приблизить к этой вечности расширенные круги неофициальных художников. Ассо­циация выдвинула музеям профсоюзное политическое требова­ние предоставить залы для показа произведений цветных худож­ников, а также создала подразделение под названием «Жен­щины-художницы в революции» (Women Artists in Revolution). Цветные граждане и женщины как лишенцы при модернизме теперь требуют лучших мест на художественной сцене.

Британо-американский фотореалист Малькольм Морли, ко­торый был, что называется, «трудным подростком» и успел от­сидеть в британской тюрьме перед тем, как стать художником в США (в 1984 году Морли становится первым обладателем самой почетной награды в области актуального искусства — приза Тер­нера, вручаемого в Лондоне галереей Тэйт), дезавуирует второе дно западной политики. Например, он монохромно воспроиз­водит плакат, представляющий скачки на ипподроме в Южной Африке. В названии работы «Race track» слово «race» означает «бега» или «раса», a «track» — «путь»; получается «Путь расы» или «Беговая дорожка». Смысл приобретает определенность благо­даря красному кресту, зачеркивающему спортивное зрелище. Крест смотрится как римская цифра X, указывая на имя борца за права цветных Малькольма X, alter ego автора. На острие этой социальной проблематики находится в течение нескольких де­сятилетий искусство американской художницы Адриан Пайпер, белой, но имеющей негритянских предков и поэтому называю­щей себя «кошмаром расиста». В 1970-е годы Пайпер устраива­ет перформансы, зафиксированные на фото- и видеопленку, которые посвящены сложности социального, национального и полового самоощущения человека, живущего в мультинациональ­ной среде мегаполиса, в обществе, стремительно движущемся к глобальной организации экономики и культуры, но сохраняющем предрассудки и ксенофобию. Пайпер, слоняясь в нью-йоркской толпе, играет роль некоего молодого человека, выходца из стран третьего мира. На фотографии среди людей на уличном пере­ходе она выделяет свою странную чаплинскую фигурку белым фоном, по которому над головой ее процарапана надпись «ок­руженный и скованный».


Искусство, несущее идеи феминизма, становится заметным в середине 1960-х благодаря Кароли Шнееман, Вали Экспорт, Луизе Буржуа, Еве Хессе, Йоко Оно и Сигеко Кубота. Кубота в перформансе «Живопись вагиной» профанировала образ «фаллической» живописи действия, представлявшей свободу как сугубо мужскую привилегию.

В 1971 году искусствовед Линда Нохлин в журнале «Art News» опубликовала статью «Почему нет великих художников-жен­щин?» Хотя у женского вопроса, одного из главных вопросов модернизма, уже выросла столетняя борода, проблема затраги­вала интересы многих. Ответ лежит в плоскости общественно­го устройства и распределения социальных ролей: женщины всегда вторые в очереди за получением образования и работы, их мир ограничен и жестко регламентирован в патриархальном обществе. А с появлением массовой прессы, радио и телевиде­ния мир женщины к тому же оказывается скроенным по обще­му лекалу. Унифицированными становятся и внешность, и дом. Уходит былая индивидуальность домашнего творчества. Этому массмедийному опустошению жизни современной женщины посвятила свою работу «Двойная жизнь: документы к автобио­графии. 1959-1975» хорватская художница Саня Ивекович. Она смонтировала попарно собственные фотографии с рекламами или вырезками из журналов о жизни знаменитостей. В раме, где слева — маленькая фотография Ивекович, а справа — большая реклама или портрет какой-то звезды 1970-х годов, происходит совпадение конкретных жизненных ситуаций: студенчество, любовь и т. д. Все эти события, «стандартно» пережитые худож­ницей в реальности, средства массовой информации дублируют в своих имиджах гораздо ярче и пафоснее, оттягивая энергию, делая блеклым и пустым пространство личных воспоминаний обычной женщины.

Доказать, что великие женщины сопротивляются унифика­ции и присутствуют в истории, были призваны два самых амби­циозных феминистических проекта 1970-х: выставка Линды Нохлин и Энн Сазерленд Харрис «Женщины-художницы. 1550- 1950» (Музей искусств Лос-Анджелеса, 1976) и инсталляция Джуди Чикаго «Званый обед». Художница работала над ней со своими многочисленными ассистентами с 1974-го по 1979 год. Произведение Чикаго создавалось не просто коллективно, но в коммуне, в особом «Женском доме», демонстрируя высшую при­роду женского творчества, основанную на гармонии субъекта, способного преодолеть и внутреннюю раздвоенность, и межлич­ностную человеческую разобщенность. При этом сама художни­ца начала свою карьеру с того, что в знак протеста против муж­ского шовинизма отказалась от отеческой фамилии, взяв себе псевдонимом название родного города. В 1979 году в Музее со­временного искусства Сан-Франциско Чикаго устраивает стол для 39 прославленных женщин всех времен и народов, а в це­лом «Тайная вечеря» была рассчитана на 999 представителей женского творчества, чьи имена вписаны в золотые фарфоро­вые треугольники, которыми вымощен пол зала. Тридцать де­вять избранных особ виртуально присутствуют за тремя замкну­тым треугольником установленными столами. У каждой из них своя чаша и свое фарфоровое блюдо, смоделированное в фор­ме женских половых органов. Расписные фарфоровые вульвы, всякий раз немного отличные от соседских, располагаются на салфетках с вышитыми символическими узорами и именами владелиц. Чикаго принципиально использует только те матери­алы, которые ассоциируются с ручным женским трудом (вышив­ка), с женским телом и со сферой домашнего (фарфор). Указа­нием на троичность женского начала Чикаго подсоединяется к источникам мистериальной энергетики. Число «три» традици­онно, и особенно в христианской традиции, откуда заимствова­на иконография ритуальной трапезы, символизирует высшую гармонию творчества. Инсталляция Чикаго — пафосный и од­новременно комичный финал мистических тео- и антропософ­ских увлечений геометрией в актуальном искусстве. В 1910 году идеолог русского авангарда и создатель общества «Треугольник» Николай Кульбин представлял следующую схему объяснения символической насыщенности треугольника: история человека, причин искусства и творчества восходит к истории «солнечных пятен» и к «хронике геологии»; треугольник — символ творчества, причем треугольник,