Файл: Концепции политического искусства в 70е годы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обращенный вершиной вверх, означает сотворившего, а вершиной вниз — сотворенное. Майкл Арчер, говоря об инсталляции Чикаго, сужает этот смысл, до­казывая, что треугольник сим­волизирует «женское», хотя всем, кто посещал обществен­ные места, хорошо известно, что эта геометрическая фигура в гендерном контексте амбива­лентна. «Званый обед» пропа­гандирует заветную идею феми­нисток о превосходстве жен­ской натуры над мужской, о совмещении мужских и жен­ских качеств вплоть до боже­ственной концентрации совер­шенства — в противовес пси­хоаналитическим гипотезам Фрейда и Лакана о несамосто­ятельности и недостаточности женского пола. На адекватность такой трактовки указывает и сопроводительный текст художни­цы, где Джуди Чикаго преподносит свое произведение как па­мятник матриархату, якобы совершенному обществу, разрушен­ному мужчинами.

Более изящно на позиции современной цивилизации и пред­меты уже сложившегося «маскулинного» культа актуального ис­кусства покушалась художница Ханна Уилки, которая однажды устроила стрип-шоу, раздевшись и танцуя за «Большим стеклом» Дюшана. На глазах у музейных смотрителей и группы поддерж­ки с участием известного нью-йоркского галериста Рональда Фельдмана Уилки воплотила вводящий в интеллектуальный со­блазн образ «Новобрачной, раздетой своими холостяками». Как Джуди Чикаго, К. Шнееман и Вали Экспорт, Уилки притязала на божественные роли (в 1974 году она представила свой автопор­трет в виде Христа-женщины) и стремилась демонстрировать об- сценное. Самый популярный из ее перформансов заключался в следующем: в парке воскресным днем Уилки раздавала детям упа­ковки разноцветной жевательной резинки с уговором, что ре­бенок возвращает нажеванное. Затем художница объясняла де­тям, как слепить из резинки миниатюрные женские половые органы. Дети легко перенимали, и вскоре по окрестностям гу­ляли десятки девочек и мальчиков с приклеенными к одежде, ко лбу и щекам цветными эротическими сувенирчиками. Именно с такими нашлепками сама Уилки сфотографировалась для плаката, предупреждающего об опасностях «фашистского», то есть требующего запрета на соблазнительную женскую наготу, феми­низма-обскурантизма.

Закончить этот раздел хотелось бы произведениями, кото­рые, как призма, собирают все лучи концептуальной работы с политикой, социумом, полем зрения и гендерной проблемати­кой 1970-х годов. Одно из них создано в 1974-1975 годах в Нью- Йорке художницей Мартой Рослер, которая к этому времени была известна серией фотоколлажей «Принося войну домой: House Beautiful» (1967-1972), представляющих с мгновенной убе­дительностью то, как виды разрушенного Вьетнама вторгаются в интерьеры или окрестности американских таунхаузов. Следу­ющая работа Рослер называется «Пивная в двух неадекватных системах описания» и внешне уходит от прямой политики. Она включает в себя небольшого формата горизонтальные черно­белые фотографии района в Нижнем Манхэттене и примерно такого же размера листы белой бумаги с напечатанными на ма­шинке отдельными словами или словосочетаниями. Итак, перед нами женский взгляд на зону деклассированных мужских развле­чений, представленный в документальной фотографии и в сло­вах. В верхних рядах Рослер размещает зону, где встречаются рамы с отсутствующими изображениями, «невидимое», которо­му сопутствуют крайне ажитированные наборы определений с легкими вкраплениями из других, подавленных состояний: «вы­сокий», «оживленный», «приподнятый», «счастливый», «бурный и опьяняющий», «помешанный на чем-то», «возбужденный». Внизу же, после того как мы «прошли» взглядом несколько эта­жей зданий, окна и вход в пивную,
почти уже приблизились к фундаменту, мы видим фотографии машин, пустых бутылок и какого-то мусора на земле, сделанные через сетчатый металличес­кий забор. Этим снимкам соответствуют совсем другие слова: «пьяный», «безответственный бездельник», «мертвые солдаты» и «мертвые моряки». Не показывая обитателей пивной, худож­ница оставляет их облики воображаемыми и в этом смысле сво­бодными, а критическую нить в ткани рассказа проявляет кос­венно и фрагментарно. Рослер вслед за Кошутом демонстрирует в верхних рядах своей фотоинсталляции возможную неадекват­ность визуальных образов и слов. Однако в ее исполнении, в большой и сложной для обзора композиции это несовпадение, эта демонстрация неистинности изображения и словесного опи­сания перестает быть критической констатацией факта, обре­тая силу художественного воздействия благодаря взгляду или подходу, который заключается в том, чтобы увидеть социально ничтожную жизнь как невыразимую в своей реальной тяжести общечеловеческую судьбу. Здесь действует и сила физического напряжения, требующегося от зрителя, чтобы все рассмотреть, и нравственное усилие восприятия изображений, вначале ней­тральных, но очевидно указывающих на депрессивные стороны жизни. Результат осмысления фотографий и слов художницы приводит зрителя к пониманию того, как неправильно полагать­ся на предлагаемые извне с нейтральностью документалистики формы суждения о мире, коль скоро речь идет о типах поведе­ния, обычно осуждаемых, вытесняемых обществом. При этом Рослер удается свою собственную позицию удержать в положе­нии невесомости, не выдать своего присутствия, представить проблему прозрачной и не отягощенной личной интонацией. Рослер сохраняет нейтралитет потому, что не надеется изменить своим участием реальность. Как она сама пишет, если темой ее работы является обедненность, разорение, то это несос­тоятельность художественных средств, стратегий репрезента­ции, которые бессильны в стол­кновении с реальностью.

Другое итоговое произведе­ние политизированных 1970-х — концептуальный проект под названием «Трюизмы», пред­ставленный в Нью-Йорке ху­дожницей Дженни Хольцер в 1978-1979 годах в виде раскле­енных по городу листов с пе­речнем высказываний из об­ласти банальной житейской мудрости, аккуратно отпеча­танных в столбик на машинке. Проповедь Хольцер, обращен­ная к горожанам, в первом ва­рианте благодаря формату ча­стного объявления выглядит личным увещеванием: «Воспи­тывайте мальчиков и девочек одинаково» или «Любой изли­шек аморален». Однако имен­


но формат объявления делает акт обращения абсурдным: ник­то не ждет от объявления на стене дома поучений, информа­ция повисает в пустоте. Кроме того, Хольцер замечает, что всякие увещевания от лица здравого смысла, так называемая на­родная мудрость, обычно готовы дать взаимоисключающие со­веты и сентенции. Наряду с утверждением, что роскошь амо­ральна, художница заявляет: «Элиты неизбежны». С развитием этой идеи в 1980-х годах Хольцер находит технику представле­ния, которая позволяет сообщить концептуальной акции ши­рокий масштаб воздействия и определеннее выявить заложен­ный художницей смысл. Этой новейшей телеологической тех­никой становится информационно-рекламная бегущая строка. Теперь пропозиции Хольцер неуклонно ползут горящими элек­трическими буквами с ровной скоростью, бесконечным тек­стом, не оставляя возможности чтения и понимания. Слова скользят из ниоткуда в никуда, не затрагивая реальной ситу­ации. Хольцер, как и Рослер, комментирует бессилие комму­никативной попытки, тщетность артикуляции социальных про­блем. В 2005 году на фасаде Рокфеллер-центра появились фра­зы проекции «Городу»: «Чтобы приобрести политическое значение, даже не обязательно относиться к человеческой при­роде. Подойдет и необработанный материал, или протеиновые добавки, или сырая нефть».