Файл: Содержание введение глава 1 теоретические основы изучения капитала предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потерь и обеспечения рентабельной деятельности, определяемая банком самостоятельно исходя из требований рынка. С третьей стороны существует подход партнеров и акционеров банка, в котором достаточность капитала — это гарантия устойчивости банка и его прибыльности.

В итоге границы достаточности собственного капитала банка размываются, так как необходимо, чтобы он был достаточен для выполнения требований Банка России, покрытия рисков от деятельности, обеспечения платежеспособности и надежности банка, обеспечения доверия клиентов и партнеров банка, удовлетворения запросов акционеров в области дивидендной политики. Оценить достаточность капитала для выполнения всех этих требований весьма затруднительно, так как при достаточном уровне собственного капитала банка для одних целей, он может быть совершенно недостаточен с иных позиций.

Управление собственным капиталом с позиций его адекватности осуществляется по отношению к:

-         размеру банка;

-         величине принимаемых банком рисков;

-         росту банка и перспективам его развития;

-         стратегии и принципам управления.

Таким образом, и в управлении собственным капиталом следует исходить из того, что основной его целью является – формирование и поддержание адекватного капитала.

Следует отметить, что при управлении собственным капиталом необходимо учитывать следующее:

1. Сущность капитала раскрывается в том, что: а) капитал – это самовозрастающая стоимость и необходимо планирование и контроль ее роста, б) капитал – это центральная часть банковских ресурсов и необходимо определить подходы в ее формировании и использовании, в) капитал – это стоимость банковского бизнеса и необходимо ее поддержание на приемлемом уровне.

2. Управление собственным капиталом носит трехсторонний характер (владельцы банка, государство, руководство банка).

3. Основная цель управления собственным капиталом банка – достижение определенного уровня его адекватности.

4. Управление собственным капиталом является частью банковского менеджмента и подчинено корпоративной стратегии банка1.

5. Управление собственным капиталом банка является целым комплексом мероприятий и инструментов, отраженных в банковской стратегии.

6. На процесс управления собственным капиталом оказывает влияние множество факторов.


7. Качество управления банковским капиталом напрямую влияет на качество банковского менеджмента и на состояние банка в целом.

Процесс управления капиталом, как и любым другим аспектом банковской деятельности, имеет несколько ступеней (этапов), связанных между собой. В упрощенном виде управление капиталом состоит из анализа (диагностики состояния), выработки тактических мероприятий или планирования, реализации данных мероприятий через активный менеджмент и контроль за результатом от принятых решений.

Под стратегией управления собственным капиталом банка, на наш взгляд, следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности капитала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка.

Можно выделить три типа стратегии управления собственным капиталом банка:

1. Стратегия управления, основной упор в которой делается на обеспечение максимальной отдачи капитала, то есть на максимизацию прибыли при поддержании ликвидности.

2. Стратегия управления, в которой предпочтение отдается поддержанию ликвидности при заданной норме прибыли.

3. Стратегия, в которой ликвидность и прибыль уравновешены.

При выборе той или иной стратегии управления собственным капиталом поведение банка на рынке и соответствующие управленческие мероприятия будут различными. Так, при выборе первой стратегии основной задачей управления собственным капиталом банка – насколько возможно снизить коэффициент иммобилизации, обеспечивать капитал на минимально возможном для покрытия риска уровне, причем риск иногда осознанно занижается, так как при данной стратегии ликвидностью в некоторых моментах можно пренебречь ради прибыли. Основной упор в оценке банковской деятельности делается на показатели рентабельности. В целях наращивания прибыли без формирования дополнительных резервов под рисковые операции, часть активов переводится за баланс банка. Особое внимание уделяется направлениям использования прибыли. Дивидендная политика направлена на поддержание высокой курсовой стоимости акций. Наращивание капитала за счет внешних источников не приветствуется, а если и проводится, то умеренными темпами и по самому малозатратному пути. Основным достоинством модели является высокая рентабельность капитала, высокая норма прибыли, высокие дивиденды. Недостаток – высокие требования к квалификации всех банковских специалистов, а особенно менеджеров, управляющих капиталом, высокий риск потери ликвидности.


Прежде чем разрабатывать мероприятия по управлению собственным капиталом банка, необходимо не только определить, какие факторы оказывают влияние на собственный капитал банка и на процесс управления им, но и определить степень важности данных факторов для банка в данный момент управления.


2.3 Разработка рекомендаций по улучшению состава, динамики и структуры капитала в ПАО «Сбербанк»
ПАО «Сбербанк» продолжает совершенствовать кредитные процессы и контроль над рисками, готовясь к внедрению принципов «Базеля II», запуску общенациональной системы по обнаружению кредитных мошенников и работе с коллекторскими компаниями.

В 2021 году в ПАО «Сбербанк» стартовал крупный проект по подготовке банка и банковской группы в целом к внедрению принципов «Базеля II». Это самый масштабный проект в области управления рисками в ПАО «Сбербанк».

Например, не так давно в банке появились стресс-тесты портфелей, статистически основанные на встроенных показателях — рейтингах, показателях вероятности дефолта, LGD и прочих других профессиональных штуках, которые отражают реальный риск или клиента, или сделки, или позволяют определять вероятные потери. Этот базис есть пока только в ПАО «Сбербанке», его нет еще в дочерних банках, и их еще предстоит интегрировать. Кроме того, банк планирует расширять функциональность управления рисками и использовать подходы «Базеля II», которые сводятся к построению управляющих функций именно в части моделирования портфеля, его стратегического планирования, выстраиванию понимания уровня риска и систем управления рисками на интегральном уровне с учетом влияния всех участников группы ПАО «Сбербанка» на рисковый профиль.

В декабре 2021 года ПАО «Сбербанк» объявил о внедрении автоматизированной системы Hunter, которая сможет обнаружить недобросовестного заемщика еще до принятия решения о выдаче ему кредита. Рассмотрим насколько эффективной может показать себя эта система применительно к масштабам Сбербанка.

Hunter — одна из лучших систем, которая позволяет по любому из параметров искать совпадения с параметрами предыдущих клиентов и прочие другие «нелогичности». Все зависит от правил, которые в нее загружены, ведь по сути эта система — лишь инструмент. Главное здесь — интеллект аналитика, который разрабатывает эти правила и грамотно их выстраивает.

На период первого полугодия текущего года банк не ставил себе целью внедрение таких правил, которые сразу жестко давали бы отказ по клиенту. Ну, за исключением совсем явных событий, когда, например, Hunter выявляет, что паспорт клиента принадлежит, допустим, другому лицу. Понятно, что такие вещи сразу включаются в «стоп». Остальные совпадения используем для того, чтобы построить процесс проверки. Ведь Hunter
помогает определить, что именно надо проверить у конкретного заемщика, а не просто предлагает позвонить ему на работу и уточнить, сколько он зарабатывает.

Ранее банки составляли международную отчетность по стандартам МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Основное отличие МСФО 9 от МСФО 39 — в оценке убытков: если по МСФО 39 оцениваются только уже понесенные убытки, то по МСФО 9 необходимо будет оценивать и ожидаемые в будущем убытки, как минимум за следующие 12 месяцев. На практике это означает необходимость учета не просто самой актуальной информации, но и прогнозных значений с оглядкой на макроэкономическую ситуацию, говорит директор практики по оказанию услуг компаниям финансового сектора PwC в России Николай Белов. По МСФО 9 необходимо оценивать вероятность наступления дефолта даже для добросовестного на текущий момент заемщика, сумму возможных убытков и создавать под эти убытки резерв.

Как новый стандарт повлияет на капитал, первыми оценили три крупнейших российских банка — Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Переход на МСФО 9 снизит капитал Сбербанка на 90,9 млрд руб., говорится в консолидированной отчетности банка за 2017 год. «В целом, по нашим оценкам, использование девятого стандарта снизит достаточность капитала примерно на 25 б.п.», — заявили в банке. По итогам 2021 года коэффициент достаточности капитала первого уровня Сбербанка составил 11,4%, а с учетом перехода на МСФО 9 этот показатель снизится до 11,2%.

С учетом того что Сбербанк получил разрешение ЦБ на применение внутренних рейтингов для самостоятельной оценки кредитных рисков, давление на капитал от внедрения МСФО 9 будет незначительным.

Снижение капитала – причина, по которой из банка могут уйти некоторые крупные клиенты. «Если клиенты в качестве критерия работы с банком учитывают абсолютную величину капитала, то они могут прекратить дальнейшее сотрудничество.

ПАО «Сбербанк» может переориентироваться на краткосрочные кредиты. В целях оптимизации нагрузки на капитал ПАО «Сбербанк» может сосредоточиться на более коротких кредитах, которые потребуют меньших резервов. Что касается ПАО «Сбербанк», то работа с юридическими лицами занимает значительное место в банке. В общей структуре прибыли банка доходы от работы с юридическими лицами составляют 50%. Департамент рисков ПАО «Сбербанка» с начала этого года закончил внедрение нового кредитного процесса в трех крупнейших территориальных банках и приступили к обучению персонала в четырех других. В целом до конца текущего года планируется внедрить новый кредитный процесс как минимум во всех крупнейших территориальных банках. Параллельно с этим разрабатывался кредитный процесс для клиентов малого бизнеса, был представлен новый кредит «Доверие».