Файл: Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как я сегодня буду воспитывать ребенка.

110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сама (сам) взялась (лся) за нашего ребенка.
Обработка результатов
I 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100

II 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101

III 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102

IV 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103

V 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104

VI 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105

VII 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106

VIII 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107

IX 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108

X 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109

XI 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110
Подсчитайте, сколько обведенных цифр в каждой отмеченной римской цифрой строке. Шифр строки, в которой их оказалось больше всего, сообщит Вам о том типе воспитания, который Вы применяете к своему ребенку наиболее часто. А если их несколько и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных, так называемых «синергетических», то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).

Римские цифры обозначают следующий тип воспитания:

I — «кумир семьи»

II — гиперопека

III — гипоопекач

IV — безнадзорность

V — «Золушка»

VI — «ежовые рукавицы»

VII — повышенная моральная ответственность

VIII — «культ болезни»

IX — «кронпринц»

X — противоречивое воспитание

XI — смена образцов воспитания
Типы воспитания:

1. "Кумир семьи": потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

2. Гиперопека: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

3. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением. Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

4. Безнадзорность: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.

5. "Золушка": игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.


6. "Ежовые рукавицы": неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения.

7. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

8. "Культ болезни": повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их, в других случаях - мелочно опекать его.В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

9. "Кронцпринц". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — одаривая и задаривая малыша.

10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка" идти у него на поводу. Характерное проявление данного типа воспитания - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.


11. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился.
4. 3. Самодиагностика типового семейного воспитаний
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны — зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.


  1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

  2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

  3. Я многое не успеваю сделать.

  4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

  5. Часто, я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

  6. Дома мне часто приходится нервничать.

  7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

  8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

  9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

  10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

  11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.

  12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

  13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

  14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

  15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

  16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

  17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

  18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

  19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

  20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

  21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ


Номера вопросов

Сумма баллов

Шкалы

Д/з

1 4 7 10 13 16 19




В

5

2 5 8 11 14 17 20




Т

5

3 6 9 12 15 18 21




Н

6

Сумма




С

14



Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.

4. 4. Самодиагностика родительского отношения к детям

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.


  1. Я всегда сочувствую моему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

  6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.

  7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.

  8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  9. Я разделяю увлечения моего ребенка.

  10. За строгое воспитание дети потом благодарят.

  11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.

  12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  13. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО _______________________________________________________________________

Образование ____________________ специальность _____________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Сумма ответов «верно» -

Процентный балл -


Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гиперсоциализации», который коррелирует с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу