Файл: Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как я сегодня буду воспитывать ребенка.
110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сама (сам) взялась (лся) за нашего ребенка.
Обработка результатов
I 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100
II 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101
III 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102
IV 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103
V 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104
VI 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105
VII 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106
VIII 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107
IX 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108
X 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109
XI 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110
Подсчитайте, сколько обведенных цифр в каждой отмеченной римской цифрой строке. Шифр строки, в которой их оказалось больше всего, сообщит Вам о том типе воспитания, который Вы применяете к своему ребенку наиболее часто. А если их несколько и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных, так называемых «синергетических», то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).
Римские цифры обозначают следующий тип воспитания:
I — «кумир семьи»
II — гиперопека
III — гипоопекач
IV — безнадзорность
V — «Золушка»
VI — «ежовые рукавицы»
VII — повышенная моральная ответственность
VIII — «культ болезни»
IX — «кронпринц»
X — противоречивое воспитание
XI — смена образцов воспитания
Типы воспитания:
1. "Кумир семьи": потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
2. Гиперопека: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
3. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением. Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.
4. Безнадзорность: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.
5. "Золушка": игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.
6. "Ежовые рукавицы": неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения.
7. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
8. "Культ болезни": повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их, в других случаях - мелочно опекать его.В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.
9. "Кронцпринц". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — одаривая и задаривая малыша.
10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка" идти у него на поводу. Характерное проявление данного типа воспитания - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
11. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился.
4. 3. Самодиагностика типового семейного воспитаний
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны — зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.
4. 4. Самодиагностика родительского отношения к детям
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО _______________________________________________________________________
Образование ____________________ специальность _____________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма ответов «верно» -
Процентный балл -
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гиперсоциализации», который коррелирует с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу
110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сама (сам) взялась (лся) за нашего ребенка.
Обработка результатов
I 1 12 23 34 45 56 67 78 89 100
II 2 13 24 35 46 57 68 79 90 101
III 3 14 25 36 47 58 69 80 91 102
IV 4 15 26 37 48 59 70 81 92 103
V 5 16 27 38 49 60 71 82 93 104
VI 6 17 28 39 50 61 72 83 94 105
VII 7 18 29 40 51 62 73 84 95 106
VIII 8 19 30 41 52 63 74 85 96 107
IX 9 20 31 42 53 64 75 86 97 108
X 10 21 32 43 54 65 76 87 98 109
XI 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110
Подсчитайте, сколько обведенных цифр в каждой отмеченной римской цифрой строке. Шифр строки, в которой их оказалось больше всего, сообщит Вам о том типе воспитания, который Вы применяете к своему ребенку наиболее часто. А если их несколько и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных, так называемых «синергетических», то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).
Римские цифры обозначают следующий тип воспитания:
I — «кумир семьи»
II — гиперопека
III — гипоопекач
IV — безнадзорность
V — «Золушка»
VI — «ежовые рукавицы»
VII — повышенная моральная ответственность
VIII — «культ болезни»
IX — «кронпринц»
X — противоречивое воспитание
XI — смена образцов воспитания
Типы воспитания:
1. "Кумир семьи": потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
2. Гиперопека: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
3. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением. Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.
4. Безнадзорность: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.
5. "Золушка": игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.
6. "Ежовые рукавицы": неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения.
7. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
8. "Культ болезни": повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их, в других случаях - мелочно опекать его.В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.
9. "Кронцпринц". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — одаривая и задаривая малыша.
10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка" идти у него на поводу. Характерное проявление данного типа воспитания - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
11. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился.
4. 3. Самодиагностика типового семейного воспитаний
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны — зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
-
Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной. -
Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так. -
Я многое не успеваю сделать. -
Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье. -
Часто, я чувствую себя беспомощным (беспомощной). -
Дома мне часто приходится нервничать. -
Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой). -
Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой). -
Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю. -
Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи. -
Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие. -
Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать. -
Нередко чувствую себя лишним (лишней). -
Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки. -
Дома мне постоянно приходится сдерживаться. -
Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил. -
Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое. -
Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться. -
Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми. -
Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо. -
Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Номера вопросов | Сумма баллов | Шкалы | Д/з |
1 4 7 10 13 16 19 | | В | 5 |
2 5 8 11 14 17 20 | | Т | 5 |
3 6 9 12 15 18 21 | | Н | 6 |
Сумма | | С | 14 |
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.
4. 4. Самодиагностика родительского отношения к детям
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
-
Я всегда сочувствую моему ребенку. -
Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. -
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. -
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. -
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым. -
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него. -
Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка. -
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. -
Я разделяю увлечения моего ребенка. -
За строгое воспитание дети потом благодарят. -
Я тщательно слежу за здоровьем ребенка. -
Ребенок не должен иметь секретов от родителей. -
Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО _______________________________________________________________________
Образование ____________________ специальность _____________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Сумма ответов «верно» -
Процентный балл -
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гиперсоциализации», который коррелирует с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу