Файл: Ответы на вопросы к госам по тгип для всех вузов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;
4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;
5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;
6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.


27. Правовой статус личности: понятие, виды, структура

Правовой статус - система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, гос-вом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) правовые нормы;
б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;
в) основные права, свободы и обязанности;
г) законные интересы;
д) гражданство;
е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы;
з) правоотношения.
В зависимости от перечисленных критериев различают:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус.
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина гос-тва, члена общества. Определяется он, прежде всего Основным законом (Конституцией) гос-тва и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.
Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).
Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.


28. Гарантии прав и свобод личности

Гарантии прав и свобод – это защита прав и сво­бод человека и гражданина принуди­тельной силой государства.
Виды гарантий:
1) на социально-экономические;
2) политические;
3) юридические.
Социально-экономические гарантии - благоприятные условия жиз­ни людей, способствующие пользованию правами и свободами:
Виды: Стабильная и эффективная работа промышленности, сельского хозяйства, устойчивая финансовая и денежная система, твердый курс рубля, своевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан
Политические гарантии - развитость и способность политических институтов защищать интересы человека и гражданина.
Приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственная власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ.
Юридические гарантии - правовые средства, обеспечивающие осу­ществление и охрану прав и свобод:
Механизм международной защиты, режим законности в стране; наличие эффективных правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих органов; высокая квалификация судей; высокий уровень юридической грамотности граждан.
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрез­вычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека.
Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в случаях:
- защиты: основ конституционного строя; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц;
- обеспечения: обороны страны; государственной безопасности.

Типичные формы ограничения прав и свобод:
Особый режим въезда в РФ и выезда из нее; ограничение свободы передвижения внутри страны; запрещение уличных шествий и демонстраций; ограничение свободы печати; введение комендантского часа; нарушение неприкосновенности жилища; аудиовизуальная слежка; прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспон­денции; досмотр транспортных средств; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; содержание под стражей.


29. Понятие и структура правосознания. Понятие, основные черты и функции правовой культуры.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Структура правосознания
- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
- Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Структура правосознания:
Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.
Правовая культура - обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка.

В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры:
- познавательно-преобразовательную;
- праворегулятивную;
- ценностно-нормативную;
- правосоциализаторскую;
- коммуникативную;
- прогностическую.


30. Законность: понятие, принципы. Правопорядок и законность

Законность - это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами). Для более полного понимания законности необхо­димо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.
Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к зако­нам относится и Конституция как основной закон (даже если это не указано в ней), имеющая высшую юридическую силу пе­ред другими законами. Поэтому только закон может устанавли­вать юридическую силу других актов, а также самих законовдруг перед другом. Принцип верховенства законов не исключает существование законов различной юридической силы, которая определяется самими законами.
Верховенство закона означает и необходимость его принятия законодательным (представительным) органом государства или референдумом (всенародным голосованием). Оно выражается в том, что ключевые общественные отношения должны регулиро­ваться только законами, принимаемыми в сложной процедуре, обеспечивающей его тщательную подготовку. Тем самым обес­печивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежная юридическая защищенность.
Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей террито­рии государства при осуществлении любой деятельности и в от­ношении любого лица: бедного или богатого, работающего на начальственной должности, подчиненного или безработного, атеиста или верующего и т. д. Это не исключает особенностей действия законов, которые установлены в них самих.
Общественная польза. Данный принцип означает, что долж­ны приниматься тольк о те зак оны, которые продиктованы потреб­ностями развития общества, а не корыстными и иными субъектив­ными представлениями отдельных государственных деятелей.
Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона или принятия новых законов от изменения и появления новых обще­ственных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений (например, возложение обязанности платить за коммунальные услуги в размере, превы­шающем размер пенсии). Его соблюдение становится особенно актуальным в обществах переходного периода, когда появляется соблазн отступить от требований закона «в духе времени», «в ин­тересах дела», «для сохранения курса реформ» и по другим по­добным соображениям «нецелесообразности» соблюдения закона. Однако любая целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся про­тиворечие законности и целесообразности может быть преодоле­но применением аналогии закона или аналогии права. Но для это­го требуется высокая юридическая квалификация.

Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юриди­ческой ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение. Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.
С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Практически правопорядок - это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого принимаются законы и иные нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства.
Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем слабее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.
Правопорядок нельзя понимать в отрыве от объективных условий существования государства и общественной практики. Его социально-правовая ценность определяется влиянием на положение подавляющего большинства населения. Конкретное же содержание правопорядка зависит от многих факторов: исторических условий, экономической ситуации в стране, правовой культуры населения, политического режима и др.