Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
75
Рис. 2. Дифракционная картина.
Используя программу ImajeJ восстановлен профиль интенсивности
(Рис. 3), на котором отчѐтливо видны вышеупомянутые осцилляции.
Некоторая неразрешенность осцилляций связана с действием аппаратурной функции, в некоторой степени «смазывающей» или усредняющей профиль интенсивности.
Рис. 3. Профиль интенсивностей WS
2
на нулевой слоевой линии.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
76
В литературном источнике, приведѐнном в теоретической части [1, 3-4] приведены общие формулы, но они не специализированы именно для анализа осцилляций. Поэтому преобразуем исходную формулу к виду, необходимому для решения нашей задачи.


















1 1
0 4
2 2
cos
M
m
R
Rdm
m


























4 2
1 2
cos sin
1 0
2





R
Rd
M
M
Rd






























4 2
cos
4 2
2
cos
1 0
0







R
R
MRd
M


Rd

2
sin
1






























4 2
sin
1 2
sin
4 2
cos
1 2
cos
0 0








R
Rd
M
M
R
Rd
M
M

 


 




















4 2
sin
2
sin
1 4
2
cos
2
cos
1 0
0








R
MRd
M
R
MRd
M












4 2
cos
0



R
вблизи главных максимумов, используя те же приближения:





 
















1 2
cos
1 1
2
cos
4 2
cos sin
1 0
2
MRd
M
Rd
M
M
R
Rd





























1 2
cos sin
1 2
sin
2 4
2
cos sin
1 0
2
MRd
Rd
Rd
M
M
R
Rd



























4 2
cos sin sin sin
1 2
sin
2 0
2 2







R
Rd
MRd
Rd
Rd
M
M
На рисунке 1b показан продольный сросток двух нанотрубок с одинаковыми внутренними и различными внешними радиусами. В этом случае амплитуда A
00
выглядит как:
 








 

 














1 0
1 0
1 0
0 1
0 1
0 1
0 0
00 1
2 1
2
M
m
N
n
p
v
m
M
m
N
n
p
v
m
m
m
R
J
R
J
R
A



















1 0
0 1
0 0
2 2
M
m
m
m
M
m
m
m
R
J
p
N
R
J
p
N




 













4 2
cos sin sin
1 0
1 0





R
Rd
Rd
M
Np
l
M
 
















4 2
cos sin sin
1 0
1 0





R
Rd
Rd
M
p
N
l
M
 


 






















4 2
cos sin sin
1
sin sin
1 0
1 1
0







R
Rd
Rd
M
N
Rd
Rd
M
N
p
l
M
l
M
, где множитель, связанный с внутритрубочной интерференцией, общий для обоих слагаемых. Прочие множители имеют главный максимум в точках


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
77
R
l
и образуют сумму колебаний с различной частотой, фазы которых совпадают в этих точках.
Путем подбора варьируемых параметров (
????
0 B
M) и многократного моделирования был получен модельный профиль осцилляций WS
2
. На рис. 4 приведена зависимость интенсивности осцилляций I(R) = A
00
2
, подсчитанная в программе, написанной на языке
Python
Рис. 4.Базальные рефлексы WS
2
в выбранной области, при
????
0
= 15, M
= 10.
Соответствие полученного графика экспериментальному приведено на рис. 5:
Рис. 5. Сравнение экспериментальной дифракционной картины WS
2
с математической моделью.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
78
Здесь мы отчѐтливо видим совпадение пиков осцилляций на вершинах, из чего можем сделать вывод, что параметры
????
0
= 15, M = 10 выбраны верно.
Соответственно, был определѐн диаметр нанотрубки WS
2
(рис. 2)
Ø
= 30 нм .
Диаметр нанотрубки является одним из самых важных еѐ параметров, поскольку он сильнее всего влияет на ширину запрещѐнной зоны наноструктуры, а, значит, именно он главным образом определяет еѐ проводимость.
Подгонкой я определила не только начальный диаметр экспериментальной НТ, но и еѐ толщину стенки D (а именно еѐ когерентной части).
D = d * M
где d – толщина слоя, M – число слоѐв (определено расчѐтным путѐм).
D = 0,619 нм * 10 = 6,19 нм
Так как у НТ может быть какой-то отделившийся слой и человек просто глядя в микроскоп определит толщину стенки неверно, а на самом деле это значение будет меньше. А такая ошибка фатальна, поскольку от толщины стенки зависит очень много параметров НТ. Подгонка значений
????
0
(внутренний радиус) изменяет положение максимумов в центре, а осцилляции на крыльях зависят от М (толщины стенки). Как видите, мы можем определять раздельно эти два важных параметра. Оба параметра весьма существенны: первый (внутренний радиус) – очень сильно влияет на ширину запрещенной зоны, а второй (толщина стенки) влияет на характер электронного спектра – на правила отбора.
С использованием полученного значения диаметра нанотрубки WS
2
Ø
=
30 нм , были построены графики зависимости I(R) = A
00 2
от R для случаев внутреннего и внешнего «сростков». Сравнение максимумов осцилляций для случаев нанотрубки без «сростка» и 2 вариантов местонахождения дефекта типа «сросток» приведено на рис. 6.
Рис. 6. Сравнение дифракционных картин: нанотрубки без сростков
(красный), нанотрубки с внутренним сростком (зелѐный) и нанотрубки с внешним сростком (синий).


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
79
Из полученных графиков мы можем сделать следующие выводы:
1.
Нанотрубка без сростков (рис. 6, красный) имеет 2 ярких пика в центре тяжести дифракционной картины. На равном расстоянии от центров максимумов мы можем наблюдать осцилляции на крыльях, значительно меньшей высоты.
2.
Нанотрубка с внутренним сростком (рис. 6, зелѐный) имеет смещение максимумов осцилляций на крылья, в центре же заметно проседает. Это объясняется тем, что внутренний радиус за счѐт «сростка» стал меньше, при неизменном внешнем диаметре.
3.
Нанотрубка с внешним сростком (рис. 6, синий) отличается наличием единственного максимума осцилляции, смещенного примерно на уровень местонахождения правого максимума исходной дифракционной картины (рис. 6, красный). Причиной этого является то, что внешний диаметр нанотрубки увеличился, в то время как внутренний диаметр остался прежним.
Мы отчѐтливо видим изменения осцилляций на вершинах и на крыльях, следовательно, пользуясь данным методом мы можем определять наличие этого вида дефекта, а именно, что такую нанотрубку брать не надо, и отбраковывать еѐ при выборке, оставляя только годные для применения в элементах наноэлектроники структуры. Возможно, впоследствии у НТ со сростками откроются какие-то свойства, необходимые для производства инновационной техники, в этом случае их этим же самым способом, они могут быть отобраны для дальнейшего использования. Главным же здесь является то, что методом исследования дифракционной картины мы можем их выделить из общей массы НТ.
Формулируя вывод из вышеперечисленного, можно сказать, что обнаружить годную – «безсростковую» нанотрубку можно, выявив на еѐ дифракционной картине 2 ярких пика в центре и заметно меньшие осцилляции на крыльях.
Список литературы
1.
Whittaker, E. A Classification of Cylindrical Lattices / E. Whittaker //
Acta Crystallographica. - 1955. - Vol. 8, № 9. -P. 827–832.
2.
Khalitov, Z. Structure of ordered coaxial and scroll nanotubes: general approach / Z. Khalitov, A. Khadiev, D. Valeeva, D. Pashin // Acta
Crystallographica Section A: Foundations and Advances. – 2016. – Vol. 72, Issue
1. – P. 36-49.
3.
Khalitov, Z. Quantitative theory of diffraction by ordered coaxial nanotubes: reciprocal-lattice and diffraction pattern indexing / Z. Khalitov, A.
Khadiev, D. Valeeva, D. Pashin // Acta Crystallographica Section A: Foundation and Advances. – 2016. – Vol. 72, Issue 6. – P. 684-695.
4.
Khalitov, Z. Electron diffraction patterns from scroll nanotubes: interpretation peculiarities / Z. Khalitov, A. Khadiev, D. Valeeva, D. Pashin // Acta

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
80
Crystallographica Section A: Foundations and Advances. – 2015. – Vol. 48, Issue
1. – P. 29-36.
© В.А. Воронина, Д.И. Кузнецов, 2022
УДК 80
ПОНЯТИЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ЕЁ
СОДЕРЖАНИЕ
Гайдан А. В.
Студент
ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ
Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие
«лингвистическая компетенция» как компонент, входящий в методику обучения русскому языку.
Ключевые слова: лингвистическая компетенция, методика, обучение русскому языку, компетенция, родной язык.
В методике обучения русскому языку под компетенцией подразумевается способность обучающегося применять полученные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач.
В словаре Федеральных государственных образовательных стандартов разграничиваются термины «компетенция» и «компетентность». Так, под компетенцией подразумевается «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы», а под компетентностью — «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности».
В методике преподавания русского языка выделяют следующие ключевые компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая. Интерпретация данных компетенций, понимание их сущности и структуры отнюдь не однозначны в современной методике обучения русскому языку.
Понятие «Лингвистическая компетенция» рассматривается в методике обучения русскому языку неопределенно. В отдельных случаях данный тер- мин применяется как синоним понятию «языковая компетенция», тем не менее, в обучении русскому языку как родному следует разграничивать данные понятия. Остановимся подробнее на интересующей нас компетенции.
В 60-х годах прошлого века в научной сфере американским лингвистом
Н. М. Хомским было утвержден термин «лингвистическая компетенция». Он совершил одну из первых попыток формулировки выражения «владеть


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
81 языком». Н. М. Хомский оценивал данную компетенцию как абсолютное знание о родном языке, которое дает возможность «говорящему- слушающему» оценивать правильность и осмысленность каких-либо утверждений.
Между тем, и отечественные педагоги ХIХ века не стояли на месте и предпринимали попытки осмысления лингвистической компетенции задолго до Н. М. Хомского, так как осознавали большую значимость этого течения в курсе русского языка. Так, известный русский лингвист А. С. Будилович утверждал: «Положим, что цель грамотного правописания вполне достигается гимназическим курсом русского языка: достаточно ли этого для среднего учебного заведения, особенно же классического, т. е. сосредоточенного на языковедении? Ужели за этой элементарною целью гимназическое преподавание отечественного языка не может и не должно преследовать никаких высших задач, исторического понятия о его жизни, прошедших судьбах, направлении развития, диалектических разветвлениях, отношениях к языкам родственным и т. п.».
В наши дни понятие лингвистической компетенции представляется учеными-лингвистами по-разному. В современном лингвистическом словаре термин «лингвистическая компетенция» трактуется как «совокупность речевых умений (четыре вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические и грамматические навыки)» [1].
Ученый В. Д. Янченко описывает лингвистическую компетенцию как
«знания учащихся о самой науке «Русский язык», о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка» [2].
Другие ученые - Е. А. Быстрова и С. И. Львова отдают приоритет лингвистической компетенции в обучении русскому языку. Они аргументируют свою точку зрения тем, что данная компетенция обеспечивает «познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, в конечном счете, формирование современного мышления».
Также Е.А. Быстрова считает, что внедрение в методику обучения русскому языку понятия лингвистической компетенции обеспечит более точные задачи для создания определения уровня подготовки обучающихся по русскому языку, в конечном счете, значительно изменит всю систему контроля, учѐта и оценки этого уровня.
Профессор Е. Д. Божович выделяет следующие теоретические предпосылки определения структуры и содержания лингвистической компетенции, в которой является понимание обучающегося:
- как субъекта обучения, который обладает способностью и готовностью к самостоятельной учебной деятельности;


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
82
- как языковой личности, которая обладает способностью и готовностью на вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом уровнях [3].
Лингвистическая компетенция основывается на результате усвоения речевого опыта учащимися. Данная компетенция содержит знание основных положений учения о русском языке. Также она подразумевает овладение системой лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. В первую очередь, к ним относятся:
- опознавательные умения: обучающиеся должны уметь идентифицировать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т. д., в том числе различать между собой эти явления;
- классификационные умения: обучающиеся должны уметь разделять лингвистические явления на группы;
- аналитические умения: обучающиеся должны уметь выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разборы.
По мнению Е.О. Ивановой, структура компонентов лингвистической компетенции состоит из следующих частей:
1) мотивационно-ценностный компонент – данный компонент отличается ценностным подходом обучающихся:
- к умению сознательно и грамотно пользоваться языком в собственной речи;
- к владению лингвистической компетенцией как основой для самоконтроля при употреблении языка в собственной устной и письменной речи.
2) когнитивный компонент – данный компонент основывается на усвоении необходимых знаний, а именно:
- знаний о языке, его устройстве и функционировании;
- знаний о нормах русского литературного языка;
- знаний о лингвистике как науке;
- знаний как правильно и грамотно строить речь;
- способности к компетентному анализу и оценке языковых явлений и фактов.
3) деятельностный компонент – данный компонент характеризуется реализацией деятельности по обработке принимаемой информации и точной еѐ передаче на основе освоения нужных знаний о языке, его устройстве и функционировании.
4) рефлексивно-оценочный компонент – данный компонент подразумевает способность обучающихся к систематическому анализу принимаемой и передаваемой информации, самоконтролю и адекватной самооценке личностных качеств, результатов учебной деятельности, уровня учебной подготовки по соблюдению языковых норм, а также умению вовремя самостоятельно выявить и ликвидировать допущенную ошибку.