Файл: Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения

(На примере ООО «О'КЕЙ»)

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Теоретические основы эффективности производства предприятия 6

1.1.Общие сведения об эффективности производства 6

1.2.Факторы, влияющие на эффективность производства 9

1.3.Показатели эффективности деятельности предприятия 14

Глава 2. 19

Глава 3. 20

Заключение 21

Список источников 22


Введение


Повышение эффективности производства – важная и основная задача любого предприятия. На нее влияет ряд факторов, которые и нуждаются в тщательной проверке и разборе. Вопрос о том, ценой каких затрат и ресурсов можно добиться максимальной производительности всегда заставлял компании вникать в каждый пункт, выявляя ошибки, что могут быть допущены.

Следует понимать, что для максимальных экономических результатов, предприятию необходимо уделять особое внимание ресурсам и затратам, минимизировать их при максимальной производительности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что каждая как человеческая деятельность, так и деятельность компании всегда направлена на результат. Максимальный результат при минимально приложенных усилиях. При ограниченных ресурсах и временных затратах, любая компания должна получать пользу в полном объёме. Вот почему всегда необходимо понимать, устраивает ли данная производительность или где-то допущена ошибка, которую следует исправить.

Для любой компании должны быть актуальны следующие вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Какими должны быть затраты на данное производство?». Отвечая на эти и другие вопросы, организация должна будь уверена, что все работает на её дальнейшую перспективу.

Эффективность производства каждой компании оказывает внимания на ряд социальных и экономических задач: экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, повышение условий труда и отдыха. Финансовые результаты компании показывают рациональное планирование доходов и расходов, а значит, ведут либо к подъему компании и удержанию её на рынке, либо к её краху и разорению.

Цель выпускной квалификационной работы – оценка эффективности производства на предприятии ООО «О'КЕЙ» и разработка рекомендации по повышению эффективности работы.


Объект исследования - одна из крупнейших российских розничных сетей ООО «О'КЕЙ».

Предмет исследования – особенности эффективности производства и пути её совершенствования.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- Изучить методическую и научно-практическую литературу по оценке эффективности производства на предприятии и путях её повышения;

- Выявить и обоснования основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «О’КЕЙ»;

- Провести анализ эффективности деятельности предприятия ООО «О’КЕЙ»;

- Разработать методические рекомендации по повышению экономической эффективности производства предприятия ООО «О’КЕЙ».

Новизна.

В данной работе представлены методические рекомендации практического характера, позволяющие повысить экономическую эффективности производства предприятия ООО «О’КЕЙ». Благодаря им предприятие может повысить свою производительность, добившись максимальных показателей при минимально использованных ресурсах.

Теоретическая значимость исследования:

- Проанализирован, изучен и обобщен дидактический опыт методического и инструктивного характера, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Использовалась информация оперативного, статистического и бухгалтерского отчета предприятия ООО «О’КЕЙ» за 2020 и 2021 года.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- Предложены методические рекомендации практического характера, по повышению экономической эффективности производства предприятия ООО «О’КЕЙ». Данные рекомендации могут представлять теоретическую и практическую ценность для руководителей, работающих над повышением эффективности предприятия.

Глава 1. Теоретические основы эффективности производства предприятия



    1. Общие сведения об эффективности производства


Для современной экономической теории и мировой практики хозяйствования важным результатом в оценивании функционирования экономики страны являются результаты эффективности общественного производства.


Эффективность производства характеризует отдача и результативность производства. Она свидетельствует не о темпах прироста объемов производства, а о том, какой ценой, какими затратами ресурсов достигается этот прирост. Она свидетельствует о качестве экономического роста.

В экономической теории и практики подчеркиваются два вида эффективности производства:

  1. Экономическая эффективность, представляющая достижение производством наивысших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда или снижение совокупных затрат на единицу продукции.

  2. Социальная эффективность, являющаяся степенью соответствия результатов производства социальным нуждам общества и интересу отдельного человека.

По мнению Пола Энтони Самуэльсона и Уильяма Нордхауса, эффективность производства - это получение максимальных выгод от ресурсов, которые есть в распоряжении. При этом выгоды и затраты надо постоянно просчитывать, чтобы убеждаться в рациональности своих действий, в том, что выгоды максимальны, а затраты минимальны. [Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997. — 800 с.: ил.]

Эффективность производства представляет собой характеристику, позволяющую определить насколько производство эффективно с точки зрения отношения создаваемого продукта к затратам на его создание и на его необходимость общественным нуждам. Она является основной категорией рыночной экономики, связанной с достижением конечной цели как в общественном развитии производства в целом, так и каждого предприятия по отдельности.

Показателями экономической эффективности производства являются:

  • Производительность труда - дееспособность труда. На микроуровне определяется, как отношение объема произведенной продукции к количеству рабочих, занятых в ее производстве, или к количеству отработанных человеко-часов за определенный промежуток времени. На макроуровне определяется, как отношение валового внутреннего продукта или чистого национального дохода к средней численности работников, занятых в его создании.

  • Трудоемкость - показатель, определяющий стоимость затраченного живого труда на производство единицы продукции.

  • Капиталоотдача - показатель, характеризующий эффективность использования основного капитала. Рассчитывает, как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости основного капитала.

  • Капиталоемкость - показатель, который фиксирует стоимость затрат основного капитала на единицу произведенной продукции.

  • Материалоотдача - показатель, определяющий эффективность использования предметов труда. Рассчитывается, как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости израсходованных материальных ресурсов.

  • Материалоемкость - показатель, который характеризует стоимость материальных ресурсов, израсходованных на единицу произведенной продукции.

  • Энергоемкость – показатель, определяющий затраты энергетических ресурсов на единицу произведенной продукции.

  • Эколого-эффективность - показатель, который позволяет определить эффективность природопользования хозяйствующим субъектом. Рентабельным может считаться лишь такое производство, у которого эколого-экономический эффект будет положительной величиной.


Данные показатели экономической эффективности производства указывают отдельные характеристики результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Для определения его эффективности в целом, используется связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и полученным количеством продукции. Большее количество продукции, полученной при определенном объеме затрат, свидетельствует о повышении эффективности.

Показателями социальной эффективности производства являются:

  • Уровень жизни населения - это состояние обеспеченности людей материальными и духовными благами определенной страны в конкретно-исторический период. Данный показатель определяется уровнем фактического потребления материальных и духовных благ на душу населения, на одну семью, а также его соответствием национальному социальному стандарту - прожиточному минимуму.

  • Качество жизни населения – существует в развитых странах и формируется на основе так называемых индексов развития человека (ИРЧ).

  • Доля фонда потребления на ВНД.

  • Размер ВВП и ВНД на душ населения.

Экономическая эффективность является материальной основой решения социальных проблем. В свою очередь, социальное развитие общества существенно влияет на повышение эффективности общественного производства. Два данных вида эффективности нераздельны и тесно связаны между собой. Так, для получения максимальной выгоды человеческому обществу необходимо стремиться поднять их на соответствующий уровень.
    1. Факторы, влияющие на эффективность производства



Эффективность, как экономическая категория, характеризуется обширным перечнем показателей. Обобщающие показатели эффективности формируются под влиянием ряда факторов, постоянно действующих на результирующие показатели и учитываемых посредством показателей коммерческой деятельности.

Факторы влияющие на эффективность деятельности предприятия можно разделить на:

  • Народнохозяйственные - общие социально-экономические тенденции развития народного хозяйства, НТП, инвестиционная политика.

  • Отраслевые - конъюнктура отраслевого рынка, общие и структурные характеристики отрасли в структуре народного хозяйства

  • Территориальные- географическое местоположение, природно-климатические условия, потенциал рынка и инвестиционный рынок

  • Экстенсивные - рост объема используемых материалов, сырья, электроэнергии, топлива, трудовых ресурсов

  • Интенсивные - рост производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи, капиталоотдачи и снижение капиталоемкости, фондоемкости, трудоемкости

  • Общие- характер производства и его отраслевые особенности, состояние материально-технической базы

  • Структурноорганизационные - организационная структура снабжения, сбыта, производства, управления и производственно-экономических связей

  • Особые - факторы неопределенности и риска

  • Специфические - соотношение между формами организации управления, степень соответствия структуры аппарата управления, соотношение между формами управления и методами управления, уровень механизации и автоматизации управленческих работ, уровень квалификации работников и эффективность их труда.


Факторы в экономическом анализе, влияющие на повышение эффективности деятельности, могут классифицироваться по различным признакам. Существует классификация факторов по ряду критериев, в результате которых выделяются:

  • частные - определяются в зависимости от рассматриваемого показателя.

  • общие - оказывают влияние на блоки экономических показателей деятельности.

Выделяются факторы:

  1. Внутренние факторы, или контролируемые предприятием (они, в свою очередь, подразделяются на основные и неосновные).

  • Внутренними основными называются факторы, теоретически определяющие результаты работы предприятия.

  • Внутренние неосновные факторы хотя и влияют на обобщающие показатели, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя, например, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины.

  1. Внешние факторы, мало контролируемые или вообще неконтролируемые. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия.

Схематически указанные факторы отражены на рисунке 1.



Рис.1. - Факторы, влияющие на эффективность производства на предприятии
Классификация факторов и совершенствование методики их анализа позволяют решить важную проблему - очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов с тем, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности предприятия, объективнее отражали его достижения.

Существует деление на данную классификацию факторов:

  • Фактор «Технология» представляет собой такую группу факторов, которая находится в прямой зависимости от уровня НТП, а также миссии организации и потребностей рынка. Организацию можно рассмотреть в качестве составляющей части более крупной системы, а соответственно функционирует по ее законам, то есть согласно ее целям создания и в определенных условиях функционирования. Другими словами, существуют цели-ограничения или факторы-условия (например, производство продукции в зависимости от спроса на рынке и наличия заказов и др.) организацию можно рассмотреть в качестве составляющей части более крупной системы, а соответственно функционирует по ее законам, то есть согласно ее целям создания и в определенных условиях функционирования. Данные факторы относятся к долгосрочному определению эффективности деятельности предприятия. Они определяют стратегию развития предприятия, а также его эффективность и место на внутренних и внешних рынках (конкурентоспособность). Влияние данных факторов учитывается при анализе и стратегическом планировании производства и сбыта.

  • «Материальные ресурсы», как фактор является основой производственного процесса. Обеспечение во времени качественным сырьем необходимым для производства является основой бесперебойного производственного процесса заданного объема. Данный фактор как грума включает в себя: суммы материальных ресурсов и затрат, статья затрат, материалоотдача и матераилоемкость производимой продукции, экономия (перерасход) материальных ресурсов, уровень отходов производства, платежи за экологическую безопасность.

  • Фактор «Научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)», может характеризоваться следующей системой показателей: количественный и качественный состав НИОКР, эффективность использования результатов НИОКР, эффективность использования результатов НИОКР. Влияние данного фактора существенно в рамках крупных предприятий (лидеров отрасли) и менее заметно в мелких и средних хозяйствующих субъектах.