Файл: Оценка эффективности производства на предприятии и пути её повышения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы можно разделить на:

  • Объективные - не зависят от воли и желания людей, например, стихийные бедствия, катастрофы, пожары.

  • Субъективные - зависят от деятельности конкретных людей, организаций, предприятий и учреждений.

Факторы эффективности деятельности предприятия можно разделить на:

  • Общие - затрагивают функционирование всего народного хозяйства страны, все его отрасли

  • Специфические - рассматриваются только в рамках предприятия или одной отрасли его функционирования.

С помощью данного деления факторов возможно дать оценку деятельности отдельных предприятий или условий функционирования отрасли с учетом ее особенностей.

Если цель анализа измерение факторов, то необходимо разделить их на качественные и количественные, косвенные и прямые, сложные и простые, неизмеримые и измеримые

Таким образом, эффективность деятельности предприятия является сложным многогранным экономическим понятием, отражающим оценку использования всех ресурсов хозяйствующего субъекта.

Факты, как таковые, сами по себе зачастую мало что объясняют, именно поэтому задача экономического анализа состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы раскрыть сущность явлений и существующую между ними взаимосвязь, а также уяснить причины из возникновения и тенденции их развития. [Калиева, О. М. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия / О. М. Калиева, Н. В. Лужнова, М. И. Дергунова, М. С. Говорова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 93-96.]

Для того, чтобы проникнуть в сущность изучаемых экономических явлений, необходимо применение научных методов исследования. Таким образом, существует множество факторов, которые влияют на экономическую эффективность коммерческой деятельности предприятия, а также ряд методов экономического анализа, при помощи которых возможно наиболее полно описать исследуемые факторы.
    1. Показатели эффективности деятельности предприятия


Оценка эффективности деятельности предприятия помогает предпринимателю определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необходимых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилучший способ увеличения эффективности.


Три принципа, на которых базируется оценка эффективности деятельности предприятия:

  1. Связь итогового результата и цели деятельности.

Это главный принцип оценки эффективности компании. Предпринимательство предполагает ведение коммерческой, финансовой и производственной деятельностей. Каждая из них имеет самостоятельные цели, которые в некоторых случаях могут взаимоисключать друг друга. В пример можно привести максимизацию прибыли и снижение затрат. В этом случае ставятся задачи, которые заключаются в поиске целей единой направленности либо компромиссного решения. В таких случаях оценка эффективности хозяйственной деятельности предполагает применение метода многоцелевой оптимизации.

  1. Присутствие критериев оптимальности.

Оптимальность — достижение минимальных и максимальных показателей определенных параметров в системе. С помощью критериев определяется оптимальность итоговых результатов. Имеется в виду допустимое, а не необходимое применение критериев. Система критериев используется в тех случаях, когда обобщенные и единые оценки невозможно применить. Открытую организационно-хозяйственную систему называют рыночной средой, в которой субъекты бизнеса преследуют взаимные интересы и действуют согласно условиям конкуренции, то есть занимают конкретный сегмент, долю на рынке. Устойчивость стратегической позиции бизнеса придают такие показатели деятельности, как рост доли рынка и увеличение преимуществ в рамках конкуренции. Для осуществления поставленных задач в целях увеличения показателей доходности и прибыльности образуется дополнительный потенциал. Приоритетными целями будут являться те, которые подразумевают укрепление позиции на рынке, открытие новых потенциальных возможностей для роста комплексного результата хозяйственной деятельности в определенный период.

  1. Взаимосвязь ЖЦТ (жизненный цикл товара) и показателей хозяйственной деятельности.

Известно, что на первоначальных стадиях жизни продукта на рынке (разработка и внедрение) прибыль получить нельзя, она образуется перед переходом товара (в конце внедрения) на ступень роста. Прибыль является мотивирующим звеном, которое заставляет компанию повышать качество продукции, разрабатывать товары согласно потребностям рынка, минимизировать затраты на исследование и апробацию. Тем самым сокращается длительность каждой стадии.


В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:

  • Трендовый (горизонтальный):

- Сравнение фактических показателей отчетного года с плановыми показателями на отчетный год;

- Сравнение фактических показателей отчетного года с показателями прошлого года;

- Сравнение значений отдельных показателей за несколько периодов.

  • Структурный (вертикальный):

- Структурный анализ направлений деятельности компании, по которым образуется прибыль;

- Структурный анализ прибыли по отдельным видам продукции/услуг;

-Структурный анализ динамики активов компании;

-Структурный анализ использования прибыли компании:

  • Сравнительный:

- Сравнительный анализ показателей выручки компании;

- Сравнительный анализ уровня доходоности компании;

Сравнительный анализ показателей операционной прибыли компании.

  • Факторный:

- Факторный анализ показателей выручки компании;

- Факторный анализ показателей прибыли компании;

- Факторный анализ использования трудовых ресурсов;

- Факторный анализ использования производственных фондов.

Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.

Эффективной считается деятельность компании, при которой предприятие получает прибыль, максимально эффективно используя каждую единицу имеющихся ресурсов, при этом стремясь минимизировать затраты предприятия. Единого показателя, который бы затрагивал все аспекты производственной деятельности компании и характеризовал ее эффективность, не существует.

Показатели эффективности предприятия – это и оценка рентабельности предприятия и рентабельности активов, это анализ оборачиваемости активов, и увеличение производительности труда и эффективности использования оборудования и имеющихся ресурсов предприятия.

Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование:

  1. Частые показатели:

  • эффективность применения каждого из ресурсов компании;

  • результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.


  1. Общие показатели:

  • эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;

  • результативность компании в целом.

Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов:

  1. На первом этапе рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:

  • Рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:

Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %.

  • Рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %.

  • Рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %.

  1. На втором этапе рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:

  • Рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:

Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %.

  • Рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %.

  • Рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %.

  • Рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %.

  • Рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %.

  1. На третьем этапе проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.

  2. На четвертом этапе рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:


  • Издержки при выпуске продукции;

  • Выработка и заработная плата на одного сотрудника;

  • Удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.


Глава 2.



Глава 3.



Заключение



Список источников




  1. Финансовая отчетность ООО "О`КЕЙ". URL: https://inlnk.ru/RjMVkO (дата обращения: 01.06.2022)

  2. О’КЕЙ. URL: https://www.okmarket.ru/ (дата обращения: 01.06.2022)

  3. Всероссийская система проверки контрагентов URL: https://zachestnyibiznes.ru/ (дата обращения: 01.06.2022)

Калиева, О. М. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия / О. М. Калиева, Н. В. Лужнова, М. И. Дергунова, М. С. Говорова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6162/ (дата обращения: 25.11.2022).

Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997. — 800 с.: ил.