Файл: Основы социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.3.2. Организационные и экономические возможно-
сти социальных предприятий. Субсидии и государствен-
ные гранты
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в сле- дующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в об- ласти подготовки, дополнительного профессионального

88 образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным не- коммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих органи- заций в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ- ственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказываю- щим социально ориентированным некоммерческим ор- ганизациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Оказание финансовой поддержки социально ориен- тированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством
Российской Федерации за счет бюджетных ассигнова- ний федерального бюджета, бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации, местных бюджетов путем предос- тавления субсидий.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций – по- лучателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.

89
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осу- ществляется органами государственной власти и орга- нами местного самоуправления путем передачи во вла- дение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использо- ваться только по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, ор- ганы исполнительной власти субъектов Российской Фе- дерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущест- ва, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Государственное и муниципальное имущество, вклю- ченное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориенти- рованным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в инфор- мационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных ор- ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных ад- министраций.
Запрещаются продажа переданного социально ори- ентированным некоммерческим организациям государ- ственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйствен- ной деятельности.


90
Федеральные органы исполнительной власти, ор- ганы исполнительной власти субъектов Российской Фе- дерации и местные администрации, оказавшие имуще- ственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в ар- битражный суд с требованием о прекращении прав вла- дения и (или) пользования социально ориентированны- ми некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и
(или) с нарушением запретов и ограничений, установ- ленных настоящей статьей.
Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осу- ществляется органами государственной власти и орга- нами местного самоуправления путем создания феде- ральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно- телекоммуникационных сетей и обеспечения их функ- ционирования в целях реализации государственной по- литики в области поддержки социально ориентирован- ных некоммерческих организаций.
4.3.3. Особенности контроля деятельности социаль-
ных предприятий
Контроль финансово-хозяйственной деятельности социальных предприятий может быть внутренним и внешним
Внешний контроль
Внешний контроль финансово-хозяйственной дея- тельности НКО осуществляется, во-первых, непосред- ственно государством; во-вторых, через аудит – пред-

91 принимательскую деятельность лицензируемых ауди- торских организаций; в-третьих, организациями и фи- зическими лицами, предоставившими средства для не- коммерческой деятельности
(жертвователями, грантодателями).
Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации. Го- довая бухгалтерская (финансовая) отчетность неком- мерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) го- довая бухгалтерская (финансовая) отчетность структур- ного подразделения иностранной некоммерческой не- правительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет ин- формацию о своей деятельности органам государствен- ной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Размеры и структура доходов некоммерческой ор- ганизации, а также сведения о размерах и составе иму- щества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в дея- тельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
Государственный контроль деятельности НКО по линии соблюдения гражданского законодательства осуществляется следующими организациями.
1. Прокуратурой Российской Федерации. Она кон- тролирует соблюдение законов общественными объе-


92 динениями (согласно статье 38 Федерального закона
«Об общественных объединениях»). В случае обнару- жения нарушений Прокуратурой РФ вносится пред- ставление об их устранении.
2. Органом, регистрирующим некоммерческие ор- ганизации. Он выполняет контроль соответствия дея- тельности некоммерческой организации ее уставным целям. Указанный орган вправе:

запрашивать у руководящих органов некоммер- ческой организации ее распорядительные документы;

направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческими организациями меро- приятиях.
В случае выявления нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федера- ции или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим некоммер- ческие организации, может быть вынесено руководя- щим органам данных объединений письменное преду- преждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, выне- сенное органом, регистрирующим некоммерческие ор- ганизации, может быть обжаловано некоммерческими организациями в судебном порядке.
Если некоммерческая организация получила более двух представлений от Прокуратуры РФ или более двух предупреждений в письменной форме от зарегистриро- вавшего ее органа, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в порядке, уста- новленном статьей 19 ФЗ об НКО.
Государственный финансовый контроль деятель- ности НКО возложен на Счетную палату РФ и другие контрольные органы Российской Федерации, включая

93
Центральный банк Российской Федерации и его кон- трольно-ревизионное управление, Министерство фи- нансов Российской Федерации и его контрольно- ревизионное управление, Государственную налоговую службу Российской Федерации, Департамент налоговой полиции Российской Федерации, Министерство имуще- ственных отношений РФ.
Деятельность общественных объединений, негосу- дарственных фондов и иных негосударственных не- коммерческих организаций является объектом ревизии со стороны Счетной палаты и КРУ Минфина РФ, Ми- нистерства имущественных отношений РФ в части, свя- занной с получением, перечислением или использова- нием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управле- нием ею, а также в части предоставленных федераль- ным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Организации, получающие целевое финансирова- ние от международных и отечественных организаций
(Всемирный банк реконструкции и развития, Фонд Со- роса и т.д.), являются субъектами ревизии целевых средств.
Государственная налоговая служба Российской Фе- дерации и Департамент налоговой полиции Российской
Федерации осуществляют контроль налогообложения.
Внутренний контроль
Формы внутреннего контроля предусмотрены зако- нодательством лишь для отдельных организационно- правовых форм НКО. Вместе с тем наличие внутренне- го контрольного органа и место его в системе управле- ния НКО (как и любое решение, которое не противоре-


94 чит законодательству) могут быть отражены в уставе, или об этом может быть принято решение высшим ор- ганом управления, в котором установлены подчинен- ность и источник финансирования.
Обязательный внутренний контроль предусмотрен для фонда согласно пункту 3 статьи 7 ФЗ об НКО:
«Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспе- чением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечи- тельского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями».
Обязательный внутренний контроль предусмотрен также для общественных объединений согласно Феде- ральному закону «Об общественных объединениях» от
19.05. 1995 № 82-ФЗ.
В статье 6 этого закона говорится, что на съезде
(конференции) или на общем собрании учредителей общественного объединения (физических лиц и юриди- ческих лиц) принимается устав общественного объеди- нения, формируются его руководящие и контрольно- ревизионный органы.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и кон- трольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих орга- нов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Согласно пункту 2 статьи 20 закона, контрольно- ревизионный орган общественного объединения дол-

95 жен быть предусмотрен его уставом.
Законом РФ «О потребительской кооперации (по- требительских обществах, их союзах)» от 19. 06. 1992
№ 3085-1 (в ред. федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28. 04. 2000 № 54-ФЗ) предусмотрено созда- ние ревизионной комиссии у потребительского общест- ва и контрольно-ревизионного управления у союза по- требительских обществ.
Согласно Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени- ях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (в ред. Федерально- го закона от 22. 11. 2000 № 137-ФЗ), в уставе садовод- ческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются состав и компетенция органов контроля. В них может быть избран любой член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объе- динения.
В статье 25 этого закона говорится, что контроль финансово-хозяйственной деятельности садоводческо- го, огороднического или дачного некоммерческого объ- единения, в том числе за деятельностью его председа- теля, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, роди- тели, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной ко- миссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).


96
Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна обще- му собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведе- ны досрочно по требованию не менее одной четверти общего числа членов такого объединения.
Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводче- ского, огороднического или дачного некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных указан- ным федеральным законом и уставом такого объедине- ния.
Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объе- динения обязана:
1) проверять выполнение правлением такого объе- динения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний упол- номоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединени- ем, нормативных правовых актов, регулирующих дея- тельность такого объединения, состояние его имущест- ва;
2) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже, чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии
(ревизора), решению общего собрания членов такого объе- динения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;
3) отчитываться о результатах ревизии перед об- щим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;
4) докладывать общему собранию членов такого

97 объединения (собранию уполномоченных) обо всех вы- явленных нарушениях в деятельности органов управле- ния таким объединением;
5) осуществлять контроль своевременного рассмотре- ния правлением такого объединения и председателем дан- ного правления заявлений членов такого объединения.
По результатам ревизии при создании угрозы инте- ресам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий впра- ве созывать внеочередное общее собрание членов тако- го объединения.
4.3.4. Отчетность социальных предприятий
1
Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистра- ции, предоставления отчетности и осуществления кон- троля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.
07. 2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федераль- ный закон ―О некоммерческих организациях‖»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собствен- ник целевого капитала обязана не позднее шести меся- цев после окончания отчетного года подготовить и ут- вердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные специ- фикой деятельности формы отчетности. Отметим так-
1
Справочник экономиста. Юридический практикум. URL: http://www.profiz.ru/se/6_2010/sostav_otchotnosti/ (дата обраще- ния:17.07.2014).