Файл: Основы социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79 вующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в ор- ган, принявший решение о государственной регистра- ции некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерче- ской организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридиче- ских лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистра- ции.
За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в по- рядке и размерах, которые предусмотрены законода- тельством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммер- ческой организации, выполняющей функции ино- странного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномо- ченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
4.2.2. Реорганизация некоммерческих организаций
Реорганизация некоммерческих организаций может осуществляться в форме слияния, присоединения, раз- деления, преобразования и выделения. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганиза- ции НКО и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществ- ляются в порядке, предусмотренном федеральными за-

80 конами.
Порядок реорганизации некоммерческих организа- ций регулируется Гражданским кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Реорганизация НКО путем слияния заключается в создании новой организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких некоммерческих ор- ганизаций и прекращением деятельности последних.
При этом права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответст- вии с передаточными документами.
Реорганизация НКО путем присоединения органи- зации – это прекращение деятельности одной или не- скольких организаций с полной передачей их прав и обязанностей уже существующей организации.
Реорганизация НКО путем разделения – это пре- кращение деятельности одной или нескольких органи- заций с передачей их прав и обязанностей другой орга- низации в соответствии с разделительным балансом.
Реорганизация НКО путем выделения организации
– это создание одной или нескольких некоммерческих организаций с частичной передачей прав и обязанно- стей реорганизуемой НКО без прекращения деятельно- сти последней.
Реорганизации НКО путем преобразования означа- ет изменение ее организационно-правовой формы. В результате к возникшему юридическому лицу перехо- дят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом. В отличие от коммерческих организаций, реорганизация НКО в от- дельных случаях жестко регламентируется законода- тельством.


81
4.2.3. Преобразование некоммерческой организации
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, кото- рые установлены федеральным законом об НКО.
Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хо- зяйственное общество.
Преобразование государственных или муниципаль- ных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случа- ях и в порядке, которые установлены законом
1
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд
2
Ассоциация (союз) вправе преобразоваться в неком- мерческую организацию в одной из организационно- правовых форм, указанных в пункте
5 статьи
121 Гражданского кодекса
Российской ции
3
. Решение о преобразовании некоммерческого партнер- ства принимается учредителями единогласно, ассоциации
(союза) – всеми членами, заключившими договор о ее соз- дании.
Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником
4
Решение о преобразовании автономной некоммер- ческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с настоящим Федеральным
1
В ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ.
2
В ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 174-ФЗ, от
10.01.2006 № 18-ФЗ.
3
П. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2013 № 8-ФЗ.
4
В ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ.

82 законом в порядке, предусмотренном уставом автоном- ной некоммерческой организации.
При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обя- занности реорганизованной некоммерческой организа- ции в соответствии с передаточным актом.
4.2.4. Ликвидация некоммерческих организаций
В сравнении с ликвидацией коммерческих органи- заций ликвидация НКО имеет целый ряд существенных особенностей. Прежде всего нужно отметить, что реше- ние о ликвидации некоммерческих организаций отдель- ных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц.
Если в ходе деятельности некоммерческая органи- зация осуществляет действия, противоречащие ее ус- тавным целям и соответствующим пунктам действую- щего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны ор- ганов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это
Министерство юстиции), или со стороны прокурора – в виде представления об устранении нарушений. Если некоммер- ческой организации выносится более двух письменных пре- дупреждений или представлений об устранении выявлен- ных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.
Начало ликвидации
Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники)


83 некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки лик- видации некоммерческой организации в соответствии с
Гражданским кодексом
Российской
Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организа- циях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ об НКО).
При ликвидации некоммерческой организации ос- тавшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными докумен- тами некоммерческой организации направляется на це- ли, в интересах которых организация была создана, и
(или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организа- ции невозможно использовать в соответствии с ее учре- дительными документами, оно обращается в доход го- сударства.
Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой орга- низационно-правовой форме, как некоммерческое парт- нерство или учреждение. При этом ликвидация авто- номной некоммерческой организации имеет вполне традиционный алгоритм.
Порядок ликвидации
Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется ФЗ об НКО.
Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистра- ции юридических лиц, размещается публикация о лик- видации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть,

84 что срок заявления кредиторами вышеупомянутых тре- бований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организа- ции.
Ликвидационная комиссия, в свою очередь, прини- мает меры по выявлению кредиторов и получению де- биторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требо- ваний кредиторами ликвидационная комиссия состав- ляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рас- смотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммер- ческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.
Сведения и документы, необходимые для процеду- ры ликвидации:

свидетельство о регистрации организации
(ОГРН);

свидетельство о постановке организации на учет в ИФНС;

Устав юридического лица;

учредительный договор (при наличии);

протокол (либо Решение) учредителей, содер- жащий информацию о назначении руководителя орга- низации;

приказ о назначении главного бухгалтера;

свидетельства об официальной регистрации из- менений, которые были зафиксированы в учредитель- ных документах (если таковые имелись);


85

выписка из реестра ЕГРЮЛ;

паспорта всех учредителей, руководителя орга- низации и главбуха предприятия.
Ликвидация некоммерческой организации считает- ся завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после вне- сения соответствующей записи в Единый государствен- ный реестр юридических лиц.
4.3. Взаимодействие социальных предприятий и государства
4.3.1. Правовые основы экономической поддержки соци-
альных предприятий органами государственной власти и
местного самоуправления
В соответствии с ФЗ об НКО, органы государст- венной власти и органы местного самоуправления в со- ответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномо- чиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.
Оказание экономической поддержки некоммерче- ским организациям осуществляется в различных фор- мах, в том числе в следующих формах:

осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих организаций в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль- ных нужд;

предоставление гражданам и юридическим ли- цам, оказывающим некоммерческим организациям ма-

86 териальную поддержку, льгот по уплате налогов и сбо- ров в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

предоставление некоммерческим организациям иных льгот.
Не допускается предоставление льгот по уплате нало- гов и сборов в индивидуальном порядке отдельным неком- мерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Поддержка социально ориентированным неком- мерческим организациям оказывается при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последст- вий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиоз- ных конфликтов, беженцам и вынужденным переселен- цам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными тре- бованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмезд- ной или на льготной основе гражданам и некоммерче- ским организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и граж-


87 данина;
7) профилактика социально опасных форм поведе- ния граждан;
8) благотворительная деятельность, а также дея- тельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвеще- ния, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально- психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельно- сти, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к кор- рупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан
Российской Федерации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17