Файл: Методическое пособие ставрополь 2018 2 Структура современного урока в соответствии с фгос.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 3 г. СТАВРОПОЛЯ
СТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
В СООТВЕТСТВИИ
С ФГОС
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Ставрополь
2018

2
Структура современного урока в соответствии с ФГОС:
методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.
В последние годы система российского образования претер- пела серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения. В ходе пересмотра традиционных педагоги- ческих техник была утверждена новая структура урока по ФГОС.
В методической литературе и сети Интернет публикуется мно- жество материалов, посвященных данной теме, однако такое много- образие вызывает затруднения у учителя-предметника в поиске, под- боре и использовании материалов для правильного построения урока.
Пособие содержит требования ФГОС к структуре урока, в нем представлены основные правила структурирования современных уроков разных типов и принципы самоанализа урока.
В пособие вошли методические материалы портала информа- ционной поддержки руководителей образовательных учреждений
«Менеджер образования».
Предназначено для заместителей руководителей образователь- ных учреждений по научно-методической и учебно-воспитательной работе, руководителей предметных методических объединений и учителей-предметников.
Составитель зам. директора по науч.-метод. работе Л. Г. Ерицян
(МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя)
© МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………..
1. Структура урока по ФГОС …………………………………
1.1. Типы уроков по ФГОС и их структура ………………………….
1.2. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС .......
1.3. Структура комбинированного урока по ФГОС ....................
1.4. Структура урока закрепления (комплексного применения
ЗУН) ……………………………………………………………….
1.5. Структура урока повторения (актуализация ЗУН) ………...
1.6. Структура урока систематизации и обобщения знаний …..
1.7. Структура урока коррекции знаний ………………………...
1.8. Структура урока контроля знаний ………………………….
1.9. Структура урока по ФГОС в начальной школе ……………
2. Самоанализ урока по ФГОС ………………………………
2.1. Самоанализ урока: актуальность и специфика …………….
2.2. Какой урок соответствует ФГОС? ………………………….
2.3. Самоанализ урока: образец и виды …………………………
2.4. Системный подход к самоанализу урока (образец) ……….
3. Технологическая карта урока ………………………………
3.1 Отличия между технологической картой и конспектом …..
3.2. Структура технологической карты ………………………...
3.3. Деятельность учителя согласно карте ……………………..
3.4. Деятельность учеников на уроке ……………………………
Литература ……………………………………………………….
Приложения ……………………………………………………..
4 6
6 11 17 19 21 23 28 30 32 36 36 38 39 48 51 51 52 54 55 56 57


4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
В последние годы система российского образования претер- певает серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения. И современный учитель должен решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, искать ответ на вопрос, как обучать в новых условиях.
Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, кото- рые формируют умения самостоятельно добывать знания, соби- рать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать вы- воды и умозаключения. А это значит, что у современного учени- ка должны быть сформированы универсальные учебные дей- ствия, обеспечивающие способность к организации самостоя- тельной учебной деятельности. Признанным подходом в обуче- нии выступает системно-деятельностный, т. е. учение, направ- ленное на решение задач проектной формы организации обуче- ния, в котором важным является:
1) применение активных форм познания: наблюдение, опы- ты, учебный диалог и пр.;
2) создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли; соотносить результат дея- тельности с поставленной целью, определять своё знание и не- знание и др.
В таком случае школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться, нацеливает на самостоятель- ное приобретение и усвоение новых знаний.
В ходе пересмотра традиционных педагогических техник бы- ла утверждена новая структура урока по ФГОС – план-схема урочного занятия, реализация которой в соответствии с актуаль- ными методическими требованиями способствует достижению ряда ключевых целей и задач: активизации учебно-познава-

5 тельной, экспериментаторской, поисковой деятельности учащихся; формированию у школьников универсальных учебных компетен- ций, способности к самостоятельному поиску знаний и самооце- ниванию; проектированию качественно новой образовательной среды, способствующей непрерывному саморазвитию подрастаю- щего поколения.
Таким образом, одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков. В нашем пособии мы рассмотрим типологии уроков, их типы по ФГОС и структуры уроков разных типов.

6
1. СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС
1.1. Типы уроков по ФГОС и их структура
Отказ от построения урочной формы образовательной дея- тельности по традиционной схеме обусловил проектирование для основной школы семи типов уроков по ФГОС, структура двух из которых уже была представлена выше. Типология школьных заня- тий остается на этапе разработки ввиду продолжения ведения пе- дагогических поисков по данному направлению, но общие показа- тели, отличающие современный урок, хорошо известны:

четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая учителю исполнять роль наставника и со- трудника;

обеспечение проблемного, развивающего характера обра- зования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоя- тельное формулирование детьми вопросов и выводов), что способ- ствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспе- риментаторству;

хорошее начало и хорошее окончание, позволяющее сформировать положительную мотивацию, развить у детей уве- ренность в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта;

учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под кото- рым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные дей- ствия, преобразуют его, например, переформулируют, или предла- гают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится за- дача научиться создавать учебные ситуации как особые структур- ные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:


7

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться следу- ющие приемы:

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

«яркое пятно», «актуальность».
При этом изучаемый учебный материал выступает как мате- риал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анали- зирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Учебная ситуация – одно из новшеств современного урока.
В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно типо- логию современных уроков.
Типология уроковважная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках (табл. 1). Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности прак- тической деятельности.
Тип урока отражает методические цели и задачи (табл. 2).

8
Таблиц а 1
Типо
ло
гия
ур
око
в
Ти
п
ур
ока
Целев
ое
н
азн
ачение
Рез
ул
ьт
ати
вност
ь
об
учен
ия
Уро к пер вичн ого предъявлен ия н
овы х знан ий
Первичн ое ус во ени е но вых предметны х и мет апред метн ых знан ий
Воспр оизведе ни е сво ими слова ми пра вил
, понятий
, алг оритм ов
, вып ол нен ие дейс твий п о о бразцу, алг ори тму
У
ро к ф
ор м
ир ов ан ия пе рв он ач ал ьн ы
х пр ед м
ет ны х на вы ко в,
ов ла де ни я пр ед м
ет ны м
и ум ен ия м
и
Пр именен ие у сваивае мы х предм етны х знан ий или сп особо в учебн ых дейс твий в
ус ловиях ре ш
ени я учебн ых за дач (
задан ий
)
Пр авил ьное в оспроизведен ие об разцов выполн ени я з ад ани й, безош ибочное примене ни е алг ор итм ов и п рав ил при реш ени и у чеб ны х задач
Уро к при менен ия метапред ме тн ых и предметны х знан ий
П
ри м
ен ен ие у
ни ве рс ал ьн ы
х уч еб ны х де йс тв ий в
у сл ов ия х ре ш
ен ия у
че бн ы
х за да ч по вы ш
ен но й сл ож но ст и
С
ам ос то ят ел ьн ое р
еш ен ие з
ад ач
(в ы
по лн ен ие у
пр аж не ни й)
п ов ы
ш ен но й сл ож но ст и от де ль ны м
и уч ен ик ам и ил и ко лл ек ти во м
к ла сс а
Уро к обоб ще ни я и сис тематиз ац ии предметны х знан ий
С
ис те м
ат из ац ия п
ре дм ет ны х зн ан ий
, ун ив ер са ль ны х уч еб ны х де йс тв ий
(р еш ен ие пр ед м
ет ны х за да ч)
Умени е сфо рму ли ро вать об об щенны й вывод, у ро вень сф орми рова нн ости УУД
Уро к повто ре ни я предметны х зн аний
Закр епл ени е предметны х знан ий
, формир ов ани е УУД
Безошиб очное вып олнен ие уп ражне ни й, реш ени е зада ч о тдель ны ми учен ик ами, коллек тиво м к лас са;
безош ибочные ус тн ые от веты;
у мени е нах одить и исп рав лять ош ибк и, оказ ывать взаи моп омощ ь
Контр ольны й урок
П
ро ве рк а пр ед м
ет ны х зн ан ий
, у м
ен ий ре ш
ат ь пр ак ти че ск ие з
ад ач и
Резул ьтаты ко нтро льн ой или самост оятел ьной ра бо ты
Коррекц ионн ый уро к
Индивиду аль ная раб от а над допу щенны ми оши бка ми
Са мо ст оя тель ное нах ожден ие и исп рав лен ие о ш
ибок


9
Интег рирован ны й у ро к
И
нт ег ра ци я зн ан ий о
б оп ре де ле нн ом о
бъ ек те из уч ен ия
, п ол уч ае м
ых р
аз ны м
и ср ед ст ва м
и
Уг лу блен ие з нан ий м
атери ала уро ка за счёт реал изац ии м
еж пред м
етны х знан ий
Комбини рова нн ый уро к
Ре ш
ен ие з
ад ач
, к от ор ы
е не во зм ож но вы по лн ит ь в ра м
ка х од но го у
ро ка
Запла ни ро ванн ый р
езу льта т
Нет радици он ны е уро ки
(учебн ая экск урсия,
уч ебны й похо д, лабор аторны й практику м, урок в библ ио теке, музее
, ком пь ютер ном кла ссе,
предме тн ом к абин ете)
Пр ак тичес кая нап рав лен нос ть изу чени я тео ретич ески х пол ожени й
Пр именен ие
УУД при изу чени и явлен ий окр уж аю щего м
ира в реаль ны х жи знен ны х ситу аци ях
; тв орческое о
ф ормлен ие от чет ов
; у мен ие и спользова ть лабор аторное об ор уд ов ани е; у мени е пользова ться допо лн ител ьн ыми ин формаци он ны ми источни ками
Уро к р ешения практиче ски х,
пр оектн ых задач
Пр ак тичес кая нап рав лен нос ть изу чени я тео ретич ески х пол ожени й
Использ ов ани е средст в уче бного ку рса в цел ях из учени я о кружа ю
ще го м ира

10
Та блиц а 2
Типы у
ро
ко
в по
ФГОС
и и
х
основ
н
ые э
тапы
Урок
«отк рыт ия»
новых зн ани й
Комби ни рова нный урок
Урок закре пления
(компле кс
- ного пр име
- нения ЗУН
)
Урок повторе ни я
(а кту ализа
- ци я
ЗУН
)
Урок сист ема тизации и обоб щ
ения
Урок к оррек ци и зн аний
Урок к онтроля
Орга ни зацион ный моме нт
Мотивирование к об уч ению, вк лючающ ее:
1) ак ту ал из аци ю требов аний к ш
кольни ка м

надо»
);
2) создание ин тере са к ра сс м
атриванию т емы посре дст вом оз ву чивания дог адки с отс роч енным отв етом или про ек тирова ни я пр облемной с ит уа ци и («
хо чу
»);
3) установле ни е предме тных рамок
, определя емы х в ин ди вид уал ьн ом поря дке с уч ет ом границ знани я и незнания, соб ст ве нн ых спос обн ост ей к поз нанию («
мог у»
)
Об ъяв ле ни е ит ог ов выходного оценивания.
В
ы деле ни е типи чных ош иб ок,
колле ктивны х пои ск пу тей их корре кции
Выявл ение у ро вня ус вое нн ог о предмет но го соде ржа ни я,
при об рет енных навы ков в ходе сам ос тоятельного выполнения ди ффере нци ров анн ых заданий пи сьме нн о,
у стно или в ходе сочет ания разли чных видов деят ел ьн ости
Акт уал из ация о порн ых зн аний, кот ор ая ос ущ ест вля ется в ходе проверк и домаш не го задания, опросо в,
бли ц- тест иро ва ни я
Усвое ни е новы х зн аний в ходе ос ущ ест вле ни я проб ного у чебн ог о де йст вия.
Перв ич ная проверк а пон им ания
При ме нение ра нее из уч енного в нет ип ич ной ситу ации.
Первичн ое закр епле ни е, к ото рое пров оди тс я в станд арт ной и ко нст ру кт ивно из ме ненной
(нет ип ич ной
) ситу ации
Обо бще ни е и си ст ем ат из ация зн аний
Контроль усв ое ни я,
закре пл ение зн аний в ход е самостоятельного выполнен ия прак тик ума по т ем е, т ворч еск ие задани я
Самопрове рка
, взаимопрове рк а по эт ал он у.
Об су жд ение и ко ррек ци я доп ущ енных ош иб ок
Ин ст ру ктаж по выполнен ию домаш не го задан ия
Рефлекс ия


11
1.2. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС
Переход на принципы системно-деятельностного подхода в образовании обусловил необходимость отказа от традиционной схемы проведения урочного занятия, которая и на данный момент остается основной единицей образовательного процесса.
Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

личностно ориентированный характер воспитательно- образова-тельного процесса.

приоритет самостоятельной работы детей над деятельностью учителя.

превалирование практической части над теоретической, утверждение деятельностного характера обучения.

последовательное развитие и совершенствование УУД, спо- собности к самооцениванию и саморазвитию.

налаживание доверительного общения между учителем, кото- рый теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом.
Традиционный урок, как правило, состоял из стандартных со- держательных блоков, количество и последовательность которых могли изменяться в зависимости от типа занятия. После организа- ционного момента проводилась проверка и оценивание домашнего задания, изложение и закрепление новой темы, краткое объяснение учебных задач, которые давались на дом, оглашались оценки за урок.
Педагог, по сути, выступал в роли ретранслятора и оценщика знаний, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов (рис. 1).
Конечно, такой подход к построению занятия не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения, что обуславливает необходимость создания образовательных условий, при которых инициатива и ответственность за поиск и качество усвоения знаний передается школьникам, что в свою очередь способствует повышению уровня детского самосознания, позволяет воспитывать уверенных, творчески мыслящих лично- стей, склонных к экспериментаторству и поиску новых решений.
Этому способствует четкое структурирование урока (табл. 3).

12
Рис. 1. Отличия современного урока от традиционного
Таблица 3
Схема структуры урока по ФГОС
Этапы
Действия учеников
Действия учителя
Мотивация. Мотива- ция. Создание поло- жительной атмосфе- ры, подкрепление настроя на учебную деятельность
Поиск контакта, мо- тивирование учебно- го коллектива.
Актуализация знаний.
Повторение пройденного
Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга
Оказание консульта- тивной помощи в сложных ситуациях
Постановка проблемы
Формулирование затруд- нений, определение цели занятия
Демонстрация границ знаний и незнания, подведение учащихся к формулировке ак- туальных задач
Планирование учебной тактики
Выполнение практиче- ских заданий в соответ-
Консультирование.
Помощь школьникам,