Файл: Практическая работа 6 Напишите в таблицу отличительные характеристики форм физического воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно, поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека. Взрослые и пожилые люди занимаются физическими упражнениями в основном самостоятельно.
В наши дни, в условиях строительства коммунизма, значение неурочных форм занятий возрастает в связи с повышением производительности труда и увеличением свободного времени населения. Самостоятельные занятия физической культурой должны прочно войти в быт народа, учитывая их громадное оздоровительное и воспитательное значение, а также извечное стремление людей к физическому совершенству.
Внедрение неурочных занятий физическими упражнениями в быт народа должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно привести неурочные занятия в научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта, отдыха. В связи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий, уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них.
Первостепенное значение для развития физической культуры и спорта в быту имеет расширение строительства спортсооружений в, жилых кварталах и в местах отдыха населения.
Важным условием дальнейшего развития массового физкультурного движения является усиление и качественное улучшение пропаганды неурочных форм занятий физическими упражнениями.
Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также освоения определенных действий.
Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель в уроке. Наряду с этим есть и методические отличия, связанные прежде всего со спецификой содержания неурочных занятий и с характером руководства ими. По характеру руководства следует различать следующие формы неурочных занятий: индивидуальную, групповую на самодеятельных началах, групповую и массовую на официально организованных началах. Каждая из них имеет ряд разновидностей.
В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий:
-утренняя гимнастика;
-вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
-физкультурные паузы и «минутки»;
-спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах);
-прогулки, туристские походы, соревнования и др.
Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности.
Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.
Особенности неурочных форм занятий
Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.
Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).
Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).
Занятия общегигиенического характера. К ним относятся: гигиеническая гимнастика; прогулки; бег трусцой; занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание.
Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.
Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности: самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и т.п.; репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаще являются групповыми, даже массовыми.
Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы учебно-вспомогательные. К ним относятся: туристские прогулки выходного дня; туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа; спортивные развлечения рекреационного типа.
Особое значение для успеха занятий имеет самоконтроль. Он основывается на анализе самочувствия и некоторых учитываемых объективных показателей морфологического и функционального состояния организма.
Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег трусцой для пожилых людей).
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.
В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия.