ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка деятельности декабристов. Существуют различные оценки деятельности декабристов. Первая, что декабристы – честные и благородные люди, что их программные положения о ликвидации самодержавия, отмене крепостного права, сословного строя, создании республики – отражали самые насущные проблемы прогрессивного развития России. Есть и другая точка зрения на деятельность декабристов. Восстание декабристов – это утопическое движение. Проекты декабристов о введении в России республиканской формы правления или даже конституционной монархии были политически безрассудны. В первый день выступления лидеры движения не вышли на Сенатскую площадь, чем предали товарищей и вовлеченных в мятеж солдат. Многие называют восстание декабристов революцией для народа, но без народа. Они хотели осчастливить людей, даже не поинтересовавшись, что этот самый народ хочет. Мятежные солдаты даже сами не подозревали, что участвуют в государственном перевороте.
Тема 10.4. Внутренняя политика Николая I
План:
-
Начало правления -
Попытки преобразований -
Крестьянский вопрос
Начало правления
Тридцатилетнее царствование Николая I (1825-1855) - это период наивысшего могущества самодержавной власти и в то же время окончательного кризиса феодально-крепостнического строя в России. Вступление нового императора на престол было омрачено трагическими событиями на Сенатской площади, которые оставили неизгладимый отпечаток на его характере и мировоззрении. Николай смог убедиться, сколь серьезная опасность для монархической власти, в легитимности которой он не сомневался, может исходить со стороны общественных сил, желавших преобразований. По замечанию современника, новый самодержец не только по праву рождения, но и по всему своему внешнему облику предназначен был царствовать. Он был высокого роста, обладал импозантной, «классической» внешностью и до конца дней своих сохранял отличную военную выправку. Видевшие Николая иностранцы называли его «одним из красивейших мужчин в Европе». Взгляды императора отличались исключительным консерватизмом. Вера в божественную природу царской власти и в непосредственное божественное покровительство особе монарха, был характерной чертой его мировоззрения. К царствованию он относился как к возложенному на него свыше долгу. Это предопределило отчетливо охранительный характер правления.
Попытки преобразований
-
После подавления восстания декабристов Николай заявил: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором». Эти слова стали лейтмотивом его царствования. Главную угрозу незыблемым вековым устоям России самодержец видел в духе вольномыслия, исходившем из Европы. Воздвижение «умственных плотин», призванных оградить общество от пагубного влияния западноевропейского Просвещения, стало одним из важных аспектов его внутренней политики. В царствование Николая I была окончательно оформлена идейная доктрина монархического государства. В 1832 году товарищ министра народного просвещения С.С. Уваров в докладе императору о Московском университете формулирует знаменитую триаду: «православие, самодержавие, народность», называя ее «последним якорем нашего спасения и вернейшим залогом силы и величия нашего Отечества». Эта формула была взята на вооружение Николаем I, поскольку провозглашала новый принцип: опору монархической власти непосредственно на патриархальное крестьянство, минуя дворянство, скомпрометировавшее себя на Сенатской площади. Доктрина С.С. Уварова, получившая название «теории официальной народности», была основана на идее национальной исключительности и имперского превосходства. С точки зрения власти, она должна была обеспечить идейную изоляцию России от «гибнущего Запада». После событий 14 декабря новый монарх не без основания считал, что родовитое дворянство с ним в ссоре, и полагался на армию и бюрократию. Милитаризация и бюрократизация государственного строя достигли в годы его правления огромных размеров. Армия для Николая I была не только самым мощным инструментом власти, но и моделью идеальной общественной организации, которую он стремился распространить на всю страну. Что касается чиновничества, то по подсчетам историка П.А. Зайончковского, численность этого «сословия» за первую половину XIX века возросла в четыре с лишним раза, достигнув внушительной цифры в 61 548 человек. Социальную базу николаевского режима, помимо армии и бюрократии, составляла также масса провинциальных помещиков, живших патриархальными представлениями и трудом крепостных крестьян. Целью и основным направлением внутренней политики Николая I стало сохранение и укрепление существующего государственного строя. Для этого следовало навести в государстве «порядок»: отладить самодержавно-бюрократический механизм так, чтобы он действовал без перебоев. Исходя из своих легитимистских убеждений, император полагал, что основу всякого порядка составляет закон; столь же важен контроль над его соблюдением. В годы правления Николая I в России была проведена кодификация права. Исполнение этой ответственной и чрезвычайно трудоемкой работы было возложено на М.М. Сперанского. Многочисленные попытки систематизировать российское законодательство регулярно предпринимались и ранее, начиная со времен Петра I, однако к моменту вступления на престол Николая I накопились многие тысячи царских указов и распоряжений, подчас противоречивших друг другу. Все они признавались действующими. Объем законодательства возрос настолько, что нормальное производство дел в судах стало практически невозможным. Для обоснования судебного решения приходилось производить обширные выписки из множества различных актов. Высокопоставленный чиновник, работавший в конце 1820-х годов в Сенате, вспоминал впоследствии, что нередко «уголовные палаты приводили в своих решениях такие законы, которые никогда издаваемы не были». М.М. Сперанский и вверенное ему ведомство проделали колоссальный труд, собрав воедино и приведя в строгую систему более 30 тыс. актов - от Соборного уложения 1649 года до конца правления Александра I. Результатом этого явились два издания - «Полное собрание законов Российской Империи» в 47 томах и «Свод законов Российской Империи» - действующее законодательство в 15 томах. «Свод» был опубликован в 1833 году, законы в нем располагались по тематико-хронологическому принципу (государственное право, административно-сословное, полицейское, уголовное и т. д.). «Свод законов» сыграл регламентирующую и стабилизирующую роль, способствовал укреплению самодержавной власти в России. Однако объективно он содержал в себе и предпосылку к развитию в будущем гражданской свободы. Не будь его, проведение либеральной судебной реформы 1864 года было бы чрезвычайно затруднено. Упорядочение российского законодательства не привело к автоматическому избавлению от судебного и административного произвола, к чему так стремился Николай I. В деле наведения «должного порядка» императору приходилось действовать теми средствами и с помощью тех инструментов, которые были ему доступны. Бороться с произволом чиновников он поручил самим чиновникам, для чего наладил практику сенатских ревизий (именно такой эпизод лег в основу сюжета «Ревизора» Н.В. Гоголя). В то же время, инстинктивно испытывая глубокое недоверие к исполнителям всех рангов, от министра до капитана-исправника, Николай стремился все сферы управления подчинить своему личному контролю. Исключительное значение в системе государственного управления приобрела в тот период Собственная его императорского величества канцелярия, ставшая органом личной власти самодержца. Постепенно ее отделения взяли на себя роль вторых министерств, изымая в свое ведение важнейшие категории государственных дел — от кодификации законов до управления Закавказскими территориями. Среди всех отделений канцелярии особо выделялось Третье, во главе которого Николай поставил своего ближайшего сподвижника и личного друга барона А.Х. Бенкендорфа. В его функцию входило обеспечивать «безопасность престола и спокойствие государства». На III отделение возлагался сыск по политическим делам, надзор за общественными деятелями, писателями и учеными. Одновременно оно следило за иностранными подданными в России, осуществляя функции контрразведки, ловило фальшивомонетчиков, ведало расколом и сектантством, надзирало за действиями администрации, вело статистику крестьянских волнений. Николай I считал своим долгом много и напряженно работать. Каждое утро, в семь часов, в его кабинете уже горели свечи: царь трудился над ворохом бумаг, добросовестно пропуская через себя и журналы очередного комитета по крестьянскому вопросу, и донесения послов, и проект «реформы» обмундирования столичных будочников. В 9 часов начинались доклады министров. Почти не было дня, чтобы император пренебрег добровольно возложенной на себя обязанностью инспектировать казенные учреждения Петербурга - учебные заведения, сиротские дома, суды, таможню. По воспоминаниям современника, «при этих посещениях Николай I входил во все подробности управления и часто давал замечания, что следует изменить или уничтожить». Не обходилось при этом и без «разноса и распекации». С этой же целью император много разъезжал по стране, осматривал провинциальные города и делал, где было нужно, «внушения» местным властям. Будучи в Рязани, например, он обратил внимание «на ужасное состояние дороги на Москву». Сталкиваясь со злоупотреблениями со стороны военных или гражданских чинов, Николай был беспощаден. С возмущением писал онБенкендорфу о том, что обнаружил в Бобруйске: «Госпиталь меня взбесил. Представьте себе, что чиновники заняли лучшую часть здания, и то, что предназначалось для больных, обращено в залы господина смотрителя и докторов. За то я коменданта посадил на гауптвахту, смотрителя отрешил от должности и всех отделал по-своему». Исторический парадокс заключался в том, что предельная концентрация власти в руках одного человека оборачивалась на практике полной бесконтрольностью со стороны этой самой власти за реальным положением дел в стране. Печально знаменитый российский властный произвол исходил в сущности не лично от монарха, он царил всюду на местах. Добиться от чиновников строгого соблюдения законности можно было лишь введением широкого общественного контроля, привлекая общество к сотрудничеству с государством. Однако для этого следовало создавать учреждения и структуры, несовместимые с сословно-крепостническим строем, - народное представительство, свободную прессу, политические партии. Одной из острых проблем политической жизни России, перешедших к Николаю I по наследству от его предшественника на троне, был польский вопрос. Царство Польское пользовалось в составе Российской империи довольно широкой автономией, имело свою конституцию и народное представительство (сейм). Согласно конституции, российский император являлся одновременно и царем польским. В 1830 году под влиянием революции в Европе в Варшаве вспыхнуло восстание, сейм объявил о свержении династии Романовых с польского престола. Это было воспринято Николаем I как покушение на его легитимные права, поскольку, вступая в обязанности монарха, он присягал на верность польской конституции. Угроза национальным интересам России содержалась и в требовании восставших присоединить к Польше земли Западной Украины и Белоруссии, отошедшие к России в конце XVIII века. В Варшаву были введены войска, подавившее восстание. Польская автономия, конституция и сейм были после этого ликвидированы. Ведущее место во внутренней политике Николая I занимал крестьянский вопрос. Необходимость, прежде всего экономическая, отмены крепостного права осознавалась как самим императором, так и некоторыми лицами из его ближайшего окружения. Поборником скорейшего проведения в жизнь этой меры был никто иной, как начальник III отделения А.Х. Бенкендорф, исходивший из соображений государственной безопасности. В его всеподданнейших отчетах не раз отмечалось, что «год от года распространяется и усиливается между помещичьими крестьянами мысль о вольности» и что если правительство не возьмет на себя инициативу в решении этой проблемы, в России могут произойти «великие бедствия». Однако Николай I, опасаясь дворянского недовольства, предпочитал действовать осторожно, и практические меры по устройству судьбы крепостных крестьян за весь период его царствования свелись лишь к частным поправкам и изменениям. Так, было запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы, продавать крепостных без земли или землю без крепостных, ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, продавать их с публичного торга с раздроблением семейств, платить ими частные долги. В 1844 году в западных губерниях была проведена инвентарная реформа, согласно которой правительственными чиновниками проводилось описание имений и четкое определение повинностей и земельных наделов крестьян (инвентаризация). Сведения, занесенные в инвентари, в дальнейшем не подлежали изменению. Правительство, таким образом, стремилось взять на себя «примирительную» роль арбитра, регулирующего отношения между помещиками и крепостными крестьянами.
Крестьянский вопрос
Важным явлением в жизни общества стала реформа в отношении государственной деревни (1837-1841), проведенная под руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева. Эта реформа способствовала улучшению экономических и социальных условий жизни и деятельности «казенных» крестьян, которые составляли более 34 % всего податного сельского населения. Размер взимаемого с них оброка стал соотноситься с доходностью крестьянского надела. В деревне создавались кредитные кассы, которые выдавали нуждавшимся крестьянам ссуды на льготных условиях. Уделялось внимание вопросам народного образования и медицинской помощи. В течение двадцати лет было заведено свыше 2,4 тыс. сельских приходских училищ, в том числе для девочек, что способствовало повышению уровня крестьянской грамотности. В деревнях организовывались медицинские и ветеринарные пункты. В то же время проведенная П.Д. Киселевым реорганизация управления государственной деревней, основанная на сочетании принципа крестьянского самоуправления с принципом казенного попечительства, привела к утяжелению чиновничьего бремени над крестьянами. Как писал А.Х.Бенкендорф, если «прежде целый уезд жертвовал на одного исправника и двух или трех заседателей», то «ныне на счет крестьян живут десятки чиновников».
Во второй четверти XIX века Россия вступила в начальную фазу промышленного переворота, который в передовых странах Западной Европы развивался уже не одно десятилетие. Николай I, будучи консерватором в вопросах политических и социальных, в то же время сочувственно относился к техническому прогрессу и содействовал распространению его достижений в России. При нем в империи были построены первые железные дороги с паровозной тягой: в 1837 году - от Петербурга до Царского Села и в 1851 году - дорога Петербург - Москва. На правление Николая I приходится и строительство половины всей сети шоссейных дорог, проложенных в России до 1917 года. Правительство в те годы проявляло заботу о подготовке технических кадров и развитии науки. Были открыты Лесной и Технологический институты в столице, Межевой и Земледельческий институты в Москве, получила развитие система медицинских факультетов в университетах. Пулковскую обсерваторию, открывшуюся в 1839 году, редактор американского «Астрономического журнала» В. Гулд назвал «астрономической столицей мира». И все-таки промышленно-экономическое развитие России шло медленными темпами. Крепостная зависимость крестьян, жесткая регламентация общественной жизни, сословное деление населения явились важнейшими условиями, не позволявшими в полной мере реализовать созидательный потенциал общества.
Тема 10.5. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов
XIX века. Контрреформы
План:
-
Введение -
Отмена крепостного права -
Либеральные реформы Александра II-
- Смягчение цензуры
- Земская реформа
- Судебная реформа
- Городская реформа
- Военная реформа
- Реформа образования
-
Покушение и гибель царя -
Контрреформы Александра III
Введение
Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.
Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856. С воцарением Александра наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации в августе 1856 он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31, приостановил на 3 года рекрутские наборы, в 1857 ликвидировал военные поселения. Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение 4-х лет (от учреждения Секретного комитета 1857 до принятия закона 19 февраля 1861) проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право.
Отмена крепостного права
Отмена крепостного права – важнейшая реформа Александра, за которую он получил прозвище Освободитель. 3 января 1857 года для рассмотрения вопроса отмены крепостных отношений составлен был новый секретный комитет из ближайших доверенных лиц. 19 февраля окончательный текст закона об освобождении и устройстве быта крестьян, а также Высочайший манифест об этом были подписаны, а 5 марта манифест прочитали во всех церквях.Основной акт - «Общее положение о крестьянах, выше дших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:
1. Крестьяне перестали считаться крепостными.
2. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
3. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
4. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.