Файл: Т к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции. По содержанию деятельности учащихся урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Выполнение изделия в целом
Отметка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Отметка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Отметка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его н6азначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда.)
2. Отдельные технологические операции
Отметка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделий из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).
Отметка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое – отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более одной ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й к4ласс).
Отметка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс). Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учет усвоения программных требований каждым ребенком. Примерная схема учета программных знаний и умений для 1-го класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для 2-4-х классов. Оценка может быть объективн6ой в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В план урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников – умения правильно и точно резать по линиям разметки, у следующих 3-4 учеников – умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда. Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.
Формы работы студентов
- Самостоятельная подготовка и проведение уроков технологии с использованием современных технологий.
- Подготовка и проведение различных видов внеурочной работы по художественно-эстетическому циклу дисциплин.
Профессиональные умения и знания
Студент должен:
-
знать образовательный стандарт начального общего образования по технологии (см. приложение);
-
уметь отбирать содержание и оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся; -
уметь анализировать содержание экспериментальных (альтернативных) программ и учебников, вносить необходимые изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический и наглядный материал; -
владеть способами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе; -
уметь осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность младших школьников в учебной и внеучебной работе по художественно-эстетическим дисциплинам; -
уметь разрабатывать материалы для проведения обучающего этапа эксперимента и реализовывать их в практике работы в школе.
Критерии оценки деятельности студента
При оценивании урока методист должен ориентироваться на умения, составляющие основу деятельности учителя по подготовке и проведению урока. Анализируя урок, проведенный студентом, методист руководствуется следующими критериями:
- умение студента определить место данного урока в системе всей темы;
- умение верно сформулировать тему, цели урока, реализовать их на уроке;
- умение определить структуру урока в соответствии с целью и логические связи между отдельными фрагментами;
- умение организовать познавательную деятельность детей на уроке, обеспечить выбор оптимальных методов и приемов обучения;
- умение ставить учебную задачу и реализовать ее в содержании урока и в выборе метода;
- умение сформулировать вопросы и задания ученикам, ставить их в определенной последовательности;
- умение организовать на уроке работу с учебником и другими средствами обучения;
- умение устанавливать межпредметные связи;
- умение контролировать процесс и результаты учебной работы, оценивать достижения учащихся.
В итоге методист определяет, достигнуты ли цели урока, реализован ли намеченный план, высказывает свои пожелания для дальнейшей работы студента и оценивает урок в целом.
«Отлично» - ставится за урок, самостоятельно и творчески подготовленный (степень самостоятельности возрастает от этапа к этапу педагогической практики), на котором решены поставленные задачи; правильно определено содержание и объем учебного материала; использованы оптимальные методы и приемы работы; учащиеся усвоили материал урока; у них сформировались необходимые представления и понятия по теме; максимально
активизировалась самостоятельная работа учащихся; выдержаны этапы урока и их соразмерность; эффективно использованы наглядные материалы и другие средства обучения; объективно выставлены оценки; студент не допустил фактических и методических ошибок, обнаружил общую, педагогическую и речевую культуру.
«Хорошо» - ставится за урок, удовлетворяющий всем основным требованиям, предъявленным к отличному уроку, но имеющий некоторую нечеткость в работе студента; студент допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержал соразмерность этапов урока и т.п.
«Удовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи выполнены не полностью; работа носила нечеткий характер, были допущены некоторые ошибки в изложении фактического материала.
«Неудовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи не были выполнены; учащиеся не поняли материал; студент допустил грубые фактические и методические ошибки; познавательная активность учащихся не стимулировалась.
Отметка «неудовлетворительно» ставится также за неявку на урок без уважительной причины и без предупреждения.
Приложение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
-
приобретение начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, их применение в практической деятельности; -
формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; -
развитие творческих способностей, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук в процессе различных видов технологической деятельности; -
воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда; -
овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей деятельности, применения правил сотрудничества в коллективной деятельности; -
получение опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимой объектов труда.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ОБЩЕТРУДОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовая деятельность человека. Мир профессий (общее представление об особенностях различных профессий). Традиционные ремесла.Семейные трудовые традиции. Предметы рукотворного мира. Современная техника. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека (общее представление). Организация трудовой деятельности. Постановка цели, планирование, оценка своей деятельности. Распределение рабочего времени. Осуществление кооперирования и сотрудничества в трудовом процессе. Умение рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами. Моделирование несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности): выдвижение идеи, поиск решения и коллективный выбор лучшего варианта, выбор средств достижения поставленной цели, изготовление изделия, оценка результатов.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ДОМАШНИЙ ТРУД
(опыт практической деятельности).
Многообразие материалов: природные материалы, древесина, бумага, картон, металл, ткань, пластичные материалы (называние, сравнение, использование). Сферы применения различных материалов. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Поиск и применение информации для решения практических задач: определение формы, размеров, последовательности сборки и изготовления изделий по рисункам, схемам и чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов (линейки, угольника, циркуля). Использование измерений для решения практических и учебных задач. Оценка и контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение.
Изготовление плоскостных и объемных изделий из различных материалов. Основные технологические операции: резание, лепка, тиснение, плетение, сгибание, складывание,. Способы соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.