Файл: Сегодня мы с вами поговорим о рисовании. Обратимся к истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня мы с вами поговорим о рисовании. Обратимся к истории. Все артефакты, добытые исследователями, говорят нам о том, что человечество всегда стремилось украсить свой быт: посуда, одежда, украшения… Мастерство художников росло, и на сегодняшний день в мире существует множество богатых музейных коллекций: Лувр, Эрмитаж, краеведческие музеи, частные коллекции. Все это говорит нам о том, что творчество актуально вчера, сегодня и завтра. Чтобы не происходило в мире, тяга человека к прекрасному не иссякает. Вы со мной согласны?
Как отмечают психологи, В.С.Мухина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, творчество – это деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира.
Большинство исследователей детского творчества сходятся во мнении, что обучать рисованию детей необходимо и начинать обучение нужно как можно раньше с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта. Согласитесь: если дошкольник владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности, тогда детское желание объединяется с возможностью и в этом случае ребенок испытывает радость от деятельности.
На современном этапе рисование по новым стандартам дошкольного образования относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Бесспорно, изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цветами, ребенок понимает – вот в жизни счастье! К сожалению, взрослые не всегда разделяют эти чувства. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Нужно только уметь направить творчество малыша в нужное русло.
Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей. Так как для полноценного восприятия художественного образа детям необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.
Пейзаж является одним из жанров в живописи. Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, морской, индустриальный пейзаж.
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Морской пейзаж - марина (от итальянского marina, от латинского marinus - морской) - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии. Художники, изображающие море, называются маринистами.
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
Элементами пейзажа могут быть деревья, растительный покров, водоемы, небо, земля, воздух и свет. Несомненно, важной частью пейзажа являются растительный покров и деревья. Именно с них мы начинаем учить детей основам рисования пейзажа. Дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи в средней группе. А в младшей мы учим рисовать первое дерево.
Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев разных пород в предметном рисовании:
- Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.
- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.
- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.
- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.
- Учить применять разную технику рисования.
- Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.
Для каждой возрастной группы дошкольников постановка задач при обучении предметному рисованию имеет свою специфику.
Детей не нужно принуждать, они любят рисовать.
А вы любите рисовать? Есть ли среди вас те, кто умеет рисовать на профессиональном уровне? Может быть, кто-то из вас неплохо срисовывает?
В детский сад дети приходят с разным потенциалом, кто-то проявляет интерес к математике, кому-то интересней музыка, рисование или двигательная деятельность. Но часто бывает так, что ребенок хочет нарисовать что-то, но не знает как.
Согласитесь, алгоритм рисования предмета упрощает работу ребенка над созданием сюжетного рисунка.
Давайте поподробнее остановимся на этапах рисования деревьев в разных возрастных группах.
Рисование елей
Младшая группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью.
Объяснение:
Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева-направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт).
Средняя группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола
, средней толщины для веток и тонкую для хвои.
Объяснение:
Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева-направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.
Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник.
Старшая группа
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.
Объяснение:
Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» - маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.
Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.
Подготовительная группа
Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра - на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.
Объяснение:
Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.
Рисование деревьев
Младшая группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.
Объяснение:
Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева-направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева-вверх к солнышку.
Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.
Средняя группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.
Объяснение:
Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.
Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.
В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.
Старшая группа
Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.
Сосна
Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.
Объяснение:
У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки.