Файл: Проект Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бесспорно, ряд положений являются спорными и дискуссионными, каждый учитель может выбирать собственные подходы к методики или же продолжить продолженный список, основываясь на собственном опыте. Эта важная проблема для обсуждения на педагогических советах, методических объединениях учителей.
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
Анализ результатов анкетирования учителей, наблюдение уроков позволил заключить, что методические приемы, используемые педагогами в работе с документами, носят преимущественно иллюстративный, воспроизводящий характер. Это свидетельствует о том, что педагоги не в полной мере владеют методикой работы с документами.
Привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: труженика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина, человека.
Привлекая документы на урок, учитель должен знать, что существует классификация документов, соответствующая новым целям и содержанию правоведческого (граждановедческого) курса и включающая в себя:
iИнформационные документы (краткие сообщения, репортажи из газет и журналов). В основе информационного сообщения лежит факт. Работа с такими материалами дает возможность учить школьников составлять факты, самостоятельно анализировать их, делать выводы на их основе, давать комментарии, личную оценку того, о чем сообщается в газете. Задания, раскрывающее возможности того вида документов должны быть направлены на самостоятельное объяснение фактов, изложенных в документ; нахождение связи между фактом и социальной проблемой; составление комментария к сообщаемым фактам; самостоятельный тематический подбор информационных сообщений; целенаправленную выборку фактов.
Личные документы (письма, дневники, записи). Работа с личными документами направлена на понимание ценности человека как личности, его духовного мира, нравственных ориентиров. В письмах, дневниках, личных записях автор раскрывает себя, выражает свою индивидуальность. Целенаправленное использование личных документов позволяет учащимся сопоставлять собственное восприятие с внутренним миром автора документа, определить свое отношение к мыслям, оценочным суждениям автора, его личности.
Научные и научно-популярные тесты (фрагменты из научных книг, статей). Фрагменты из научных и научно-популярных статей отражают знания, накопленные наукой за многие годы ее развития и современные тенденции научной мысли. Педагогическая целесообразность использования научных текстов видится в том, что они содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях научного познания. Задания по работе с научными текстами в основном должны быть направлены на выявление научных выводов и их аргументации; методов научного познания; определение доказательной базы научных знаний.
Нормативные документы (законы, указы, уставы, договоры, постановления правительства и т.д.). Назначение нормативных документов заключается в регулировании поведения людей в государстве. Язык того документа характеризуется рядом особенностей – это повелительный стиль изложения, четкость и точность мысли, специальная терминология. Педагогическая значимость нормативных текстов заключается в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции. Для работы с эти видом документов необходимы задания, прежде всего, на понимание текста документа; понимание специальных терминов, используемых в документе; выявление социальной значимости нормы; применение юридических нормы по отношению к ситуации; нахождение соответствующих примеров в реальной практике деятельности человека; понимание необходимости применения юридической нормы.
Политико-идеологические документы (документы партий, общественно-политических организаций, выступления политических деятелей, социально-экономические программы). Документы этого вида выражают ближайшие и долгосрочные цели политических организаций; характеризуют методы их достижения. Для плодотворной работы по политико-идеологическим документам рекомендуются задания на распознание интересов определенных социальных групп, проявляющихся в декларациях, программах, заявлениях; сравнение интересов различных общественных групп; выявление национальных и социально-групповых ценностей; определение объединяющей роли национальных и общечеловеческих ценностей.
Публицистические материалы (публицистические статьи, интервью)
Публицистика рассматривает важнейшие политические, экономические и другие аспекты общества. Она выражает мнение автора по социально значимой проблеме. Цель публицистики – воздействовать на современное общественное мнение, нравы, существующие политические институты, укрепить или изменить их. Педагогические цели привлечения публицистики заключаются в том, чтобы развивать интерес к проблеме, формировать личностное отношение к ней. Задания прежде всего, должны быть направлены на выявление позиции публициста, оценочных суждений и их аргументации; сопоставление авторской позиции и позиции ученика по общественной проблеме; формирование личностного отношения к проблеме, заявленной в тексте.
Статистический материал (цифровой материал, описи, таблицы и т.д.) отражает массовые явления общественной жизни, выраженной в цифрах. Характерной чертой статистики является то, что на ее основе прогнозируются ситуации, явления, процессы. Педагогические возможности статистических материалов состоят в том, что во-первых, они выступают носителями информации о процессах, происходящих в стране и мире; во-вторых, основываясь на этих данных можно изучать динамику социальных изменений. Эффективны задания на извлечения данных из документа; их самостоятельное объяснение; сопоставление полученной информации с наблюдаемой действительностью; прогнозирование развития изучаемого процесса; личную оценку тенденций развития.
Философские тексты (фрагменты их философских трудов) Использование философских текстов помогает увидеть своеобразие философского мышления. Работая с философскими текстами, ученик соприкасается с языком, стилем, логикой изложения, носящими, индивидуальных авторский характер. Целесообразно использовать задания на понимание специфики языка текста; осознания мировоззренческой проблемы, заключенной в тексте; раскрытие миропонимания философа.
Анализ обязательного минимума содержания правового образования, как в основной, так и в старшей школе показал, что изучение учебного материала по всем содержательным линиям (общество, человек, право, социальная сфера, духовная культура, политика) в полной мере может быть обеспечено документами различных видов.
Принципы отбора документов заключаются в следующем:
-
Необходимо отбирать документы, прежде всего, из числа источников тех общественных наук, на которых базируется новый курс (политологии, философии, правоведения и т.д.) -
В курсе должно быть представлено многообразие документов, чтобы отразить многогранность реальной жизни, различных видов человеческой деятельности (научной, познавательной, трудовой, предпринимательской, политологической) -
При отборе документов необходимо придерживаться принципа системности, который заключается в том, чтобы документы должны быть объединены целями и задачами обществоведческого курса, а их содержание включено в систему знаний, представленных в учебнике. Отбор документов должен быть ориентирован на основные понятия и ведущие идеи урока, темы. -
Отбор документов должен проводиться с учетом психологических особенностей учащихся основной и старшей школы. Необходимо отбирать документы, которые будут соответствовать интересам и возможностям определенной возрастной группы учащихся. -
Документ должен быть доступен и при определенных умственных усилиях понятен учащимся по содержанию и форме. В этом случае задание, поставленное к документу, будет развивать мышление ученика. Важно учитывать уровень знания и умений учащихся, тот понятийный аппарат, который формируется и в рамках курса, и при изучении других предметов в конкретном классе. -
При отборе документа документов важна реализация принципа развивающего обучения, который регулирует соотношение достигнутого и планируемого уровней деятельности, нацеливает на ее постепенное усложнение.
Преподавание права в школе дает огромную возможность для учащихся приобрести навыки понимания и анализа документов. При этом важно понимать разницу между анализом документа и его конспектированием. Если конспект является неким кратким изложением основных мыслей и возможно собственного отношения учащихся к ним, то анализ представляет собой сложный процесс, который предусматривает большую подготовительную работу, дополнительных источников и формулировки ряда умозаключений. Предлагаем варианты анализа документа, разработанные российскими и американскими педагогамиii.
Схема анализа документа, предлагаемая руководителем отдела гражданского образования Центра гражданского А.Иоффе.1
-
Общие сведения о документе (автор, название, выходные данные) -
Вид документа -
Историческая обстановка -
Адресат -
Цели и задачи документа -
Факты -
Основные понятия -
Затронутые проблемы -
Основные идеи (выводы, главные мысли) -
Вопросы к документу или автору -
Система ценностей (или идеология), отраженная в документе -
Стилистические особенности -
Уровень эмоциональности -
Возможные сравнения с другими документами -
Историческое значение документа -
Основные части, на которые можно разбить документ.
Схема анализа документа, предлагаемая профессором США Стивен Шехтором
-
Кто автор документа? Кто кроме автора участвовал в подготовке документа? Что Вы знаете об этих людях? Что дополнительно Вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? -
Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? -
Гле произошли события, о которых говориться в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события? -
Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? -
Почему создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события? -
Как изучаемый документ помог Вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Схема анализа документов,предлагаемая методистами в области гражданского образования США С. Сигас, Д. Любек, Д. Кэррол.
-
Как можно охарактеризовать тон автора (формальный, злой, уважительный, раздражительный и т.д.) -
Кто предполагаемые читатели? (На какую группу лиц обращен документ?) -
Какова цель документа? Проливает ли он свет на проблему? -
Есть ли противоречащие идеи внутри текста (или при сравнении текста двух и более документов)? -
Сравните два документа или два отрывка одного документа или все предложенные документы? -
Помогает ли документ лучше понять данный исторический период -
Каково прошлое автора? Откуда они? Отличалась бы работа историка из другой страны? Почему? -
Как бы данное время описал сторонник другой идеологической позиции? -
Первичные или вторичные источники представляют собой документы? -
Какие другие источники помогли бы продолжить исследование данной проблемы? -
Есть ли необходимость в обращении к другим источникам? Почему?