Файл: Проект Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бесспорно, ряд положений являются спорными и дискуссионными, каждый учитель может выбирать собственные подходы к методики или же продолжить продолженный список, основываясь на собственном опыте. Эта важная проблема для обсуждения на педагогических советах, методических объединениях учителей.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ


Анализ результатов анкетирования учителей, наблюдение уроков позволил заключить, что методические приемы, используемые педагогами в работе с документами, носят преимущественно иллюстративный, воспроизводящий характер. Это свидетельствует о том, что педагоги не в полной мере владеют методикой работы с документами.

Привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: труженика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина, человека.

Привлекая документы на урок, учитель должен знать, что существует классификация документов, соответствующая новым целям и содержанию правоведческого (граждановедческого) курса и включающая в себя:

iИнформационные документы (краткие сообщения, репортажи из газет и журналов). В основе информационного сообщения лежит факт. Работа с такими материалами дает возможность учить школьников составлять факты, самостоятельно анализировать их, делать выводы на их основе, давать комментарии, личную оценку того, о чем сообщается в газете. Задания, раскрывающее возможности того вида документов должны быть направлены на самостоятельное объяснение фактов, изложенных в документ; нахождение связи между фактом и социальной проблемой; составление комментария к сообщаемым фактам; самостоятельный тематический подбор информационных сообщений; целенаправленную выборку фактов.

Личные документы (письма, дневники, записи). Работа с личными документами направлена на понимание ценности человека как личности, его духовного мира, нравственных ориентиров. В письмах, дневниках, личных записях автор раскрывает себя, выражает свою индивидуальность. Целенаправленное использование личных документов позволяет учащимся сопоставлять собственное восприятие с внутренним миром автора документа, определить свое отношение к мыслям, оценочным суждениям автора, его личности.

Научные и научно-популярные тесты (фрагменты из научных книг, статей). Фрагменты из научных и научно-популярных статей отражают знания, накопленные наукой за многие годы ее развития и современные тенденции научной мысли. Педагогическая целесообразность использования научных текстов видится в том, что они содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях научного познания. Задания по работе с научными текстами в основном должны быть направлены на выявление научных выводов и их аргументации; методов научного познания; определение доказательной базы научных знаний.


Нормативные документы (законы, указы, уставы, договоры, постановления правительства и т.д.). Назначение нормативных документов заключается в регулировании поведения людей в государстве. Язык того документа характеризуется рядом особенностей – это повелительный стиль изложения, четкость и точность мысли, специальная терминология. Педагогическая значимость нормативных текстов заключается в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции. Для работы с эти видом документов необходимы задания, прежде всего, на понимание текста документа; понимание специальных терминов, используемых в документе; выявление социальной значимости нормы; применение юридических нормы по отношению к ситуации; нахождение соответствующих примеров в реальной практике деятельности человека; понимание необходимости применения юридической нормы.

Политико-идеологические документы (документы партий, общественно-политических организаций, выступления политических деятелей, социально-экономические программы). Документы этого вида выражают ближайшие и долгосрочные цели политических организаций; характеризуют методы их достижения. Для плодотворной работы по политико-идеологическим документам рекомендуются задания на распознание интересов определенных социальных групп, проявляющихся в декларациях, программах, заявлениях; сравнение интересов различных общественных групп; выявление национальных и социально-групповых ценностей; определение объединяющей роли национальных и общечеловеческих ценностей.

Публицистические материалы (публицистические статьи, интервью)

Публицистика рассматривает важнейшие политические, экономические и другие аспекты общества. Она выражает мнение автора по социально значимой проблеме. Цель публицистики – воздействовать на современное общественное мнение, нравы, существующие политические институты, укрепить или изменить их. Педагогические цели привлечения публицистики заключаются в том, чтобы развивать интерес к проблеме, формировать личностное отношение к ней. Задания прежде всего, должны быть направлены на выявление позиции публициста, оценочных суждений и их аргументации; сопоставление авторской позиции и позиции ученика по общественной проблеме; формирование личностного отношения к проблеме, заявленной в тексте.


Статистический материал (цифровой материал, описи, таблицы и т.д.) отражает массовые явления общественной жизни, выраженной в цифрах. Характерной чертой статистики является то, что на ее основе прогнозируются ситуации, явления, процессы. Педагогические возможности статистических материалов состоят в том, что во-первых, они выступают носителями информации о процессах, происходящих в стране и мире; во-вторых, основываясь на этих данных можно изучать динамику социальных изменений. Эффективны задания на извлечения данных из документа; их самостоятельное объяснение; сопоставление полученной информации с наблюдаемой действительностью; прогнозирование развития изучаемого процесса; личную оценку тенденций развития.

Философские тексты (фрагменты их философских трудов) Использование философских текстов помогает увидеть своеобразие философского мышления. Работая с философскими текстами, ученик соприкасается с языком, стилем, логикой изложения, носящими, индивидуальных авторский характер. Целесообразно использовать задания на понимание специфики языка текста; осознания мировоззренческой проблемы, заключенной в тексте; раскрытие миропонимания философа.

Анализ обязательного минимума содержания правового образования, как в основной, так и в старшей школе показал, что изучение учебного материала по всем содержательным линиям (общество, человек, право, социальная сфера, духовная культура, политика) в полной мере может быть обеспечено документами различных видов.

Принципы отбора документов заключаются в следующем:

  1. Необходимо отбирать документы, прежде всего, из числа источников тех общественных наук, на которых базируется новый курс (политологии, философии, правоведения и т.д.)

  2. В курсе должно быть представлено многообразие документов, чтобы отразить многогранность реальной жизни, различных видов человеческой деятельности (научной, познавательной, трудовой, предпринимательской, политологической)

  3. При отборе документов необходимо придерживаться принципа системности, который заключается в том, чтобы документы должны быть объединены целями и задачами обществоведческого курса, а их содержание включено в систему знаний, представленных в учебнике. Отбор документов должен быть ориентирован на основные понятия и ведущие идеи урока, темы.

  4. Отбор документов должен проводиться с учетом психологических особенностей учащихся основной и старшей школы. Необходимо отбирать документы, которые будут соответствовать интересам и возможностям определенной возрастной группы учащихся.

  5. Документ должен быть доступен и при определенных умственных усилиях понятен учащимся по содержанию и форме. В этом случае задание, поставленное к документу, будет развивать мышление ученика. Важно учитывать уровень знания и умений учащихся, тот понятийный аппарат, который формируется и в рамках курса, и при изучении других предметов в конкретном классе.

  6. При отборе документа документов важна реализация принципа развивающего обучения, который регулирует соотношение достигнутого и планируемого уровней деятельности, нацеливает на ее постепенное усложнение.


Преподавание права в школе дает огромную возможность для учащихся приобрести навыки понимания и анализа документов. При этом важно понимать разницу между анализом документа и его конспектированием. Если конспект является неким кратким изложением основных мыслей и возможно собственного отношения учащихся к ним, то анализ представляет собой сложный процесс, который предусматривает большую подготовительную работу, дополнительных источников и формулировки ряда умозаключений. Предлагаем варианты анализа документа, разработанные российскими и американскими педагогамиii.

Схема анализа документа, предлагаемая руководителем отдела гражданского образования Центра гражданского А.Иоффе.1


  1. Общие сведения о документе (автор, название, выходные данные)

  2. Вид документа

  3. Историческая обстановка

  4. Адресат

  5. Цели и задачи документа

  6. Факты

  7. Основные понятия

  8. Затронутые проблемы

  9. Основные идеи (выводы, главные мысли)

  10. Вопросы к документу или автору

  11. Система ценностей (или идеология), отраженная в документе

  12. Стилистические особенности

  13. Уровень эмоциональности

  14. Возможные сравнения с другими документами

  15. Историческое значение документа

  16. Основные части, на которые можно разбить документ.

Схема анализа документа, предлагаемая профессором США Стивен Шехтором


  1. Кто автор документа? Кто кроме автора участвовал в подготовке документа? Что Вы знаете об этих людях? Что дополнительно Вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?

  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?

  3. Гле произошли события, о которых говориться в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  5. Почему создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?

  6. Как изучаемый документ помог Вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Схема анализа документов,предлагаемая методистами в области гражданского образования США С. Сигас, Д. Любек, Д. Кэррол.


  1. Как можно охарактеризовать тон автора (формальный, злой, уважительный, раздражительный и т.д.)

  2. Кто предполагаемые читатели? (На какую группу лиц обращен документ?)

  3. Какова цель документа? Проливает ли он свет на проблему?

  4. Есть ли противоречащие идеи внутри текста (или при сравнении текста двух и более документов)?

  5. Сравните два документа или два отрывка одного документа или все предложенные документы?

  6. Помогает ли документ лучше понять данный исторический период

  7. Каково прошлое автора? Откуда они? Отличалась бы работа историка из другой страны? Почему?

  8. Как бы данное время описал сторонник другой идеологической позиции?

  9. Первичные или вторичные источники представляют собой документы?

  10. Какие другие источники помогли бы продолжить исследование данной проблемы?

  11. Есть ли необходимость в обращении к другим источникам? Почему?