Файл: Проект Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преподаватель может использовать разные способы работы документами. Например, можно предложить учащимся определить жанр текста, к какой сфере правовых отношений относятся затронутые в тексте проблемы, общие впечатления от чтения документа, тематика, идея документа, пафос, сюжет.
Одним из приемов работы с документами может стать “мозаика” -документ разделяется на два или более частей, а затем составляется общее впечатление. (Этот прием предполагает четко ограниченное время на подготовку и работу только со своим фрагментом.)
Применение такой формы работы, как анализ документа, позволяет решить проблему самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, облегчить оценивании в преподавании права. Кроме того, не следует забывать и об огромном потенциале установления межпредметных связей, так как определенный подбор документов может эффективно объединить практически все предметы школьной программы.
Задания:
-
Подберите несколько небольших документов (или отрывков из документов) по одной из тем, которые изучаются в курсе права. Поставьте вопросы к каждому, а также вопросы ко всем документам. -
Рассмотрите представленные выше схемы анализа документа. Найдите в каждой из них сильные стороны и возможные трудности при их применении в преподавании. Какая из схем предоставляется Вам более удачной? -
Попробуйте составить собственную схему анализа документа
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИiii
Проблемы разработки и внедрения новых игровых технологий имеет серьезное теоретическое и практическое значение. От них во многом зависит эффективность преподавания права, поэтому в этой главе рассмотрим возможности применения некоторых игровых технологий.
Игровая технология позволяет школьникам встать на место любого руководителя, специалиста, работника, потребителя, простого человека, который так или иначе включен в общественные отношения общества, и “ на практике” (пусть даже в игровой форме), а не умозрительно ощутить результаты своих собственных действий. Это способствует углубленному пониманию внутренних закономерностей изучаемого объекта и процесса, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.
iv
Рассмотрим основные педагогические возможности, применения игровых технологий:
-
Повышается интерес к учебным занятиям; -
Растет познавательная активность школьников в процессе обучения, сто позволяет получать и усваивать большое количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре; -
Участники игры приобретают навыки принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры; -
Улучшаются отношения между участниками игры и педагогами; -
Повышается самооценка участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проявить свои возможности; -
Происходят изменения отношений к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестным.
В тоже время педагог имеет возможность:
-
Накопить новый дидактический опыт; -
Более реалистически понимать свои возможности и как, следствие, изменять методики преподавания, повысить эффективность преподавания; -
Диагностировать учащихся и реально реализовывать принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьника.
Основными элементами игры являются: имитация( действие в определенной ситуации по заранее известным правилам и с соблюдением уже установленных ритуалов; подражание поведению других, которое дает возможность познакомиться со многими аспектами такого поведения и понять их значение); ролевой элемент ( роли участников и их действия в этой роли, ролевая игра не требует точной имитации); деловой элемент (постановка задачи и шаги по ее выполнению); моделирование (создание определенной модели ситуации, при этом правила и ритуалы вырабатываются участниками игры, а не даются изначально; метод исследования объектов на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих в природе и обществе предметов, при этом устанавливается сравнительно большое количество правил и остается меньший простор для изменения внешних условий). Учебная игра может проводиться как при наличии всех перечисленных элементов, так и с использованием некоторых из них.
Наиболее распространенные характеристики игрового взаимодействия:
добровольность;
отсутствие направленности на достижение какой либо явной цели;
подразумевает повторение уже освоенных действий;
может сопровождаться «игровыми сигналами» определенным тоном голоса, подчеркнутыми движениями и жестами.
Учебная игра «Неприкосновенность частной жизни»
Игра начинается с предварительного вопроса: «Что важно учитывать в общении с человеком?» Ответы могут быть разные, но важно выйти на понятие частной неприкосновенности, особого жизненного пространства человека. Учитель образует несколько групп, которые должны придумать ситуацию с неприкосновенностью личной жизни.
У каждой группы может быть одна или несколько линий отношений: дети дети; школьник учитель; дети родители: дети окружающие взрослые.
Каждая группа придумывает по 3 сценки, одну показывает, а о других рассказывает. Акцент делается на нарушении «личного пространства»
Вопросы после каждого выступления: как можно оценивать поступки каждого участника сценки. Могли ли эти поступки быть изменены? У чему привело подобное поведение? Могли ли измениться поступки в другой ситуации?.
Возможные ситуации: подслушивание телефонных разговоров; прочитанное чужим письмо или дневник; учитель перед классом обсуждает личные мысли; разглашение секрета и.т.п.
Итогом игры является обсуждение правил защиты частной жизни и выбора стратегии поведения с другими людьми с её учетом.
Вопросы для обсуждения:
Когда чаще всего нарушается частная жизнь человека?
Где может происходить вмешательство в личную жизнь?
Почему другие вмешиваются в Вашу личную жизнь? Как это предотвратить?
Как законодательство регулирует неприкосновенность частной жизни?
В игре можно использовать Всеобщую декларацию прав человека (ст.12), Конституцию Российской Федерации (ст.23)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИv
1.Метод всех возможных вариантов
("дерево решений”)vi
Так называется техника, используемая для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Данная методика применяется также при анализе ситуаций и помогает достичь полного "снимания причин, которые привели к принятию того или иного важного решения в прошлом.
Эта методика позволяет учащимся лучше понять механику принятия сложных решений, "переварить" противоречивые данные. Она помогает преподавателю с большей точностью в ненавязчивой форме оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся.
Участники обсуждения детально анализируют все возможные варианты мнений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них, а также те проблемы, которые они могут за собой повлечь. В ходе обсуждения участники заполняют таблицу:
Проблема
Вариант I
преимущества недостатки
__________________ ___________________
__________________ ____________________
Вариант 2
преимущества недостатки
_____________ _________________
_____________ _________________
Вариант 3
преимущества недостатки
______________ _______________
______________ _______________
2. Методика проведения обсуждения
-
В начале преподаватель ставит задачу для обсуждения. -
Участникам дается базовая информация по проблеме, события, факты, документы, ситуации и т.д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения). -
Преподаватель делит учащихся на группы по 4-6 человека. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания.(10-20 мин). -
Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решения по проблеме
Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы учащихся.
Ниже, приведены несколько ситуаций при обсуждении которых может быть использована эта методика:
Сравните два утверждения и заполните таблицу:
“Не нужно тратить много сил для доказательства невыполнимости принципиального воздержания от политики. Государство и общество таким железным кольцом охватило всю нашу жизнь
, что вполне освободиться от него нет никакой физической возможности. Толстовское “неделание” и монашеское отречение от мира на самом деле нисколько не освобождают от этого кольца, ибо пассивное отношение поддерживает и укрепляет существующий строй в такой же мере, как революционный образ действий его расшатывает” (С. Булгаков, русский философ).
“Люди, живущие в демократическом обществе и не видящие вокруг ни начальников, ни подчиненных, лишенные привычных и обязательных социальных связей, охотно замыкаются в себе и полагают себя от личных дел, чтобы заняться делами общественными, поэтому естественно их желание переложить эти заботы на того единственного очевидного и постоянного выразителя коллективных интересов, каким является государство.
Они не просто теряют вкус к общественной деятельности, но часто у них просто не хватает на нее времени. В демократическом обществе частная жизнь принимает столь активные формы, становится столь беспокойной. Заполненной желаниями и работой, что на политическую жизнь у человека не остается ни сил, ни досуга” (А. Токвиль, французский социолог).
ДА
преимущества недостатки
_______________ _______________
НЕТ
преимущества недостатки
_______________
____________________ Ваше решение
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
9
3. Свободные дебаты
9
(Все участники имеют равное право голоса)
Свободные дебаты в больших аудиториях (до нескольких десятков участников) позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями. К сожалению, опыт проведения таких дискуссий показывает, что их организаторы сталкиваются с практически непреодолимыми трудностями, возникающими в силу следующих причин:
• нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) забивают" других, не давая сказать им ни слова;
• участники дискуссии часто отклоняются от заданной темы;
• сложно вести логически связную запись всех предложений и идей, высказываемых участниками свободных дебатов;
• непредсказуемость развития дискуссии препятствует достижений конструктивных решений.
Практика проведения подобных мероприятий показывает, что достичь эффективного обсуждения можно в группе, в которой не более двадцати человек. Обсуждение должен проводить хорошо подготовленный, опытный руководитель, обладающий значительным авторитетом среди участников.