Файл: 1. Понятие и система Особенной части уголовного права и уголовного законодательства. Соотношение Общей и Особенной частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (ст. ст. 111, 112 УК и др.).

5. Побои могут оставить после себя следы на теле потерпевшего (ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие раны и т.п.), но могут быть и без каких-либо видимых повреждений. Повреждения фиксируются экспертом; он их описывает, отмечая характер, локализацию, признаки, свидетельствующие о свойствах причинившего их предмета, давности и механизме образования. При этом указанные повреждения не квалифицируются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.

6. Если побои не оставляют после себя объективных следов, то в экспертном заключении отмечаются жалобы потерпевшего, в том числе при пальпации тех или иных частей тела, отсутствие объективных признаков повреждений. Тяжесть вреда здоровью при этом также не определяется. В подобных случаях установление факта побоев осуществляется органами предварительного расследования, прокурором и судом на основании немедицинских данных.

7. К иным насильственным действиям могут быть отнесены заламывание и выкручивание рук, щипание, сдавливание частей тела, связывание, защемление кожи, вырывание клока волос и т.п.

Они получают уголовно-правовую оценку по ст. 116 УК при наличии двух условий: 1) не повлекли последствий, указанных в ст. 115 УК, т.е. легкого (и тем более средней тяжести или тяжкого) вреда здоровью; 2) причинили физическую боль потерпевшему. Физической боли могут сопутствовать и психические переживания, страдания, однако обязательным признаком является причинение насильственными действиями физической боли. Если, например, не крепко связанному веревкой лицу такой боли не причиняется либо на потерпевшего оказывается лишь психическое воздействие, то ст. 115 УК неприменима.

8. Помимо возможности освобождения от уголовной ответственности по данной категории дел на основании ст. ст. 75 и 76 УК необходимо иметь в виду положения ч. 2 ст. 14 УК, которые должны применяться в силу обнаружившейся малозначительности (например, при единичных актах щипания, заламывания рук).

9. Побои как многократное нанесение ударов следует отграничивать от истязания, совершаемого путем систематического нанесения побоев (ст. 117 УК), в последнем случае речь идет о нескольких актах избиения, разделенных во времени. Побои же как самостоятельный вид преступления предполагают совпадение во времени наносимых ударов потерпевшему.


10. Преступление совершается с прямым умыслом; виновный осознает общественную опасность наносимых многократных ударов или применения иных насильственных действий, предвидит возможность или неизбежность того, что ими причиняется потерпевшему физическая боль, и желает этого.

11. При наличии обстоятельств, названных в ч. 2 комментируемой статьи, имеет место квалифицированный вид преступления. Содержание квалифицирующих признаков аналогично содержанию одноименных признаков в других преступлениях против личности.
13.Истязание.

Ст.117

1. В комментируемой статье, устанавливающей ответственность за истязание, дается законодательное определение этого понятия. Способами истязания, наряду с систематическим нанесением побоев, могут быть любые действия, связанные с многократным или длительным причинением боли: щипание, сечение, причинение множественных, хотя и небольших, повреждений тупыми или колющими предметами, воздействие термических факторов, блокирование дыхания, использование электротока, насильственные действия оскорбительного характера и т.д. 2. При наступлении в результате истязания тяжкого или средней тяжести вреда здоровью содеянное квалифицируется соответственно по п. «б» ч. 2 ст. 111 или п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ. Комментируемая статья в таких случаях не применяется в силу прямого указания в ч. 1 этой статьи. Наличие нескольких самостоятельных эпизодов нанесения побоев одному потерпевшему со значительным разрывом во времени нельзя рассматривать как истязание путем систематического нанесения побоев. 3. Большинство из квалифицирующих признаков ч. 2 комментируемой статьи совпадает с аналогичными признаками тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. В п. «г» ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено новое квалифицирующее обстоятельство — совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника. 4. Специфический для данного состава преступления квалифицирующий признак истязания — «с применением пытки» (п. «д» ч. 2). Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ комментируемая статья дополнена примечанием, в котором определяется понятие пытки «в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса». В соответствии с этим определением истязание может быть квалифицировано по п. «д» ч. 2, если оно совершено с целью получения какой-либо информации (например, сведений, составляющих коммерческую тайну), признания в чем-либо (например, в нарушении супружеской верности), принуждения к выполнению каких-либо действий (например, передачи квартиры). При пытке могут использоваться разнообразные орудия. Применение пытки в качестве средства принуждения к даче показаний квалифицируется как преступление против правосудия по ч. 2 ст. 302 УК. 5. Субъектом истязания, в том числе с применением пытки, может быть любое физическое лицо, достигшее 16 лет (общий субъект).

14.Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.

Ст.120

Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека определяются Законом РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Приказом Минздрава России № ЗОби, Российской академии наук № 3 от 04.06.2015 утвержден Перечень объектов трансплантации, а приказом Минздрава России № 307н, Российской академии наук № 4 от 04.06.2015 Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства РФ.

Статья 1 указанного Закона устанавливает, что трансплантация органов и (или) тканей от живого донора может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора. Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность по ст. 120 УК РФ.

Непосредственный объект преступления — здоровье человека. Предмет — органы или ткани человека, с целью изъятия которых и совершается деяние. К таким органам и тканям человека относятся: сердце, легкое, печень, почка, селезенка, костный мозг и другие органы и ткани человека, перечень которых определен Минздравсоцразвития России и РАМН. Органы и их части, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека (например, яйцеклетка, яичники, эмбрионы), в названный перечень не включены.

Объективная сторона выражается в принуждении живого потенциального донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей для трансплантации, сопряженном с применением физического насилия либо угрозой его применения[1].

Слово «принудить» означает «заставить что-нибудь сделать»[2]Принуждение в рамках диспозиции ст. 120 УК РФ означает незаконное воздействие (физическое или психическое) на потерпевшего с целью добиться от него согласия на донорство.


Применение насилия в процессе принуждения выражается в нанесении ударов, побоев, причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью. Эти действия не требуют самостоятельной юридической оценки, т.е. при квалификации они охватываются диспозицией ст. 120 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью в процессе принуждения образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. 120 и 111 УК РФ.

Угроза применения насилияозначает психическое воздействие на потерпевшего и состоит в явно выраженном и реально осуществимом намерении прибегнуть к физическому насилию в случае, если лицо не захочет поступить нужным для виновного образом. Угроза предполагает потенциальную возможность причинения любого физического вреда, включая угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. При этом все содеянное охватывается ст. 120 УК РФ и дополнительной квалификации не требует. Угроза может быть высказана как самому потерпевшему, так и его близким. Способ доведения угрозы до потерпевшего может быть различным (устно, письменно, по телефону, через третьих лиц и т.п.) и на квалификацию не влияет. Важно лишь то, что она воспринимается потерпевшим как реальная, т.е. у него имеются основания опасаться осуществления этой угрозы.

Если лицо принуждалось к донорству иными способами (например, обман, подкуп и др.), то содеянное не образует состава преступления, предусмотренного ст. 120 УК РФ, и в зависимости от обстоятельств подлежит квалификации но ст. 111, 112, 115 УК РФ.

Преступление образует принуждение к согласию на изъятие любых органов и тканей в качестве трансплантатов, а не только тех, которые определяются приказом Минздравсоцразвития России совместно с РАМН.

Состав формальный. Преступление считается оконченным с момента принуждения лица дать согласие на донорство своих органов или тканей, независимо от наступления общественно опасных последствий.

Если принуждение состоялось и орган и (или) ткани у потерпевшего были изъяты и тем самым ему причинен вред, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 120 и ст. 111 или 112 УК РФ, в зависимости от наступивших последствий, либо в случае наступления смерти — со ст. 105 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.


Частью 2 ст. 120 УК РФ устанавливается ответственность за то же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного. Содержание названных признаков типовое и было рассмотрено выше.
15.Заражение венерической болезнью. Заражение ВИЧ-инфекцией.

Ст.121 и 122

родовой – общественные отношения в сфере защиты личности;

видовой - общественные отношения в сфере защиты жизни и здоровья человека;

непосредственный - общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного права на здоровье и гарантирующие безопасность этого блага.

Потерпевший – любое лицо, в том числе и инфицированное венерической болезнью, отличной от той, которой его заразил виновный. Согласие потерпевшего на заражение его венерической болезнью не является основанием для освобождения виновного от уголовной ответственности (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 8 октября 1973 г. №15 "О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью"), за исключением случаев, когда между виновным и потерпевшим достигнуто примирение. Потерпевшим всегда является другой по отношению к виновному человек. Самозаражение венерической болезнью не влечет уголовной ответственности, за исключением случаев, когда оно является способом совершения иного преступления (например, предусмотренного ст. 339 УК РФ).

Объектив­ная сторона выражается в действиях или бездействии, последст­вием которых явилось заболевание другого лица венерической болезнью (сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховый лимфогра­нулематоз и т. д.). Между действиями или бездей­ствием виновного и наступившими последствиями обязательна причинная связь.

Способ заражения (половым или бытовым пу­тем) на квалификацию не влияет.

Состав преступления - материальный, преступление признается оконченным с момен­та фактического заражения венерической болезнью.

Субъективная сторона может характеризоваться как прямым или косвенным умыслом, так и неосторожностью в виде легко­мыслия или небрежности (некоторые авторы небрежность исключают, поскольку предусмотренное законом знание субъектом о наличии у него заболевания уже предполагает возможность предвидения заражения болезнью другого лица).