Файл: Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов, слушатель Преподаватель Степина Нелли Васильевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи (1160)

Дисциплина: Семейное психологическое консультирование

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель ______________________

Преподаватель:

Степина Нелли Васильевна

г. Москва – 2023




Сформулируйте терапевтическую гипотезу (стереоскопический диагноз) с точки зрения системного семейного подхода.
Согласно принципу стереоскопичности диагноза, нужно исследовать психологические особенности семьи с позиций всех ее членов, которые участвуют в конкретной ситуации. То, как каждый член семьи понимает семейные отношения и семейные взаимодействия, определяет его поведение. Здесь мы учитываем не отдельного человека, а то, как его проблема связана с семейными отношениями. В данном случае можно выделить несколько моментов:

  • Эта семья переживает четвертый семейный кризис — ребенок вступает в подростковый возраст. В связи с этим, родители чувствуют, что больше не обладают всей полнотой власти, хотя они хотят сохранить прежний иерархический порядок. Увеличивается эмоциональная дистанция между дочерью и родителями, а также напряжение в детско-родительских отношениях.

  • Вероятно, подросток также переживает внутриличностный конфликт. Можно отметить признаки депрессии: девочка стала заметно хуже учиться, сидит дома, перестала следить за собой, стала выглядеть неопрятно, неряшливо, ей лень расчесать волосы.

  • Учитывая возраст родителей, протекание семейного кризиса может осложняться личностным кризисом середины жизни родителей.

  • Стоит также рассмотреть вопрос наличия конфликтов между родителями, то есть проблем в супружеской подсистеме. Возможно, проблемы подростка переключают внимание родителей с проблем во взаимоотношениях между ними. Супружеские отношения подменяются родительским конфликтом, супруги спорят по поводу дочери, однако не обсуждают отношения между собой.

  • Возможно, мама сильно ушла в функцию и роль воспитания ребенка, и теперь, когда дочь стремится к сепарации, маме сложно определить для себя иную роль.

  • Причиной проблем родители видят только подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента, однако семья — целостная система, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.



2. Составьте план диагностической работы с данной семьей (перечислите методики, которые могут проверить данную гипотезу). Аргументируйте выбор каждой методики.


  • Предварительный этап.

Зафиксировать обращение, запрос, собрать общую информацию о семье, рассказать о правилах работы и обсудить организационные моменты. Узнать уровень мотивации подростка в плане работы с психологом. Пригласить на первичный прием нужно всех членов семьи, так как работа предусматривает системный подход.

  • Первичный прием.

Установить терапевтический альянс, создать атмосферу доверия и безопасности. Внимательно наблюдать за взаимодействием между членами семьи, как они общаются, как они сидят, кто берет инициативу. Узнать мнение каждого члена семьи в отношении причины их обращения и их ожидания от работы с психологом. Помочь сформировать запрос и заключить договор на проведение психологического консультирования.

  • Диагностический этап.

На данном этапе необходимо уточнить проблему, рассмотреть проблему с точки зрения каждого члена семьи, выявить ролевую структуру семьи. Установить, все ли члены семьи согласны с такой структурой, в случае несогласия, обсудить, почему и определить, какая структура устроила бы всех членов семьи.

Провести анализ проблемных ситуаций, сформулировать гипотезы о содержании и причинах проблемы. Провести диагностическое обследование для проверки выдвинутых гипотез с помощью методик.

  • Этап составления психологического заключения.

Сформулировать психологический диагноз и прогноз. Разработать плана по преодолению проблем семьи, выдать рекомендации. В психологическое заключение включить описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы реальной проблеме и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переоценку значения симптомов проблемного поведения членов семьи и выявление механизма симптомообразования.

Психологическое заключение является результатом профессионального анализа и интерпретации проблемы, основа для следующего этапа.

  • Этап совместного анализа причин проблемы и определения путей ее решения.


Провести определение «сильных» ресурсных и «слабых» аспектов семейного взаимодействия, выявить причины неэффективного функционирования.

Осуществить:

  • обсуждение основных положений;

  • совместно рассмотреть возможные решения;

  • всестороннюю оценку плюсов и минусов каждого из членов семьи;

  • принятие решения и выработку плана его реализации;

  • распределение ответственности и функций между членами семьи.

Разработать систему «домашних заданий» для реализации принятого решения (если необходимо).

  • Заключительный этап.

Произвести подведение итогов. Оценить реализацию принятого решения. Обсудить формы и сроки дальнейших контактов, а также совместно выработать плана профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в семье. Завершить совместную работу.
3. Методики для применения в работе.

    • Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3, тест Д.Х. Олсона). Данный опросник позволяет выявить уровень сплоченности семьи. Он дает возможность понять уровень эмоциональной связи между членами семьи, уровень семейной адаптации, а также понять, какое у них сейчас восприятие семьи.

    • Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони). Данный тест позволяет оценить эмоциональные отношения дочери с родителями, а также определить позицию ребенка в семье. Эта методика дает возможность оценить чувства ребенка к родителям. Эта информация может быть использована для объяснения того факта, что девочка перестала делиться секретами и никому не рассказывает, чем занимается.

    • Семейная социограмма Э. Г. Эйдемиллера. Позволяет выявить положение и значимость субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье.

    • Проективная рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман). Этот тест предоставляет богатую информацию о семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, внутрисемейные отношения, которые могут быть благоприятными для ребенка, вызывать чувство тревоги, враждебности, конфликтности, неполноценности, показывает, как ребенок воспринимает свое место в семье.

    • Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик). Методика будет использована для выявления реальных и идеальных представлений членов семьи друг о друге и характера их межличностных отношений в семье.

    • «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова). Позволяет выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка), а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций.

    • Анкета «Семейные роли» (в модификации А.В. Черникова). Эта методика помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

    • «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко). Опросник позволяет понять, удовлетворены ли супруги браком и не скрывается ли основная причина в проблемах в супружеской подсистеме.

    • «АСВ» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) в сочетании с опросником «Родителей оценивают дети» (Фурманов И. А., Аладьин А. А.). Данные опросники позволяют эффективно диагностировать родительское отношение.

    • Шкала депрессии Бека для подростков. Эта методика позволяет определить наличие и степень выраженности депрессии у дочери.



4. Назовите возможные направления помощи данной семье, то есть на решение каких задач может быть направлена помощь.
- С родителями:

  • Нормализация отношений между супругами, особенно в их отношении друг с другом (пример отношений родителе между собой является основным фактором воспитания детей).

  • Изменение их подхода к воспитанию ребенка (девочка 14 лет хочет от родителей подхода к ней как к другу, а не видеть в родителях надсмотрщиков и эксплуататоров).

- С ребенком:

  • Помощь подростку в преодоление кризиса, связанного с ее возрастом.

  • Помощь в налаживание (нормализации) отношений с родителями и сверстниками.