ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ
АЗИМУТАЛЬНЫЙ
РАДИОМАЯК
(VOR)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АКСЁНОВА ДМИТРИЯ
УИГА ИМ. Б.П. БУГАЕВА
2017
01
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Всенаправленный азимутальный радиомаяк (англ. VHF Omni Directional Radio Range, VOR) — вид радиотехнической системы ближней навигации, позволяющей определить угол между опорным северным направлением меридиана и направлением на воздушное судно относительно станции, а также угловое отклонение воздушного судна от линии заданного пеленга.
VOR маяк, вид сверху
02
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
По принципу формирования излучения выделяются следующие виды VOR маяков:
Обычные VOR или Conventional VOR - CVOR;
Доплеровские VOR маяки или Doppler VOR - DVOR. В настоящее время получили широкое распространение. Являются следствием дальнейшего развития системы.
Conventional VOR - фото из коллекции |
Doppler VOR |
Австралийского Музея Гражданской |
|
Авиации |
|
03
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Информация о пеленге рассчитывается путём сравнения фаз двух радиосигналов, принимаемых на борту ВС от VOR маяка. Несущая высокой частоты модулируется следующими двумя сигналами:
а) поднесущей 9960 Гц с постоянной амплитудой, модулированной частотой 30 Гц:
В обычных VOR составляющая 30 Гц этой модулированной по частоте поднесущей устанавливается независимо от азимута, называется "опорной фазой";
В доплеровских VOR фаза составляющей 30 Гц изменяется вместе с азимутом,
называется "переменной фазой"
б) составляющая модуляции по амплитуде 30 Гц:
В обычных VOR эта составляющая является результатом вращающейся диаграммы направленности поля, фаза которой изменяется вместе с азимутом и определяется как "переменная фаза";
В доплеровских VOR эта составляющая постоянной фазы и амплитуды по отношению к азимуту излучается всенаправленно и называется "опорной фазой".
VOR ориентирован так, что опорный и переменный сигналы совпадают по фазе в направлении магнитного севера. В остальных направлениях фазовый сдвиг меняется от ноля до 360°, позволяя однозначно определить магнитный пеленг воздушного судна.
04
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Принципиальные различия CVOR и DVOR:
|
СVOR |
DVOR |
Переменная |
AM 30 Гц |
FM 30 Гц |
фаза |
Вращение по часовой стрелке |
Вращение против часовой стрелки |
Опорная фаза |
FM 30 Гц |
AM 30 Гц |
Сигналы от обоих типов маяков могут приниматься на одно и то же бортовое оборудование. С точки зрения его лётной эксплуатации для пилота разница отсутствует!
05
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Частотный спектр излучения доплеровского VOR маяка
06
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Частотный спектр излучения обычного VOR маяка
07
ПРИНЦИП РАБОТЫ
В современных маяках сканирование организовано электронным способом:
антенны коммутированны таким образом, что передача сигнала переменной фазы ведётся последовательно каждой отдельной антенной в DVOR или парами антенн в CVOR.
|
Conventional VOR - попарное включение антенн |
|
создаёт диаграмму направленности в виде |
|
вращающейся "восьмёрки". Одновременное |
|
включение всех антенн создает ненаправленное |
Доплеровский VOR |
излучение. |
|
|
|
|
08
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Диаграмма направленности излучения обычного VOR маяка (CVOR) и доплеровского VOR (DVOR)
098
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Оба сигнала в приёмнике воздушного судна подаются на фазовый детектор для сравнения. На выходе фазового детектора формируется напряжение пропорциональное сдвигу фаз, которое затем поступает на индикатор или в пилотажнонавигационный комплекс.
ПРИМЕР: Разность фаз двух принимаемых сигналов равна 227° - следовательно азимут ВС также равен
227°.
Разность фаз принимаемых сигналов относительно основных направлений.
10
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Упрощённо можно представить VOR как радиомаяк, излучающий в каждом направлении свой индивидуальный сигнал.
В этом контексте, вместо понятия "пеленг" или "азимут" употребляется термин радиал (VOR Radials).
Принято считать что количество радиалов равно 360.
Радиал - единица условного деления на секторы диаграммы направленности маяка VOR и по сути характеризует МАГНИТНЫЙ ПЕЛЕНГ САМОЛЁТА (МПС)
11
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ
Согласно требованиям ИКАО, передача ведётся в частотном диапазоне ОВЧ (VHF) в следующем порядке:
В интервале 108,0 - 112,0 МГц - на частотах с чётным значением килогерц и с чётным значением килогерц плюс 0,05 МГц.
ПРИМЕР: 108,0; 108,05; 108,20; 108,25; 108,40; 108,45 ... итого 40 каналов
В интервале 112,0 - 117,95 - на всех частотах с разносом каналов 0,05 МГц - итого 120 каналов
Для опознавания маяков VOR несущая частота манипулируется трёхбуквенным кодом азбуки Морзе, который передаётся со скоростью 7 групп в минуту каждые 10 секунд.
Кроме того, позывные сигналы могут передаваться голосом с помощью магнитной записи, в том числе и для передачи информации ATIS.
12
ПОГРЕШНОСТИ
ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ
Влияние
неравномерного рельефа и сооружений вблизи размещения VOR маяка.
±1°
ИСКАЖЕНИЯ |
ПОГРЕШНОСТИ |
РАСПРОСТРАНЕНИЯ |
РАДИОПРИЁМНЫХ |
РАДИВОЛН |
УСТРОЙСТВ |
Девиации и |
Инструментальные |
искажения |
погрешности в |
излучённых сигналов |
приёмнике в |
в процессе их |
следствие |
распространения в |
несовершенства его |
пространстве. |
элементов. |
±1° |
±3° |
Таким образом, суммарная погрешность системы не должна превышать ±5°;
Если технически не удаётся избежать погрешности превышающей значение ±5°, об этом будет сообщено в АИП; Данные виды погрешностей не могут непосредственно наблюдаться пилотом на индикаторных приборах!
13
КОНУС НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ
14
СОСТАВ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
АНТЕННА |
ПРИЁМО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬ |
ИНДИКАТОР |
15
ПРИЁМОВЫЧИСЛИТЕЛЬ
Структурная схема бортовой приёмной аппаратуры VOR
16
ВИДЫ ИНДИКАТОРОВ
RMI
CDI
HSI
17
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТАХ
Обозначение |
Обозначение совмещённого |
угломерного |
угломерно-дальномерного |
оборудования VOR на |
оборудования VORDME на |
картах Jeppesen |
картах Jeppesen |
18
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ НАВИГАЦИИ
Вычисление МПР и МПС;
Полёт НА/ОТ радиостанции;
Перехват заданного радиала;
Полёт с выдерживанием заданного радиала
19
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ НАВИГАЦИИ
VOR маяки служат для обозначения точки входа или выхода с воздушной трассы, обозначения поворотных пунктов при навигации на маршруте