Файл: Vsenapravlenny_azimutalny_radiomayak.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ

АЗИМУТАЛЬНЫЙ

РАДИОМАЯК

(VOR)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АКСЁНОВА ДМИТРИЯ

УИГА ИМ. Б.П. БУГАЕВА

2017

01

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Всенаправленный азимутальный радиомаяк (англ. VHF Omni Directional Radio Range, VOR) — вид радиотехнической системы ближней навигации, позволяющей определить угол между опорным северным направлением меридиана и направлением на воздушное судно относительно станции, а также угловое отклонение воздушного судна от линии заданного пеленга.

VOR маяк, вид сверху

02

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

По принципу формирования излучения выделяются следующие виды VOR маяков:

Обычные VOR или Conventional VOR - CVOR;

Доплеровские VOR маяки или Doppler VOR - DVOR. В настоящее время получили широкое распространение. Являются следствием дальнейшего развития системы.

Conventional VOR - фото из коллекции

Doppler VOR

Австралийского Музея Гражданской

 

Авиации

 

03

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Информация о пеленге рассчитывается путём сравнения фаз двух радиосигналов, принимаемых на борту ВС от VOR маяка. Несущая высокой частоты модулируется следующими двумя сигналами:

а) поднесущей 9960 Гц с постоянной амплитудой, модулированной частотой 30 Гц:

В обычных VOR составляющая 30 Гц этой модулированной по частоте поднесущей устанавливается независимо от азимута, называется "опорной фазой";

В доплеровских VOR фаза составляющей 30 Гц изменяется вместе с азимутом,

называется "переменной фазой"

б) составляющая модуляции по амплитуде 30 Гц:

В обычных VOR эта составляющая является результатом вращающейся диаграммы направленности поля, фаза которой изменяется вместе с азимутом и определяется как "переменная фаза";

В доплеровских VOR эта составляющая постоянной фазы и амплитуды по отношению к азимуту излучается всенаправленно и называется "опорной фазой".

VOR ориентирован так, что опорный и переменный сигналы совпадают по фазе в направлении магнитного севера. В остальных направлениях фазовый сдвиг меняется от ноля до 360°, позволяя однозначно определить магнитный пеленг воздушного судна.


04

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Принципиальные различия CVOR и DVOR:

 

СVOR

DVOR

Переменная

AM 30 Гц

FM 30 Гц

фаза

Вращение по часовой стрелке

Вращение против часовой стрелки

Опорная фаза

FM 30 Гц

AM 30 Гц

Сигналы от обоих типов маяков могут приниматься на одно и то же бортовое оборудование. С точки зрения его лётной эксплуатации для пилота разница отсутствует!

05

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Частотный спектр излучения доплеровского VOR маяка

06

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Частотный спектр излучения обычного VOR маяка

07

ПРИНЦИП РАБОТЫ

В современных маяках сканирование организовано электронным способом:

антенны коммутированны таким образом, что передача сигнала переменной фазы ведётся последовательно каждой отдельной антенной в DVOR или парами антенн в CVOR.

 

Conventional VOR - попарное включение антенн

 

создаёт диаграмму направленности в виде

 

вращающейся "восьмёрки". Одновременное

 

включение всех антенн создает ненаправленное

Доплеровский VOR

излучение.

 

 

 

08

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Диаграмма направленности излучения обычного VOR маяка (CVOR) и доплеровского VOR (DVOR)

098

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Оба сигнала в приёмнике воздушного судна подаются на фазовый детектор для сравнения. На выходе фазового детектора формируется напряжение пропорциональное сдвигу фаз, которое затем поступает на индикатор или в пилотажнонавигационный комплекс.

ПРИМЕР: Разность фаз двух принимаемых сигналов равна 227° - следовательно азимут ВС также равен

227°.

Разность фаз принимаемых сигналов относительно основных направлений.



10

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Упрощённо можно представить VOR как радиомаяк, излучающий в каждом направлении свой индивидуальный сигнал.

В этом контексте, вместо понятия "пеленг" или "азимут" употребляется термин радиал (VOR Radials).

Принято считать что количество радиалов равно 360.

Радиал - единица условного деления на секторы диаграммы направленности маяка VOR и по сути характеризует МАГНИТНЫЙ ПЕЛЕНГ САМОЛЁТА (МПС)

11

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ

Согласно требованиям ИКАО, передача ведётся в частотном диапазоне ОВЧ (VHF) в следующем порядке:

В интервале 108,0 - 112,0 МГц - на частотах с чётным значением килогерц и с чётным значением килогерц плюс 0,05 МГц.

ПРИМЕР: 108,0; 108,05; 108,20; 108,25; 108,40; 108,45 ... итого 40 каналов

В интервале 112,0 - 117,95 - на всех частотах с разносом каналов 0,05 МГц - итого 120 каналов

Для опознавания маяков VOR несущая частота манипулируется трёхбуквенным кодом азбуки Морзе, который передаётся со скоростью 7 групп в минуту каждые 10 секунд.

Кроме того, позывные сигналы могут передаваться голосом с помощью магнитной записи, в том числе и для передачи информации ATIS.

12

ПОГРЕШНОСТИ

ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

Влияние

неравномерного рельефа и сооружений вблизи размещения VOR маяка.

±1°

ИСКАЖЕНИЯ

ПОГРЕШНОСТИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ

РАДИОПРИЁМНЫХ

РАДИВОЛН

УСТРОЙСТВ

Девиации и

Инструментальные

искажения

погрешности в

излучённых сигналов

приёмнике в

в процессе их

следствие

распространения в

несовершенства его

пространстве.

элементов.

±1°

±3°

Таким образом, суммарная погрешность системы не должна превышать ±5°;

Если технически не удаётся избежать погрешности превышающей значение ±5°, об этом будет сообщено в АИП; Данные виды погрешностей не могут непосредственно наблюдаться пилотом на индикаторных приборах!


13

КОНУС НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

14

СОСТАВ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

АНТЕННА

ПРИЁМО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬ

ИНДИКАТОР

15

ПРИЁМОВЫЧИСЛИТЕЛЬ

Структурная схема бортовой приёмной аппаратуры VOR

16

ВИДЫ ИНДИКАТОРОВ

RMI

CDI

HSI

17

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТАХ

Обозначение

Обозначение совмещённого

угломерного

угломерно-дальномерного

оборудования VOR на

оборудования VORDME на

картах Jeppesen

картах Jeppesen

18

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ НАВИГАЦИИ

Вычисление МПР и МПС;

Полёт НА/ОТ радиостанции;

Перехват заданного радиала;

Полёт с выдерживанием заданного радиала

19

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ НАВИГАЦИИ

VOR маяки служат для обозначения точки входа или выхода с воздушной трассы, обозначения поворотных пунктов при навигации на маршруте