Файл: Общение с жертвой в очаге чс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник 7 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ

МЧС России по Ставропольскому краю

майор внутренней службы

Н.А. Басов

«___»_______________________2022 г.



ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с группой личного состава 7 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по СК с 19 по 22 ноября 2022 года.
Тема: общение с «жертвой» в очаге ЧС

Вид занятия: теоретическое занятие Отводимое время: 1 (ч.).

Цель занятия: изучение данной темы, оценка знаний личного состава.

Литература, используемая при проведении занятия:

1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Под общей ред. Ю.С. Шойгу., 2007 год.

2. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция, 2006 год.

Развернутый план занятия:

  1. Учебный вопрос № 1 - вводная часть, 5 (мин.)

Уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке личного состава, анализ результатов предыдущего занятия по этому предмету.

  1. Учебный вопрос № 2 - основная часть, 30 (мин.)

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто - то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)?

Группы пострадавших:

  1. Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).

  1. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.

  2. Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.

  3. Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).

  4. Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета... К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.


Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

  1. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.

  2. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.

«Общение с «жертвой».

Цель: разобрать общие принципы общения с «жертвой» во время проведения аварийно-спасательных работ.

Помимо основных правил общения с пострадавшими в чрезвычайном происшествии, является необходимым выделить правила работы с людьми, чьи жизни находятся на грани, теми людьми, которые напрямую зависят от вовремя и грамотно оказанной им помощи. Например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной аварии или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении. Такую группу пострадавших принято называть «жертвы», то есть люди, находящиеся в очаге ЧС.

Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:

- работа с «жертвой» в течение аварийно-спасательных работ;

- работа с «жертвой» после ее извлечения.

Сама по себе тема общения пожарных, спасателей с пострадавшими, изолированными в очаге ЧС, довольно актуальна. Сюда можно отнести и ДТП, и пожары, и обрушения конструкций, словом – все ЧС, включающие в себя различную по продолжительности, изолированность человека.

Практика самих пожарных, спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу же после вызволения их из очага ЧС, причем, не всегда вследствие полученных травм. Примером может служить ситуация землетрясения, когда в течение двух суток спасатели работали над извлечением из-под обломков, находившегося в сознании мужчины. Они поддерживали с ним связь,
работали поочередно, без перерывов. Делалось все для спасения человека. Мужчину удалось извлечь, но не удалось спасти, он умер при передаче его медикам.

Почему же это происходит? Человек ставит перед собой цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель – сделать все, чтобы этот кошмар закончился! Пострадавший прилагает все силы, мобилизует внутренние резервы своего организма, тратит всю энергию на то, что бы спастись. Ему сейчас важно – выжить, а не жить, любить, творить…

Что происходит дальше? «Жертва» спасена. Кошмар окончился, он увидел свет. Часто это означает, что человек уже все от него зависящее выполнил, а дальше о нем позаботятся другие (медики). Именно на этом этапе пострадавший снимает с себя ответственность за дальнейшее происходящее – бороться больше не за что, главная цель достигнута. Теперь он может, наконец, расслабиться и …умереть.

Можно предположить, как чувствуют себя в такие моменты пожарные, спасатели. По их словам, бывали случаи, когда по окончании подобной ситуации, долго ведут диалог с самими собой по вопросам: «Все ли я сделал для того, что бы человек выжил? Что я сделал не так?». Подобные диалоги могут перерасти в чувство вины.

Первый этап: Основы работы с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ

1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.

2. Для этого, один из группы работающих пожарных, спасателей является – «заговаривающим», который поддерживает связь с пострадавшим. Теоретически, это психологическая работа, но практически данным видом деятельности приходится заниматься кому-то из пожарных, спасателей, т.к. пока на ЧС задействуются очень небольшое количество психологов, и их естественно не хватает на всех пострадавших. Следовательно, вам необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом.

3. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с «жертвой», например, держать человека за руку. Беседуя с ним, «заговаривающий», преследует определенную цель - ориентирует пострадавшего на борьбу. В задачу «заговаривающего»
входит осознание пострадавшим, что он не один, что он кому-то нужен.

4. Сбор информации о пострадавшем:

- информация о нем на данный момент: как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит? Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места? И т.д.

- информация о «жертве» иного рода: есть ли дети? чем занимается? что любит? кому он нужен? И т.д. Именно это информация позволит вам найти для этого пострадавшего ресурс и простроить перспективу на будущее.

5. Простройка перспективы на будущее представляет собой не столько настрой на выживание «жертвы», сколько настрой на желание ее жить дальше! Такая простройка осуществляется благодаря информации, предоставленной «жертвой» в процессе их общения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на данном этапе рекомендуется провести практическую отработку, направленную на отработку навыков общения с жертвой. (Материалы представлены в Приложении10).
Схема работы (общения) с жертвой при ведении АСР:


1.

Старайтесь держать человека в сознании

2.

Обязательно общение – «заговаривающий»

3.

При возможности – поддерживайте физический контакт

4.

Сбор информации

5.

Поиск ресурса, простройка перспективы на будущее


Упражнение «Общение с жертвой»

Цель: Отработка навыков общения с жертвой.

Любым образом, выбираются 4 человека: один из которых, является «жертвой», трое других - группой пожарных, спасателей, ведущей аварийно-спасательные работы. Причем, один из троих, берет на себя роль «заговаривающего». Задача «жертвы» - находясь в определенной изоляции (за стулом, за столом), поддерживать общение со спасателями. Задача «заговаривающего» - общаться с «жертвой», соблюдая общие принципы общения с пострадавшим, находящимся временно в изоляции. Задача двух других участников, выполняющих роли спасателей – при необходимости помогать «заговаривающему». Остальные участники являются наблюдателями, функция которых понятна: молча наблюдать за процессом. Лучше работать, ориентируясь на определенную ситуацию. Рекомендуемые ситуации:


ситуация 1

Молодой человек – зажат в автомобиле, в результате дорожно-транспортного происшествия. С ним существует визуальный контакт. Он находится в сознании, способен к общению.

ситуация 2

Мужчина находится под обломками дома. Визуальный контакт с ним отсутствует. Кроме руки, доступ к другим частям тела пока не возможен. Он в сознании, способен к общению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: После выполнения задания, обсуждение, где учитывается:

- мнение наблюдателей;

- ощущения «жертвы» на разных этапах общения;

- ощущения «заговаривающего» на разных этапах общения с пострадавшим.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на этом этапе занятия, возможно, просмотреть видеоролик по общению спасателей с пострадавшим, а затем провести обсуждение: насколько эффективно было общение? была ли возможность у спасателей общаться с пострадавшим? какие ошибки допустили спасатели при общении с данным пострадавшим? и т.п. Можно проиграть эту ситуацию правильно.

Второй этап: «Общение с «жертвой» после извлечения».

Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается! Основные принципы общения (работы) с «жертвой», после ее извлечения:

- передаете человека другим специалистам (медикам);

- даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.

Для пострадавшего, на данном этапе, это очень важно! Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен. Самое главное, чтобы пострадавшего, не покидало желание жить!

Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:

- техника «Трех «да»;

- техника пресуппозиции;

- техника «Или-или».

Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:

  1. Задайте человеку подряд три вопроса, на которые он однозначно ответит «Да».

  1. Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).

В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии.