Файл: 1. Понятие и сущность конъюнктуры потребительского рынка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• низкий уровень оборота;

• низкий уровень цен, прибылей, процентов и доходов.

Поскольку производители ожидают лишь низкую рентабельность, они почти никуда не вкладывают свои капиталы. Одновременно потребители надеются на дальнейшее снижение цен и поэтому занимают выжидательную позицию.

2. Вторая фаза — подъем.

В фазе низкого экономического уровня из борьбы выключаются предприятия с низкой конкурентоспособностью и тем самым сокращаются убыточные производственные мощности. Одновременно освобождаются склады, и таким образом, появляются стимулы к усилению деятельности.10

Признаки подъема:

• подъем производства при снижении безработицы;

• рост оборота;

• рост цен, курсов акций и, наконец, рост процентных ставок.

3. Третья фаза: высокая конъюнктура.

Признаки высокой конъюнктуры:

• полная занятость, вплоть до сверхзанятости;

• очень высокие обороты;

• высокие и продолжающие расти цены, зарплата, процентные ставки.

4. Четвертак фаза: падение конъюнктуры.

Когда спрос не успевает за производством по причине высоких цен, устанавливается фаза падения конъюнктуры.

Признаки падения:

• сокращение оборота, прекращение роста (застой);

• сокращение производства, увольнение рабочей силы, остановка

производственных линий;

• падение цен, курсов, процентных ставок.11

Экономический процесс является настолько сложным, что невозможно объяснить одной-единственной причиной подъем и спад конъюнктуры. В качестве главной причины может рассматриваться диспропорция между производством и потреблением, причем в кризисные периоды избыток в производственной сфере противостоит недостатку в сфере потребления. Перепроизводство делается возможным за счет высоких прибылей, завышенных цен, заниженной оплаты труда, широко предоставляемых кредитов. Сокращение спроса на товары наступает из-за того, что повышение зарплаты и особенно пенсий следует за повышениями цен лишь через какой-то промежуток времени.12

Падение покупательского спроса ведет к пессимистическим ожиданиям как со стороны предпринимателей, которые реагируют соответствующим образом (увольнение рабочих, остановка производственных линий, понижение цен), так и со стороны рабочих — занимается выжидательная позиция в отношении спроса на товары. Кроме того, ожидается плохая перспектива для сбережения денег и накопления. Сегодня все разделяют: точку зрения о том, что развитие конъюнктуры не должно пускаться на самотек. Конъюнктурные изменения должны не ограничиваться, а смягчаться.


Средства сдерживания высокой конъюнктуры. Для сдерживания высокой конъюнктуры в распоряжении государства имеются монетарные, налоговые и психологические средства.

Исследование конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей и иной информации, характеризующей состояние экономики. Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализа исследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов. Для того, что бы представлять ситуацию происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.

Каждая конъюнктура может быть подразделена на 4 фазы:

1. Первая фаза: низкий уровень = депрессия,

2. Второй уровень: подъем = конъюнктура в более узком смысле.

3. Третья фаза: высокий уровень = высокая конъюнктура.

4. Четвертая фаза: падение = экономический спад или кризис.
1.1. Задачи и методы изучения конъюнктуры рынка
Исследование конъюнктуры рынка представляет собой одну из важнейших задач, которая стоит как перед независимыми маркетологами, так и перед маркетинговыми отделами крупнейших предприятий. Независимые исследования, которые проводятся различными аналитическими агентствами, часто пользуются огромной популярностью, как у предпринимателей, так и у частных инвесторов. 

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.13

Конъюнктура характеризуется прежде всего соотношением спроса и предложения. Это соотношение меняется в зависимости от того или иного фактора, оказывающего непосредственное воздействие на спрос или предложение или же на спрос и предложение одновременно, и в свою очередь порождает те или иные тенденции товарного обращения. Развитие рынка происходит через постоянное преодоление противоречия между спросом и предложением
, которое определяет всю диалектику данной экономической категории. На это указывал, в частности, К. Маркс, критикуя всякого рода утопические теории. Он писал, что только в подобных теориях «спрос равен предложению, производство равно потреблению». Поэтому можно сказать, что конъюнктура служит выражением диалектики развития внутреннего рынка при социализме.

Если подойти теоретически к вопросу состояния рыночной конъюнктуры, то следует вспомнить классические ситуации: спрос превышает предложение – тогда цены на товары растут; предложение превосходит спрос – это вызывает падение цен; и наконец, рыночное равновесие, при котором предложение равно спросу. Последняя ситуация не является типичной для практики, о чем свидетельствует высказывание К. Маркса. Но тем не менее то или иное состояние конъюнктуры требует принятия определенных решений со стороны как продавца, так и покупателя. И чтобы принять правильное решение, необходимо обладать информацией о состоянии дел на рынке, а значит, провести его изучение.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.14

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:

- использование различных, взаимодополняющих источников информации;

- сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка;

- применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.15

Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена.


Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.16

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.

Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.17

Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.

В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:

- установление объекта прогнозирования;

- выбор метода прогнозирования;

- процесс разработки прогноза;

- оценка точности прогноза;

Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.

В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и последующей корректировкой результатов прогнозных расчетов.18

Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.


Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном виде.

Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование. Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.
1.2 Оценка конъюнктуры рынка
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен19.

Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.