Файл: Тема 1. Предмет, задачи, структура специального курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема №1.Предмет, задачи, структура специального курса «Законодательные акты как исторические источники»
2 часа
1. Предмет и задачи истории как науки.
2. Законодательные памятники как исторические источники
3. Понятие, виды и общая методика изучения законодательных актов.
Литература
-
Графский В.Г. Всеобщая история государства и права – М.:Норма, 2000. -
Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. –М., 1963. -
История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2-х ч. – Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004 – 624 с. -
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.Черниловского. – М.: Юрид. лит., 1995. -
Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права : Учебник / З. М. Черниловский. – М.: Проспект, 2002. – 591 с.
Слово «история» заимствовано из греческого языка, означает «повествование о событиях». Термин «история» используется в повседневной жизни в различных смыслах. Например, история-это последовательная смена состояний любого объекта, способного развиваться во времени (история человечества, Земли, болезни человека). Минувшая социальная действительность, события прошлой жизни людей (египетские пирамиды, первая мировая война и т.д.). История - становление, развитие и смена устойчивых безличных структур духовной деятельности (фазы экономического развития, смена стилей в искусстве, смена научных парадигм).
В настоящее время термин «история» употребляется в двух значениях: для обозначения процесса развития природы и человечества; когда речь идет о науке, изучающей прошлое природы и общества. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. История – гуманитарная наука, которая исследует прошлое человеческого общества и дает рациональное объяснение политическим, социальным, экономическим, культурным фактам и процессам. История изучает как неповторимые черты обществ, событий, личностей, так и воспроизводящиеся в разные эпохи структуры власти и характер социального неравенства, формы собственности и типы хозяйства, войны и революции.
Превращение истории из отрасли культуры в науку представляло собой довольно длительный процесс и завершилось на рубеже XIX – XX вв. Именно в это время сложилось четкое представление о пределах исторического познания, об относительности исторических знаний и исторической истины.
Как самостоятельная наука история имеет свой объект и предмет исследования. Объект изучения для истории – вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: История мира в целом; История какого-либо континента, региона, страны; Народа (например, китаеведение); Группы народов (например, славяноведение).
В современной исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета исторической науки. Что влияет на предмет истории? Определение предмета истории связано с мировоззрением исследователя, его философскими взглядами. Предметом изучения истории может быть любой вид человеческой деятельности в прошлом. При этом уже с античных времен сложилась традиция обращать основное внимание на политические события – законотворчество и войны, а также на деяния исторических личностей (цари, вожди, полководцы). В XIX - XX вв. сфера исторического исследования расширилась, в неё были включены изучение социально-экономических процессов, партий, классов, социальных групп, быт людей, менталитет народа.
Таким образом, в настоящее время предметом исторической науки является изучение особых закономерностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей, в социальной практике. При этом ист. закономерностям присущи: объективность, т.е. независимость от воли исторических персонажей; существенность, неслучайность характера возникновения и протекания ист.явления, процесса, т.к. вызываются логикой саморазвития объективных ситуаций, предметность и последовательность.
Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Поэтому главным для него является исторический источник, памятник, артефакт, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп: письменные источники(эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);
вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.); этнографические (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов); фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.); лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.); кинофотофоно-документы.
Особая наука, изучающая источники -Источниковедение -входит в круг научно-исторических дисциплин, изучающих источники и прошлое.
Предметом источниковедения является исторические источники. Источниковедение изучает причины и условия возникновения источников, закономерности отображения в них исторического развития человечества и методы использования источников в процессе исторического исследования.
История и источниковедение обращены к прошлому и его остаткам- источникам. Но отношение к источникам у них разное. Основное внимание историка направлено на само прошлое. Исследуя ту или иную тему (аспект прошлого), он берет из документа только нужную ему информацию. Для источниковеда же - главное сам источник во всей его целостности. К прошлому источниковед обращается лишь в той мере, в какой оно необходимо ему для определения места и функций источника в прошлом и оценки достоверности сообщаемых им сведений. Другими словами, предмет истории - прошлое в источниках, в то время как предмет источниковедения - источники в прошлом. Предметы их различны. Из чего следует очевидный вывод о самостоятельности источниковедения по отношению к конкретной истории.
2. Особый вид письменных источников-законад.акты, которые регулируют с древних времен различные сферы соц. отношений. Акт ( лат. привожу в действие)-это официальный документ, который констатирует произошедшее действие или факт социальных действий, отношений жизни, имеющий правовую (юридическую) силу.
Законодательство – это комплекс нормативных актов, принятых с помощью определенной процедуры и действующих в данном государстве в виде отраслей права (административного, уголовного, гражданского и т.д.).
Законодательные памятники представлены практически во всех исторических периодах. Они носят официальный характер, исходят от государственной власти и, следовательно, представляют официальную точку зрения па то, какая правовая и социально-политическая системы, а также социально-экономические отношения должны быть в государстве. Конечно, не все законы и не всегда соблюдались, иногда они представляли собой определенную "идеальную модель".
Законодательные памятники как исторические источники имеют следующие преимущества:
– сохраняют социальную, экономическую, правовую терминологию прошлого, которая часто не отражается в других источниках, и помогают ее истолкованию;
– дают четкие юридические формулировки, определения, ограничивающие вариативность интерпретаций и облегчающие наше понимание прошлого;
– предполагают универсальность, распространение во всем обществе, применимость к масштабным социально-экономическим процессам, глобальность социального охвата;
– являются главным источником по вопросам истории государства и права; нередки ситуации, особенно применительно к Средневековью, когда других источников по этой проблематике не дошло вообще;
– становятся одним из главных источников для изучения социально- экономических отношений;
– задают систему правовых и социальных координат.
К недостаткам законодательных памятников как исторических источников следует отнести возможные сложности с пониманием терминологии, особенно если у нас отсутствуют другие источники для верификации информации (применительно к ранним периодам).
Законодательные памятники в своем развитии проходили определенную эволюцию. В древности и раннем Средневековье было распространено так называемое обычное право – комплекс юридических норм, основанных на традиции, обычае, прецеденте, имевшем место в прошлом. Эти нормы обычно не сформулированы, часто даже не записаны. К ним могут относиться обычай кровной мести, принцип талиона (равного воздаяния, "око за око"), принцип коллективной ответственности, круговой поруки, ордалии (установление вины через "божье испытание" – каленым железом, водой, поединком и т.д.).
По мере формирования государственная власть начинает нуждаться в кодификации обычного права, его записывании и оформлении в виде письменного законодательства, посвященного конкретным вопросам. Этот процесс называется кодификацией законов (превращение разрозненных юридических норм в единое письменное законодательство, комплекс норм – кодекс). Помимо обычного права, в Средневековье в качестве главного источника права выступала также воля верховного правителя (князя, великого князя, государя), а также различные юридические прецеденты. Поскольку в Средневековье, как правило, имела место феодальная раздробленность, законы носили локальный характер, действовали применительно к конкретным территориям, с определенной направленностью. Об универсальности права у общества пока еще не было представлений.
На рубеже позднего Средневековья и раннего Нового времени, в период возникновения единых государств, национальных государств, ранних империй и протоимперий происходит общегосударственная кодификация права. Для Европы, в том числе и для России, это XV–XVII вв. – время появления общерусских Судебников (1497, 1550, 1589), и венец развития русского нрава раннего Нового времени – Соборное уложение 1649 г.
В эпоху средневековья и, частично, в Новое время, законодательство делится на светское и церковное (каноническое). Светское, включает собственно законы, указы, постановления, подзаконные акты, различные материалы, материалы судопроизводства, исходящие от светской власти. К церковному, относятся каноны святых апостолов, каноны Вселенских соборов, каноны поместных соборов, каноны отцов церкви, сборники юридических церковных постановлений (в средневековой Руси – кормчие книги, Мерило Праведное, Правосудие митрополичье; в Новое время – постановления Святейшего Синода).
Важным фактором утверждения публичности, массовости законодательных памятников в данную эпоху стал их издание в виде печатных текстов, что значительно расширило сферу их распространения и легитимации нормативно-правового документа (с 1764 г. вводится принцип, согласно которому закон вступает в силу с момента опубликования). Теперь становится возможной детализация права, которой требует развитое государство Нового времени. Возникают отрасли права (гражданское, уголовное, военное, международное и т.д.).
2. Традиционное отечественное источниковедение возникло в русле государственно-институционального подхода. В связи с этим приоритет в источниковедении отдавался изучению нормативных правовых актов, в которых выражались властные предписания гражданам от имени государства.
Нормативный правовой акт (далее – НПА) представляет собой императивный (властно-предписывающий) письменный документ, из которого может быть выведено общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее представительно-обязывающий характер и охраняемое от нарушения мерами государственного принуждения. Такое правило поведения носит название нормы права.
Норма права– это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения